Проживание за рубежом - дальнейшая перспектива в жизни студентов
В этой главе мы постараемся определить уровень информированности студентов Нижнего Новгорода и области об особенностях проживания за рубежом.
Рассмотрим, как наличие опыта пребывания за рубежом влияет на рассмотрение своего дальнейшего пребывания за границей.
По результатам нашего обследования выяснилось, что количество тех, кто никогда не выезжал из страны, получилось примерно равным тому количеству людей, которые имели такой опыт. В связи с этим, мы можем сравнить мнения этих 2 групп студентов.
Рис. 6.1 Наличие опыта посещения зарубежных стран, человек
В современном российском обществе существуют различное множество стереотипов о «красивой жизни за границей». Притом, что по данным исследования, проведенного Фондом Общественное мнение, около 80 % россиян ни разу в жизни не выезжали за границу и только 20% россиян когда-либо бывали за пределами РФ[4]. Выяснилось, что и в нашем исследовании заметно влияние данного явления на мнения студентов. При учете того, что 48% участников опроса никогда не были за границей, оценка условий проживания за рубежом показала что не выезжавшие за рубеж люди отвечали примерно так же, как и те, кто имел опыт пребывания вне страны и мог объективно оценить данные условия, не смотря на то, что 48% из их числа посещали другие страны только для отдыха и не могли в полной мере оценить уровень жизни населения страны.следующие результаты:
Рис.6.2Оценка условий проживания за рубежом, %
Из диаграммы видно,
Положительная динамика оценок наблюдается не только при рассмотрении возможности получения зарубежного образования, но и желания жить и работать: 13% при первой же возможности уехали бы за границу, а 44% положительно относятся к такой идее. Можно отметить также, что, ни курс, ни материальное положение, ни наличие занятости на момент проведения опроса не сыграло особой роли в выборе ответа, все распределения были примерно одинаковыми. А вот гендерный признак сыграл некую роль при рассмотрении возможности жить и работать вне страны
Таблица 6.2
Оценка желания жить и работать за рубежом,%
Оценки | Пол | |
мужской | женский | |
при первой же возможности уеду за границу | ||
положительно отношусь к вероятности отъезда | ||
при любых обстоятельствах останусь на родине | ||
не думал об этом |
при первой же возможности уеду за границу | ||
положительно отношусь к вероятности отъезда | ||
при любых обстоятельствах останусь на родине | ||
не думал об этом |
Мы можем соотнести полученные данные с тем, что 80% девушек обучаются на гуманитарных специальностях связанных с изучением языка или истории, т.е. они более осведомлены о культурных особенностях стран (36% от числа ответивших) и обладают хорошим уровнем владения языка 54% против 39% молодых людей, обучающихся на технических специальностях. Так же ссылаясь на данные исследования, проведенного сайтом career.ru самыми мобильными можно признать студентов-гуманитариев: 92% из них были бы не прочь отправиться учиться и работать за рубеж. В сравнении, студенты инженерных и технических специальностей (75%) реже готовы на переезд[5]. Значит, направление обучения так же играет решающую роль при определении решения поставленного вопроса. Нужно отметить так же, что 59% девушек и 41% юношей не ставят себе цели работать за рубежом.
По итогам изучения отношения студентов к проживанию за пределами страны выделилась тенденция совпадения мнений по одним и тем же вопросам, что может быть связанно с одинаковым уровнем осведомленности учащихся по данной теме. Поэтому дальнейшее рассмотрение студенческих перспектив проживания за рубежом требует более детального рассмотрения, т.к. может принести пользу для изучения интеллектуального потенциала страны, тенденций трудовой миграции и социальной мобильности.