Тема 5.Этика и эстетика отношения к жизни.
Каким должно быть отношение к жизни – это зависит от того, какова жизнь, а какова она – во многом зависит и от нашего отношения к ней. Сколь угодно трудную жизнь можно облегчить правильным отношением к ней. Отношение к жизни определяет мировоззрение и во многом судьбу человека. В течение жизни отношение к жизни не может быть всегда одинаковым, оно меняется с возрастом, изменением семейного положения, мировой экономики, политической ситуации в стране, прочими обстоятельствами, даже от перемены настроения. Рабы серьезности или легкомыслия, страстей или бесстрастия, болтовни или молчаливости, долга или безответственности, Бога или безбожия, похоти или бесчувственности, обид или безобидности, увлечений или хандры, людей или вещей, экстрима или уюта, идей или безыдейности – всяческие рабы, даже свободы, калечат свою жизнь неверным отношением к жизни.
Слишком серьезное отношение к жизни смешно, а слишком несерьезное – опасно. Серьезные люди совершают серьезные ошибки, но реже, чем несерьезные люди, но частые несерьезные ошибки тоже опасны. Жить вообще опасно, рискованно, но, как говорят, «кто не рискует, тот не пьет шампанского». Кто шутя и мужественно переносит невзгоды, того они предпочитают обходить стороной, а кто при малейших трудностях раскисает, теряется, говорит «ужас, кошмар и т.п.», тот накличет к себе бед настоящих, потом говоря, что верно, что «беда не ходит в одиночку». Шотландский поэт Роберт Бернс в 17 веке писал: «Доволен я малым, а большему рад. А если невзгоды нарушат мой лад, за кружкой, под песню гоню их пинком – пускай они к черту летят кувырком. В досаде я зубы сжимаю порой, но жизнь – это битва, а ты, брат, герой! Мой грош неразменный – беспечный мой нрав, и всем королям не лишить меня прав. Возиться ли с клячей – судьбою моей? Ко мне, от меня ли, но шла бы скорей, забота иль радость заглянет в мой дом, «Войдите,- скажу я,- авось проживем!» Веселые люди от удачи, от жар-птицы хоть перышко, да ухватят, а серьезные люди птицу счастья не ждали, вот и упустят, зато бед накличут и обмануть их не умеют. У веселых более здоровый образ мысли, а у серьезных – образ жизни. Но серьезные помешаны на здоровье и портят его увлечением модными диетами, тренажерами, не умея мобилизовать ресурсы самого организма, закаляться и доверяться себе. А веселые гибнут от бесшабашности, неоправданных рисков, чрезмерного легкомыслия, «авось». Весело жить лучше, но в жизни есть место и время и для грусти! Все приятным не бывает, и удача капризно может отвернуться, никто не застрахован от болезней и все обречены на смерть, которая ходит где-то рядом.
Желательно научиться любить не столько себя, сколько свою жизнь, наполняя ее всеми доступными радостями. Чем жизнерадостнее человек, тем выше его воля к жизни и жизнестойкость, способность согнуться, но не сломаться под тяжестью проблем или лет. Жизнестойкость повышает избавление от розовых очков оптимиста и черных очков пессимиста, умение видеть все краски мира, слышать все звуки, знать все вкусовые ощущения от жизни, то есть быть реалистом и чуть-чуть оптимистом, чтобы видеть проекцию лучшего в свое будущее и реализовать этот сценарий жизненного пути при малейшей возможности. Пессимист же скатывается к фатализму, мрачной и слишком серьезной трактовке всех событий, кличет себе невольно беды. А оптимизм чрезмерный ведет к уже рассмотренным ошибкам легкомысленных авантюристов, поверхностно скользящих по жизни, плохо укоренных в ней, потому что ничем особенно не дорожащих. Их не только нечем вспомнить близким, но и самим нечего вспомнить, оглядываясь перед смертью, будто бы и не прожил без переживаний, как вообще не жил.
Жизнерадостный жизнестоек, согнется в три погибели, но не сломается, не погибнет, потому что хорошо укоренен, у него много привязанностей в этой жизни, они глубоки и сильны. Если есть надежные друзья, то никакие враги и трудности не страшны, но не надо слишком привязываться к друзьям. Кто-то семью заведет и ему станет не до вас, кто-то уедет навсегда – жизнь продолжается, появятся новые друзья и у вас, и у бывшего друга. Мужество терять и готовность обретать, начинать иногда снова все зависят от того, чем еще, кроме дружбы, любви, работы, хобби жил. Когда многое интересно, многое можешь, поскольку попробовал и получается, временная или навсегда утрата чего-то одного еще не все потеряно. Горько матери терять сына, но если он не единственный, то силы выжить найдутся, есть еще для кого жить. Хорошей укорененности помогает благодарность к жизни и судьбе, родителям и учителям, друзьям и недругам, что показали твои недостатки и научили защищаться. Неблагодарность не только не этична, но и не практична. Неблагодарный даже родителям тяжек своими вечными претензиями, иллюзиями, что ему все чего-то должны, а он ничего никому. И страну хает, мечтая покинуть, и время ругает, и всем недоволен, ибо ждет все несбыточного, сказочного осуществления его мечты кем-то, к кому он тоже заранее с претензией, что слишком долго ждать пришлось. Сам не живет и другим не дает жить свободно, радостно и красиво здесь и сейчас. Чем лучше человек укоренен в жизни, чем больше у него привязанностей, увлечений, тем он и свободнее на самом деле, хотя и кажется, что он то лишил себя свободы полностью, даже свободных минуток нет. Источниками его жизнелюбия стали любовь и семья, нужность близким и даже малознакомым, интересная и хорошо оплачиваемая работа, хобби для дополнительной реализации творческого потенциала, умение активно и пассивно быстро отдохнуть и восстановить работоспособность и спортивную форму. Это и подобное дарит полноту жизни, благодарность к жизни, ощущение счастья оттого, что состоялась жизнь, удалась. Это видно если у человека вырастает настоящая благодарность природе и предкам и свобода от неблагодарности из-за зависти, зла или рабства какого-либо.
«Красиво жить не запретишь» - говорит поговорка, но и не научишь, поскольку «о вкусах не спорят». У каждого социального слоя свой идеал красивой жизни, да и внутри каждой группы спектр мнений широк. Есть общее для многих: воля к жизни и вера в себя, умение радоваться и радовать, почувствовать свое счастье до того, как поймешь, что был счастлив. Побольше ролей во всех сферах жизни общества поможет лучшей укорененности в жизни. Быть из хорошей, дружной семьи и передать эту традицию потомкам, сделать удачную карьеру и вовремя уступить место подготовленному тобой преемнику. Не дать себя поработить даже идеям, но и не быть безыдейным. Участвовать в решении сверхзадач и не жить среди тех, кто «без царя в голове и без Бога в душе». Наполнять свою жизнь все новыми смыслами и своевременно прощаться с уходящими. И быть по возможности с созидателями жизни, а если и с разрушителями, то по мере необходимости расчистить площадку от старого, отжившего, для нового, более перспективного. А движимые местью, завистью, только деньгами где жили красиво? Но и не позволявшие себе никаких излишеств, ничему со страстью не отдававшиеся, вечно боящиеся неразумных поступков разве красиво прожили? Тускло, бездарно, холодно расчетливо прожитая «правильная жизнь» жалка и смешна. А «красивая жизнь» преступников даже не смешна. Красиво прожить или хотя бы пожить можно в любых обстоятельствах, это от нас зависит. Жить честно и достойно нужным обществу специалистом и любимым близкими тебе, умеющим любить и дружить, многое знать и уметь и еще больше хотеть, но из того, что можешь и надо, жить со вкусом и радуясь каждому дню, не цепляясь за жизнь, ибо есть что дороже самой жизни – да разве можно перечислить все, что относится к красивой жизни? Проще перечислить, что явно не скрасит, а искалечит жизнь, сделает ужасной, хуже смерти. Кто погубил возможность красивой жизни, того ждет меланхолия, тоска по иному миру. Но кто знает, что это за мир, лучше ли этого?
Отношение к неприятностям и неудачам как к урокам, как к необходимости обмозговать причины и устранить их впредь, чтоб «не наступить на те же грабли» поможет нам в синусоиде жизни полосы приятные и удачливые сделать подлиннее, а полосы неприятностей и неудач – короче и менее глубокими. Все и всегда не бывает приятным и нам, и, если кто-то нам доставил неприятность, то спасибо ему за тренировку нашей воли, прибавление в знаниях. Обречен на непрятности тот, кто все откладывает на последний момент, несвоевременно готовит уроки, одежду, ленится встать пораньше и боится переделать, сделать с запасом. Надо делать все от тебя зависящее. Тогда неприятность будет легче восприниматься: не из-за тебя она, твоя совесть спокойна. На неудачах мы учимся, готовясь к встрече с удачами. Еще Р.Гамзатов писал: «Жжетя пребольно злая крапива, если берете слишком учтиво. Если берете ее посмелее, злая крапива жжется слабее. Меньше терзают беды и муки, если вы крепко берете их в руки». Болезни – это сигналы, что в столь супер сложной системе есть сбой. Если без паники даже при рецидивах болезни, но и не превратив себя в хроника, принимаете адекватные меры, не хватаясь чуть что за лекарства (к тому же поддельные), но долечиваясь, раз начали курс, то болезнь вам помогла увидеть слабое место, а вы ей – забыть к вам дорогу.
К смерти же лучше отнестись философски спокойно и скептично, и сделать все, чтоб никогда не застигла врасплох, но избегать встречи как можно дольше, пока всю миссию на Земле не выполнили и в радость ваша жизнь вам и окружающим безусловно больше, чем в тягость. Смерть же близких или далеких – это напоминание, что жизнь ничья не вечна, и надо спешить, не откладывая наполнять ее всеми смыслами, доступными тебе пока. Со смертью дорогих тебе людей смириться невозможно, но они теперь живут в помнящих их, в тебе, живущем и за них, воплощающем теперь и его мечты в жизнь. И ты, участвуя в жизни, отдавая часть своей души, знания, оставив хорошо воспитанных детей и мастерски сделанные вещи, обессмертишь себя в этой жизни так, что твоя физическая смерть станет не страшна, ведь духовно ты не умрешь, передав эстафету молодым.
При встрече с разочарованным в жизни хорошо бы помочь ему понять чем и почему был очарован, а разочарование – лишь неизбежная расплата за самообманы, ведь кто не ждал от жизни несбыточного для него, был самостоятельнее и реалистичнее, тот не разочаровывается в жизни, а, самое большее, в ком-то или чем-то конкретно обманувшем ожидания, не более. Если тебя предали, то почему ты был уверен в его преданности, даже если он клялся в дружбе и любви до гроба, ты должен был подумать, а как это можно обещать, если от нас это так мало зависит? Ты дал себя поработить любви и потеряв «все», винишь другого, но любил ли ты-то? Хотя бы теперь учись жить не только любовью и не пытайся вернуть, бесполезно. Скорее вернуться не закроешь путь любимому, если отпустишь, виня только себя. Обманула идея, а ты жизнь ее понимал, зачем на ней зациклился, ее идеализировал, оказался пленен? А разве есть идея абсолютно истинная или человек, пожизненно к тебе приговоренный? Посмотри. На что еще ты способен, сколько вокруг людей и идей, которым можешь помочь! Попробуй хотя бы, и со временем разочарование пройдет. Что-то умерло, но жизнь продолжается, она ждет от тебя еще многого, не заставь ее разочароваться в тебе, не обмани ты ожиданий друзей! Уставшему от жизни надо помочь организовать свой отдых, пока этого трудоголика не настигла смерть от грудной жабы (стенокардии). Научиться четко чередовать работу с отдыхом, как сердечная мышца, проводить релаксацию, менять обстановку и виды деятельности, ставить перед собой достижимые цели и решать посильные задачи – и усталость сменится здоровым интересом и вкусом к жизни. Надорвался человек от жадности и упрямо не слушал свой организм – вот и довел до истощения запасы, ресурсы тела и души, что выражается как утрата яркости впечатлений и общей усталости. Вкус к жизни сладкой или горькой, пресной или пересоленной может не утрачиваться при достаточном разнообразии жизненных впечатлений и занятий, а монотонность и подневольность ведут к утрате или извращенности вкуса и гибели, распаду личности, ожиданию, а то и поиску встречи со смертью из отвращения к жизни. Но отвращение должно быть к такой жизни, которую надо изменить, но обычно порабощенный ленью человек разочарован в жизни в целом, всякой, и стремится сбежать трусливо.
Выход для себя суецидник видит в мужестве наложить на себя руки и свести счеты с жизнью, а другой выбор, выход в том, чтобы укрепить волю и изменить жизнь, мужественно держать удары судьбы, не становиться неблагодарным к матери и жизни своей незаладившейся, человек отметает. Остаться жить дальше кажется иногда труднее, но это временно, растерянность пройдет и воля к жизни окрепнет, вернется и желание, но если вовремя оказались дорожащий твоей жизнью хотя бы один человек. Само желание выпрыгнуть из жизни выдает страх перед человеческой нелегкой жизнью, лень искать в жизни то, что не обманет надежды, вновь внушит доверие к жизни и людям. «Человек лишь тогда по-настоящему дорожит жизнью, когда у него есть нечто дороже собственной жизни» (Л.Толстой). А суецидник не дорожит жизнью от того, что даже мать не любит, перед ней не стыдно наложить на себя руки. Самоубийство оправдано только тогда, когда твоя смерть спасет жизни других людей. Склонность к суециду может быть и проявлением психического заболевания, где без помощи медицины не обойтись. Но в остальных случаях близкие люди, друзья и родня могут и должны помочь отойти от края пропасти, пока не совершил непоправимый прыжок.
Есть ситуации, когда свобода выбора весьма обременительна, к таким относят аборт и эвтаназию. Если причинами аборта на ранних стадиях беременности были изнасилование подонком или спасение жизни матери, то аборт не столь мучителен, как в случаях, когда толкают на него экономические причины, требование супруга или гибель любви. Аборт запоздалый подобен убийству, но тоже иногда оправдан, как исключение в форс мажорных обстоятельствах. Эвтаназия узаконена только пассивная и добровольная, то есть коллективное решение медика, близких родственников, юриста и социального работника по факту осознанно написанного добровольного заявления о том, что больше не будет принимать лекарство, без которого наступает смерть. Активная и недобровольная эвтаназия называется убийством, ибо вопреки желанию жить человека лишают жизни, как при казни. Но в странах, где возможен сговор, и добровольная, пассивная эвтаназия может быть убийством ради квартиры и иных корыстных побуждений. И вообще трудно утверждать, что при жизни этого человека эта болезнь не может оказаться излечимой, или что ресурсы организма противостоять болезни и преодолеть ее исчерпаны полностью. Немало проблем возникает и в связи с появлением возможностей клонирования людей для пересадки органов пациенту, для которого растили клона. Ведь клон тоже уже достаточно укоренившийся в жизни человек, но над которым висит дамоклов меч лишиться жизни ради того, кому обязан жизнью, но из-за которого жил второсортным, обреченным. Правом на жизнь хорошо бы уметь пользоваться и не лишать себя его. Правоохранительные органы могут лишить права на жизнь, если она слишком социально опасна даже для пожизненного лишения свободы, уголовники преступно или политики законно тоже могут отнять право на жизнь у человека, например, лишив его возможности купить еду и защититься от переохлаждения и болезней. Но человек не должен лишать себя права на достойную жизнь, для чего надо оберегать свои свободы. Право на жизнь имеют даже паразиты и злодеи, так называемые «лишние люди», но не всегда жизнь в обществе свободную.
Но чтобы жизнь получилась, о какой мечтал в молодости, надо учиться жить и сердцем, и умом, хотя люди и различаются тем, что у одних через ум все попадает к сердцу, а у других наоборот, лишь бы жили не одним умом или только сердцем, а так, чтобы, как сказал Маршак, «добрым был ум, а сердце умным было». Без эмоций и истину с правдой не найдешь, но эмоции могут и устроить цунами. Без достаточной глубины чувств корабль жизни сядет на мель, а в шторм на большой глубине потонет, нужна тихая гавань укрыться. Без рассудительности человек обречен на неумение учиться даже на собственных ошибках, а чрезмерная рассудительность ведет к близорукости и неумению мечтать и строить планы, лишается творческих способностей. Без разума рассудительный человек искалечит жизнь уже тем, что «среди деревьев леса не увидит», а при чрезмерной разумности планы великолепнейшие не осуществит, переломав ноги на дороге жизни, ибо под ноги не смотрит. Для жизни удачной нужен контроль меры эмоциональности и чувств, деятельности рассудка и разума. Но жизнь без безрассудств (в малом и иногда) тоже ущербна, бесчеловечна, засушенная, слишком праведная, жалкая.