Список основных и дополнительных источников литературы. а) основная литература Гальчина, О.Н
а) основная литература
- Гальчина, О.Н. Теория экономического анализа [Текст]: учебное пособие / О. Н. Гальчина, Т. А. Пожидаева. – М.: Дашков и К, 2013. – 240 с. – ISBN 978-5-394-01532-8
- Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК [Текст]: учебник / Г. В. Савицкая. – 8-е изд., испр. – М.: Инфра-М, 2012. – 654 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-16-004341-8
б) дополнительная литература:
- Савицкая, Г.В. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности [Текст]: учебное пособие.– 5-е изд., перераб.и доп. М.: ИНФРА –М, 2009.
Тема 32. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
Способ сравнения в анализе
Использование абсолютных, относительных величин в анализе
Использование средних величин в анализе
Способы группировки информации в анализе
Балансовый способ в экономическом анализе
Способы табличного отражения аналитических данных
Способы графического отражения аналитических данных
Приведение показателей в сопоставимый вид.
Эвристические методы
Способ сравнения – это совокупность приемов сопоставления аналогичных показателей исследуемого объекта, для нахождения черт сходства либо различий между ними. С помощью сравнения выявляется общее и особенное в экономических явлениях, устанавливаются изменения в уровне исследуемых объектов, изучаются тенденции и закономерности их развития. [Подчеркивая его важность, можно сослаться на поговорку «Все познается в сравнении».]
В экономическом анализе различают следующие виды сравнительного анализа:
горизонтальный сравнительный анализ – используется для определения абсолютных и относительных отклонений фактического уровня исследуемых показателей от базового (планового, прошлого периода, среднего уровня и т.д.)
вертикальный сравнительный анализ изучает структуру экономических явлений и процессов путем расчета удельного веса частей в общем целом (удельный вес собственного капитала в его общей сумме), соотношение частей целого между собой (например, собственного и заемного капитала, основного и оборотного капитала), а также влияние факторов на уровень результативных показателей путем сравнения их величины до и после изменения соответствующего фактора.
Трендовый анализ применяется при изучении относительных темпов роста и прироста показателей за ряд лет к уровню базисного года, т.е. при исследовании основной тенденции динамики показателей.
Динамические (временные) сравнения используют для изучения изменения исследуемых показателей во времени, а статические (пространственные) сравнения — для оценки уровня показателей одного периода по различным хозяйствующим субъектам.
При одномерном сравнительном анализе делаются сопоставления по одному или нескольким показателям одного объекта или сопоставление нескольких объектов по одному показателю.
С помощью многомерного сравнительного анализа сопоставляются результаты деятельности нескольких предприятий (подразделений) по широкому спектру показателей (подробнее он рассмотрен в дальнейшем).
Экономические явления и процессы выражаются обычно в абсолютных и относительных показателях.
Абсолютные показатели показывают количественные размеры явления безотносительно к размеру других явлений в единицах меры, веса, объема, продолжительности, площади, стоимости и т.д. Абсолютная величина – это разность между фактическим и базовым значением показателя. Она может быть отрицательной величиной.
Относительные показатели вычисляются как отношение фактического значения показателей к базе сравнения, т.е. путем деления одной величины на другую. Относительные величины отражают соотношение величины изучаемого явления с величиной какого-либо другого явления или с величиной этого явления, но взятой за другое время или по другому объекту. Это могут быть данные плана, базисного года, другого предприятия, среднеотраслевые и т.д. Относительные величины выражаются в форме коэффициентов (при базе 1) или процентов (при базе 100).
В практике экономической работы наряду с абсолютными и относительными показателями очень часто применяются средние величины. Они используются в анализе для обобщенной количественной характеристики совокупности однородных явлений по какому-либо признаку, т.е. одним числом характеризуют всю совокупность объектов. Например, средняя заработная плата рабочих используется для обобщающей характеристики уровня оплаты труда изучаемой совокупности рабочих. С помощью средних величин можно сравнивать разные совокупности объектов, например районы по уровню урожайности культур, предприятия по уровню оплаты труда и т.д.
В анализе хозяйственной деятельности используются разные типы средних величин (простые и взвешенные среднеарифметические, среднегармонические, среднегеометрические, среднеквадратические и др.). [методика расчета которых детально рассматривается в общей теории статистики.]
Наиболее часто в расчетах используется средняя арифметическая, а также среднегеометрическая.
Средняя арифметическая взвешенная :
X =∑ xf / ∑ f
Где ∑xf - сумма произведений величины признаков на их частоты (веса)
∑f - общая численность единиц совокупности.
Если частоты (веса) представлены не абсолютными величинами, а относительными, например, в долях единицы, в коэффициентах, то формула примет следующий вид:
X =∑ xd, где d – частотность.
Средняя геометрическая :
X =n√ x1x2x3x…..xn =n√ Пxi,
Где xi - варианты признака x,
n – число вариантов,
П – знак произведения.
Средняя геометрическая широко применяется для исчисления средних темпов измерения показателей в рядах динамики. Для использования средних величин в экономическом анализе формируют исходные группировки на качественно однородные группы в зависимости от того или иного признака.
Широкое применение находит группировка информации – деление массы изучаемой совокупности объектов на количественно однородные группы по соответствующим признакам. В зависимости от цели анализа используются типологические, структурные и аналитические группировки.
Примером типологических группировок могут быть группы населения по роду деятельности, группы предприятий по формам собственности и т.д.
Структурные группировки позволяют изучать внутреннее строение показателей, соотношения в нем отдельных частей. С их помощью изучают состав рабочих по профессиям, стажу работы, возрасту, выполнению норм выработки; состав предприятий по темпам прироста производства продукции, состав себестоимости продукции и т.д. Особенно большое значение имеют структурные группировки при анализе сводной отчетности объединений, министерств и других крупных структурных единиц, так как они позволяют выявить передовые, средние и отстающие предприятия, определить направления поиска передового опыта, скрытых резервов.
Аналитические (причинно-следственные) группировки используются для определения наличия, направления и формы связи между изучаемыми показателями. По характеру признаков, на которых основывается аналитическая группировка, она может быть качественной (когда признак не имеет количественного выражения) или количественной.
По сложности построения различают два типа группировок: простые и комбинированные. С помощью простых группировок изучается взаимосвязь между явлениями, сгруппированными по какому-либо одному признаку. В комбинированных группировках такое деление изучаемой совокупности делается сначала по одному признаку, а потом внутри каждой группы – по другому признаку и т.д. Таким образом, могут быть построены двух-, трехуровневые группировки. Они позволяют изучать очень разнообразные и сложные взаимосвязи.
Термин «баланс» используется для обозначения системы интервальных показателей, характеризующих источники образования каких-либо ресурсов и направление их использования за определенный период (интервал).
Баланс — система показателей, характеризующих какое-либо явление путем сопоставления или противопоставления отдельных его сторон.
В бухгалтерском балансе, например, отражаются средства по составу (основные средства, производственные запасы, готовая продукция, касса и т.д.) и одновременно — по источникам формирования (уставный капитал, кредиты банка, задолженность поставщикам и т.д.).
Балансовый метод как способ представления данных широко используется в планировании, учете и экономическом анализе. Кроме привычного бухгалтерского баланса в анализе используются трудовые, товарные, денежные балансы. Они могут быть плановыми и фактическими (отчетными). При помощи этих балансов планируются образование и распределение отдельных видов материалов, продукции, денежных средств, трудовых ресурсов.
Балансы используются для проведения факторного анализа при изучении детерминированных зависимостей. Например, при сравнении планового и отчетного товарных балансов выявляется влияние на изменение объема реализации товаров таких факторов, как запасы на начало и конец анализируемого периода, поступление товаров, величина недокументируемого расхода. В подобных балансах может и не быть равенства итогов, поэтому могут быть балансы активные (например, превышение вывоза товаров над ввозом) и пассивные (с перевесом ввоза над вывозом).
Результаты анализа обычно излагаются в виде таблиц. Это наиболее рациональная и удобная для восприятия форма представления аналитической информации об изучаемых явлениях при помощи цифр, расположенных в определенном порядке. Аналитическая таблица представляет собой систему мыслей, суждений, выраженных языком цифр. Она значительно выразительнее и нагляднее словесного текста. Показатели в ней располагаются в более логичной и последовательной форме, занимают меньше места по сравнению с текстовым изложением и познавательный эффект достигается значительно быстрее. Табличный материал дает возможность охватить аналитические данные в целом как единую систему. С помощью таблиц значительно легче прослеживаются связи между изучаемыми показателями.
Составление аналитических таблиц — важный элемент в методике экономического анализа. Этот процесс требует знания сущности изучаемых явлений, методики их анализа, правил оформления таблиц. Существуют три вида таблиц: простые, групповые и комбинированные.
Важное условие, которое нужно соблюдать при анализе, — необходимость обеспечения сопоставимости показателей, поскольку сравнивать можно только качественно однородные величины.
Несопоставимость показателей может быть вызвана различными причинами: разным уровнем цен, объемов деятельности, структурными изменениями, неоднородностью качества продукции, различиями в методике расчета показателей, неодинаковыми календарными периодами и т.д. Сравнение несопоставимых показателей приводит к неправильным выводам по результатам анализа. Поэтому прежде чем проводить сравнение, надо привести показатели в сопоставимый вид. Сопоставимость достигается тем, что сравниваемые показатели приводятся к единой базе по уровню перечисленных выше факторов.
Если несопоставимость показателей вызвана разным уровнем стоимостной оценки, то для нейтрализации данного фактора их уровень выражают в одних и тех же ценах. К примеру, для обеспечения сопоставимости валовой продукции ее физический объем в отчетном и базисном периоде выражают в ценах базисного периода.
Для нейтрализации воздействия качественного фактора чаще всего объем полученной продукции приводят к стандартному качеству, соответственно уменьшая или увеличивая ее количество. Типичный пример — изменение жирности молока.
Чтобы привести сравниваемые показатели к одинаковой структуре, необходимо фактический объем производства продукции пересчитать на структуру базисного периода.
Сопоставимость показателей в ряде случаев может быть достигнута, если вместо абсолютных величин применить средние или относительные величины. Нельзя, например, сравнивать без учета производственной базы предприятия такие абсолютные показатели, как объем производства продукции, сумма прибыли и т.д. Но если вместо абсолютных показателей взять относительные, например производство продукции на одного работника, сумма прибыли на рубль активов, то их можно сравнивать. В некоторых случаях для обеспечения сопоставимости показателей используются поправочные коэффициенты.
Эвристические методы — это неформальные методы решения экономических задач, связанных со сложившейся хозяйственной ситуацией, на основе интуиции, прошлого опыта, экспертных оценок специалистов и других методов. Они включают в себя набор неформальных приемов и способов, позволяющих руководству предприятия решать поставленные задачи. К наиболее применяемым на практике можно отнести следующие методы:
■ метод мозгового штурма, представляющий собой опрос специалистов о предлагаемом решении какой-либо задачи. В поиске решения может участвовать группа или даже большой коллектив специалистов. Создается атмосфера, когда каждый участник предлагает свое решение поставленной задачи. В результате организатором этого опроса выбирается лучшее решение;
■ метод экспертных оценок заключается в том, что каждый специалист-эксперт оценивает предлагаемые ему решения. Эти решения могут быть оценены в баллах по десятибалльной или по какой-либо другой системе. Участвует в этом эксперименте группа специалистов. Им предлагаются проекты вариантов возможных решений. В конечном итоге выбирается вариант решения по среднему взвешенному показателю.
Вопросы для самоконтроля
1. Способ сравнения в анализе
2. Использование абсолютных, относительных величин в анализе
3. Использование средних величин в анализе
4. Способы группировки информации в анализе
5. Балансовый способ в экономическом анализе
6. Способы табличного отражения аналитических данных
7. Способы графического отражения аналитических данных
8. Приведение показателей в сопоставимый вид.
9. Эвристические методы