Тема 6. Макроэкономическое равновесие
Экономическое равновесие – такое состояние экономики, при котором использование в производстве ограниченных ресурсов и их распределение между экономическими агентами осуществляется оптимальным образом, устраивающим всех в обществе.
Виды равновесия:
· частичное (частное) равновесие;
· общее (макроэкономическое) равновесие.
Частное равновесие – равновесие на отдельном рынке или группе рынков, взятых изолированно от всей остальной экономики; выражается в равенстве спроса и предложения на данных рынках.
Общее равновесие – равновесие в национальной экономике в целом, одновременно охватывающее все составляющие её отдельные рынки; выражается в сложной системе пропорций между самыми разными экономическими процессами и явлениями.
Пропорции в экономике:
· общеэкономические пропорции;
· межотраслевые пропорции;
· территориальные.
Общеэкономические пропорции:
· между совокупным спросом и совокупным предложением;
· между производством и потреблением совокупного общественного продукта;
· между ренальным и финансовым секторами;
· между производством средств производства и производством предметов потребления;
· между реализуемой товарной массой и количеством денег в обращении и т.д.
Межотраслевые пропорции:
· между промышленностью и сельским хозяйством;
· между добывающими, перерабатывающими и обрабатывающими отраслями промышленности;
· между энергетикой и отраслями, потребляющими энергию;
· между транспортом и отраслями-грузоотправителями и грузополучателями и т.д.
Территориальные пропорции:
· между экономическими районами (например, Поволжским и Уральским);
· между республиками, краями и областями и т.д.
6.2. Совокупный спрос и совокупное предложение (модель AD–AS)
Совокупный спрос (AD)– общая сумма всех индивидуальных объёмов спроса в национальной экономике.
Факторы совокупного спроса:
· уровень цен;
· потребительские расходы;
· инвестиционные расходы;
· государственные расходы;
· чистый экспорт.
Влияние уровня цен на AS иллюстрирует кривая AS, а ее форма объясняется тремя эффектами:
· эффект богатства;
· эффект процентной ставки;
· эффект обменного курса.
Эффект богатства:
· рост уровня товарных цен снижает покупательные способности финансовых накоплений населения;
· население становится беднее и сокращает потребительские расходы;
· уменьшается объём совокупного спроса.
Эффект процентной ставки:
· рост уровня цен ведёт к повышению уровня процентных ставок;
· это сужает возможности получения кредита и сокращает инвестиционные расходы;
· уменьшается объём совокупного спроса.
Эффект импортных закупок:
· рост уровня внутренних цен ведёт к тому, что отечественные товары становятся относительно дороже импортных товаров;
· величина чистого экспорта (экспорт за вычетом импорта) падает;
· уменьшается объём совокупного спроса.
Напотребительские расходывлияют:
· благосостояние потребителей;
· ожидания потребителей;
· задолженность потребителей;
· налогообложение потребителей.
На инвестиционные расходы влияют:
· процентные ставки;
· ожидаемые прибыли от инвестиций;
· налоги на бизнес;
· технологии;
· избыточные мощности.
На государственные расходы влияют:
· социальная и экономическая ситуация в стране;
· потребности государства.
На чистый экспорт влияют:
· национальный доход зарубежных стран;
· валютные курсы.
Совокупное предложение – общая сумма всех индивидуальных предложений в национальной экономике.
Факторы совокупного предложения:
· уровень цен;
· цены на ресурсы;
· эффективность производства;
· налоги и субсидии;
· характер государственного регулирования.
Влияние уровня цен на AS иллюстрирует кривая AS, складывающаяся из трех отрезков.
Кейнсианский (горизонтальный) отрезок кривой AS:
· отражает состояние глубокого спада;
· объём национального производства значительно меньше совокупной производственной мощности;
· имеет место незанятость ресурсов;
· экономический рост может осуществляться без роста цен.
Промежуточный (восходящий) отрезок кривой AS:
· отражает состояние подъёма в экономике;
· экономический рост сопровождается ростом уровня цен.
Классический (вертикальный) отрезок кривой AS:
· отражает состояние экономики, находящейся на пределе своих производственных возможностей;
· имеет место полная занятость ресурсов.
Совокупная производственная мощность – максимальный объём совокупного предложения, достигаемый при условии полной занятости ресурсов; показывает границу производственных возможностей общества.
Влияние цен на ресурсы:
· повышение цен на ресурсы приводит к увеличению средних издержек и, тем самым, к сокращению совокупного предложения (кривая AS сдвигается влево);
· снижение цен на ресурсы даёт обратный эффект (кривая AS сдвигается вправо).
Факторы цен на ресурсы:
· наличие ресурсов внутри страны;
· импорт ресурсов;
· колебания валютных курсов;
· степень рыночной власти поставщиков.
Влияние эффективности производства:
· повышение эффективности снижает средние издержки и увеличивает совокупное предложение (кривая AS сдвигается вправо);
· снижение эффективности даёт обратный эффект (кривая AS сдвигается влево).
Влияние налогов и субсидий:
· увеличение налогов с предприятий увеличивает их общие издержки и сокращает совокупное предложение (кривая AS сдвигается влево);
· увеличение субсидий оказывает обратное действие (кривая AS сдвигается вправо).
Влияние характера государственного регулирования:
· усиление государственного регулирования сверх определенного предела может приводить к снижению эффективности производства и совокупного предложения (кривая AS сдвигается влево).
Равновесие в модели AD–AS достигается в случае равенства совокупного спроса и совокупного предложения, т.е. в точке пересечения кривых AD и AS.