Раздел 9. Глоссарий (основные категории и понятия экономической теории) 2 страница
Количество выпускаемого продукта фирмы таково, что при его увеличении предельные издержки фирмы возрастут.
Выполните таблицу, внося недостающие цифры.
9. Главной особенностью рынка земли является:
а) рента выполняет функцию, стимулирующую предложению;
б) рента воздействует на экономический потенциал;
в) ухудшается плодородие почвы;
г) спрос выступает единственным фактором, определяющим цену.
10. Собственник земли за сданный участок земли ежегодно получает 20 тыс. ден. ед. арендной платы. На участке возведены постройки стоимостью 50 тыс. ден. ед. со сроком службы 25 лет. Ставка процента равна 10% годовых.
Рассчитайте величину земельной ренты.
Вариант 5.
1. К представителям классической политической экономики относится:
а) А. Смит;
б) К. Менгер;
в) Д. Рикардо;
г) Д.Милль.
2. Что из приведенного списка не является моделью:
а) равновесие рынка;
б) иерархия потребностей;
в) концепция экономического человека;
г) валовой внутренний продукт.
3. Некий Иванов зарабатывает в час 10 рублей, Петров – 2 рубля. Покупка персиков в магазине по 8 рублей за 1 кг предполагает очередь в течение часа, а по 12 рублей – очереди нет. Определить объем покупок по каждой цене для Иванова и Петрова.
4. Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описывают уравнениями:
QD=2400-100P
QS=1000+250P
где Q-количество обедов в день, P-цена обеда (долл.);
а) вычислите равновесную цену и количество проданных обедов по такой цене;
б) заботясь о студентах, администрация установила цену в 3 долл. за обед. Охарактеризуйте последствия такого решения.
5. Найдите годовую эластичность спроса по доходу при цене, равной 30 ден. ед., если функция спроса имеет вид: Qd = 100 – 2Р + 0,5 Y, где Y – доход. При этом известно, что первоначальный уровень дохода был равен 20 ден. ед., а рост дохода составил 10 ден. ед.
6. Какая из указанных характеристик свойственна плановой экономике:
а) наличие системы рынков;
б) наличие рыночной инфраструктуры;
в) целенаправленное разделение ресурсов;
г) механизм саморегулирования экономики.
7. У потребителя имеется 3 бутылки лимонада. Условно полезность каждой бутылки определяется: первой – 10 единиц, второй -8 единиц, третьей – 6 единиц. Определить общую полезность и предельную полезность каждой бутылки лимонада. Нарисовать кривые общей и предельной полезности.
8. Конкурентная фирма находится в состоянии равновесия. Функция валовых издержек составляет ТС = 15 + 3Q2 . Рыночная цена единицы товара равна 30 ден. единицам.
Определить размер прибыли фирмы.
9. Студент имеет 100 долл. Если он положит деньги в банк, то через год получит 112 долл. Уровень инфляции составляет 14%. Определить номинальную и реальную процентную ставку.
10. У конкурентной фирмы в положении равновесия:
а) MC=MR=P;
б) AR=MR>P;
в) P=AC-MC;
г) MR=P-AR.
Вариант 6.
1. Основным произведением А. Смита является:
а) «Общая теория занятости, процента и деньги»;
б) «Исследование о природе и причинах богатства народов»;
в) «Богатство Англии во внешней торговли»;
г) «Принципы политической экономики».
2. Нормативная экономика отвечает на вопрос:
а) как производить?
б) что производить?
в) что должно быть в экономической жизни общества?
г) что есть в экономической жизни общества?
3 В экономике производят 2 товара А и В. При полной занятости существует следующие комбинации их выпуска.
Товар А | ||||||
Товар В |
На основе этих данных:
а) постройте кривую производственных возможностей;
б) определить альтернативные издержки производства дополнительной единицы товара А.
4. Функции спроса и предложения имеют вид: Qd = 320 – Р; Qs = -80 + 3P.
Определить:
а) параметры равновесия рынка;
б) какое состояние рынка возникнет, если спрос увеличивается на 10%
в) какие новые параметры равновесия рынка возникают при возращении рынка в состояние равновесия.
Решение отразить на графике равновесия рынка.
5. Основным аргументом в пользу рыночной экономики является:
а) наличие социальных гарантий;
б)обеспечение производства общественных благ;
в) стимулирование развития научно- технического прогресса;
г)полное удовлетворение потребностей всех жителей страны.
6. В равновесии рациональный индивид потребляет 2 кг. Помидор по цене 3 руб. за 1 кг. И 4 кг. Груш по цене 5 руб. за 1 кг. Чему равна для него предельная норма замены груш помидорами:
а) 2/4;
б) 1/4;
в) 3/5;
г) 5/3.
7. Qd = 700 – 100Р. Определить ценовую эластичность спроса при изменении цены с 3 ден. ед. до 5 ден. ед. К какому виду товаров относится данный товар.
8. Фирма нанимает трех работников за 15 тыс. ден. ед. в год каждого, уплачивает 8 тыс. ден. ед. арендной платы, сырье обходится в 50 тыс. ден. ед. в год. Господствующая ставка процента- 10% годовых. Свой предпринимательский талант владелец фирмы оценивает в 5 тыс. ден. ед., а свою способность к труду в 17 тыс. ден. ед. в год. Владелец фирмы сам осуществляет управление фирмой. Определить бухгалтерские и экономические издержки.
9.Валовые издержки фирмы - монополиста составляют ТС = 15 + Q2 . Определить прибыль монополиста в условии равновесия, если он устанавливает цену, равную 30 ден. ед.
10. Кафе требуются разнорабочие. Спрос на труд описывается уравнением L=10-0,2W, где L – число нанятых, W – часовая заработная плата. На объявление о найме откликнулись 7 человека. Двое их них готовы работать при оплате не менее 40 руб./час; двое – не менее 25 руб./час; двое – не менее 20 руб./час; один готов на оплату от 15 руб./час.
а) сколько разнорабочих будет нанято и при каком уровне оплаты?
б) государство законодательно устанавливает минимальный уровень часовой оплаты 40 руб./час. Сколько рабочих наймет кафе в этом случае?
Вариант 7.
1. Какой экономист 19 века анализировал капиталистические производственные отношения на основе эксплуатации наемного труда:
а) К. Маркс;
б) В. Парето;
в) К. Менгер;
г) С. Джевонс.
2. К определению предмета экономической теории не имеет отношения:
а) эффективное использование ресурсов;
б) неограниченность ресурса;
в) максимальное удовлетворение потребностей;
г) редкость ресурсов.
3. Мама с дочерью организовали семейное дело по выращиванию капусты. Мама тратит на посадку 2 минуты, на полив 1 минуты. Дочь тратит на посадку 3 минуты, на полив 2 минуты. Какое максимальное количество капусты они могут посадить за 1 час? Как им рационально организовать работу, используя принцип сравнительных преимуществ?
4. В какой системе наиболее высокая степень экономической свободы:
а) в смешанной экономике;
б) в плановой экономике;
в) в традиционной экономике;
г) в рыночной экономике.
5. Функции спроса и предложения имеют вид:
Qd = 500 – 25P, Qs = -250 + 50P.
Определить:
а) параметры равновесия рынка;
б) как измениться состояние рынка и объем продаж, если правительство устанавливает фиксированную цену на 10% меньше рыночной. Какое состояние рынка возникает?
Решение отразить на графике равновесия рынка.
6. Определить эластичность спроса по доходу, определить какой товар анализируется на основе следующих данных: доход потребителя вырос на 10%, при этом объем спроса на товар изменился с 55 единиц до 80 единиц.
7. Потребитель тратит 2 руб. в день на апельсины и яблоки. Предельная полезность яблок для него равна 2-3х, где х - количество яблок шт. Предельная полезность апельсина равна 4-5у, где у – количество апельсинов, шт. Цена одного яблока 10 коп., цена одного апельсина – 50 коп. Какое количество яблок и апельсин купит рациональный потребитель?
8. В точке минимума предельных издержек средние издержки должны быть:
а) убывающими;
б) возрастающими;
в) постоянными;
г) минимальными.
9. Сумма капитала, отданного в ссуду, составляет 10000 долл. через год его владелец получает доход, равный 10300 долл. Определить номинальную и реальную процентную ставку, если уровень инфляции в стране составляет 5%.
10. Номинальная процентная ставка составляет 10%. Уровень инфляции в стране 15%. Определить размер реальной процентной ставки.
Вариант 8.
1. Представители какой школы экономической мысли считают, что главной причиной нестабильности экономики являются проблемы денежного обращения:
а) физиократов;
б) монетаризма;
в) неоинституционализма;
г) марксизма.
2. В качестве производительных сил общества рассматривается совокупность …
а) средств и предметов труда;
б) рабочей силы и средств производства;
в) технологии организации производства;
г) техники и технологии.
3. Рыночный механизм обеспечивает:
а) безкризисное развитие экономики;
б) производство общественных благ;
в) социальную справедливость;
г) доведение решений отдельных хозяйственных субъектов друг до друга и их увязку.
4. Самолетом из города А в город В можно добраться за 1 час, а автобусом – за 5 часов. Стоимость билета на самолет составляет 500 ден. ед., на автобус – 100 ден. ед. Каким должен быть минимальный часовой заработок, начиная с которого становится выгодно передвижение ( в рабочее время ) на самолете ( в ден. ед. ) ?
5. Даны функции спроса и предложения:
Qд = 50 – 15P
Qs = -20 + 20P
Определить:
1) параметры равновесия рынка;
2) подсчитать излишки производителя, потребителя, общие излишки;
3) спрос на товар снизился на 10%, предложение снизилось на 5%.
Определить новые параметры равновесия рынка.
6. Кому из работников целесообразно стоять в очереди в течение 30 мин., если товар можно купить без очереди по 40 руб., а простояв в очереди, - за 30 руб.? Один из работников за час получает 50 руб., второй – 15 руб. Ответ дать в рублях.
7. Потребитель может купить 4 кг. Конфет или 6 кг. Пряников в неделю. Конфеты стоят 15 тыс. руб. за килограмм. Какую сумму еженедельно выделяет потребитель на конфеты и пряники? Напишите уравнение бюджетной линии. Каков ее наклон?
8. Валовые издержки конкурентной фирмы описываются функцией ТС = 10 + 2Q + Q². Рыночная цена продажи единицы товара составляет 14 ден. ед. Определить:
а) постоянные, переменные, валовые издержки;
б) прибыль фирмы в условиях равновесия.
9. Спрос на землю записывается уравнением Qd = 100 – 2R, где R – ставка ренты. Определить цену 1 га земли, если площадь земельных угодий составляет 80 га, а ставка банковского процента – 25% годовых. Как изменится цена 1 га земли, если правительство устанавливает максимальный объем ренты на уровне 8 млн. ден. единиц за 1 га?
10. В отрасли, производящей лопаты, действуют две фирмы. Спрос на лопаты описывается уравнением P=100-Qd. Где P – цена одной лопаты; Qd – количество лопат, тыс.шт. Предельные издержки обеих фирм постоянны и равны 5. Каким образом фирмы поделят рынок между собой и каково будет общее положение в отрасли? Чему будет равна цена лопаты?
Вариант 9.
1. теория трудовой стоимости лежит в основе экономического анализа представителей:
а) неоклассической школы;
б) классической политической школы;
в) исторической школы Германии;
г) кейнскианской школы.
2. Экономическая политика основана на:
а) позитивном анализе;
б) негативном анализе;
в) нормативном анализе;
г) эксклюзивном анализе.
3. Потенциальные возможности страны по выпуску потребительских и инвестиционных товаров страны представлены в таблице.
Потребительские товары, усл.Ед. | ||||||
Инвестиционные товары, усл.Ед. |
Постройте на основе данных кривую производственных возможностей.
Определите альтернативные издержки производства единицы потребительских товаров и единицы инвестиционных товаров. Как изменяются альтернативные издержки выпуска последней единице потребительских товаров по сравнению с альтернативными издержками производства первой единице потребительских товаров.
4. Функция спроса представлена в виде Qd = 500 – 4P, функция предложения Qs = -100 + 2P.
Определить:
а) параметры равновесия рынка;
б) как изменятся излишки производителя, потребителя, общие излишки, если правительство устанавливает фиксированную цену на товар в размере 80 ден. ед. Решение отразить на графике равновесия рынка.
5. Определить к каким товарам относятся товары А и В, если при изменении цены товара А с 40 ден. ед. до 70 ден. ед. объем спроса на товар В изменяется с 200 штук до 140 штук.
6. Рыночный механизм саморегулирования наиболее эффективно действует:
а) в условиях смешанной экономики;
б) в условиях несовершенной конкуренции;
в) в условиях монополистической конкуренции;
г) в условиях совершенной конкуренции.
7. Если MUx – предельная полезность хлеба, а MUB – предельная полезность вина и Рх – цена батона хлеба, РВ – цена бутылки вина, то для рационального потребителя в состоянии равновесия будет верным следующее утверждение:
а) MUx= MUB; б) MUx: MUB=РХ: РВ;
в) PX=PB; г) MUx: MUB=РВ:РХ;
8. Фирма выпускает товар в условиях монополии. Функция спроса на данный товар Р = 120 – 49, средние издержки равны 29 ден. ед. Определить объем производства, при котором фирма максимизирует прибыль.
9. У вас имеются следующие данные о деятельности фирмы, чьи средние переменные издержки достигли минимального уровня:
P | Q | TR | TC | FC | VC | AC | AVC | MC |
3.0 | 3.50 |
Заполните таблицу, внося недостающие цифры, и скажите, должна ли фирма:
а) увеличить выпуск продукции;
б) уменьшить выпуск продукции;
в) закрыться;
г) ничего не менять.
10. Заработная плата за единицу труда составляет 45 ден. ед., спрос на труд со стороны фирмы представлен в таблице.
Число рабочих | Объем выпуска, ед. | Предельный продукт, ед. | Предельный продукт в ден выражении |
Рассчитайте величину предельного продукта в натуральном и денежном выражении и определите сколько рабочих целесообразно нанять. Цена единицы продукции – 3 ден. ед.
Вариант 10.
1. Теория, анализирующая рациональное максимизирующее поведение экономического субъекта – это:
а) кейнсианская теория;
б) неоклассическая теория;
в) теория меркантилизма;
г) теория институционализма.
2. В связи с возможными отрицательными социально-экономическими последствиями в экономической теории широкого применения не имеет:
а) экономическая гипотеза;
б) экономическая парадигма;
в) экономическая модель;
г) экономический эксперимент.
3. Рационально ли выращивать морковь человеку, если он зарабатывает в час 25 руб. Затраты на производства моркови составляют 15 часов. Рыночная цена 1 кг. Моркови 12 руб. Урожай моркови составил 25 кг.
4. Выделите черту натурального хозяйства:
а) универсальный характер труда и производства;
б) открытость экономических связей;
в) планомерное развитие экономики;
г) разделение труда и специализация производителя.
5. Даны функции спроса и предложения: Qd = 200 – P, Qs = -20 + P.
Определить:
а) параметры равновесного состояния рынка;
б) подсчитать излишки производителя, потребителя, общие излишки;
в) определить как изменяются излишки производителя и потребителя, если правительство вводит цену на товар в размере 100 ден. ед.
Решение отразить на графике равновесия рынка.
6. Коэффициент перекрестной точечной эластичности на товар А по цене В равен +2,5. Определить какое изменение цены В может привести к росту спроса на товар А с 50,0 до 52,5 ед. В настоящее время цена товара В составляет 100 ден. ед.
7. Предельная полезность масла для француза зависит от его количества: MUM=40-5QM, где QM - количество масла, кг. Предельная полезность хлеба: MUX=20-3QX, где QX – количество батонов хлеба. Цена 1кг. Масла равна 5 франкам, цена батона хлеба – 1 франк. Общий доход потребителя составляет 20 франков в неделю Какое количество хлеба и масла потребляет француз?
8. Правило наименьших издержек означает, что:
а) AR=MP;
б)MRP=MRC;
в)MRPi/Pi=const для всех i=1,2,…,n
г)MRPi=Pi.
9. В отрасли действует 30 фирм. Общие издержки каждой фирмы равны TC=q3-6q2+18q. Спрос составляет величину Qd=180-3P, где P – цена товара. Что произойдет в отрасли в долгосрочном периоде?
10. Если арендная плата с оставляет 1000 ден. ед., а ставка процента – 5% годовых, то при какой цене участка земли его покупка будет выгодна для фермера? Будет ли выгодна такая же цена участка земли, если процентная ставка увеличиться на 2% годовых?
Раздел 4. Тематика рефератов для выполнения контрольной работы № 2 по дисциплине «Экономика. Макроэкономика»
1. Национальная экономика и ее структура.
2. Теория Д.М. Кейнса.
3.Система национальных счетов. Основные макроэкономические показатели.
4. Модели макроэкономического равновесия.
5. Равновесие совокупного рынка.
6.Анализ потребления. Потребление в длительном периоде.
7. Теория сбережения.
8. Инвестиции. Структура инвестиций в современной экономике.
9. Инвестиционная политика правительства.
10. Модель IS = LM.
11. Теория экономического роста.
12. Модели экономического роста.
13. Государственная политика экономического роста.
14. Теория «длинных волн» Н.Д.Кондратьева.
15. Экономический кризис.
16. Роль кризиса в рыночной экономике.
17. Политика стабилизации экономики.
18. Безработица на современном рынке труда.
19.Анализ причин безработицы в различных экономических теория.
20. Социально-экономические последствия безработицы.
21. Политика полной занятости.
22. Инфляция в современной экономике.
23. Социально-экономические последствия инфляции.
24. Антиинфляционная политика государства.
25. Особенности инфляционных процессов в России.
26. Стагфляция: история и теоретический анализ.
27. Теория государственного регулирования экономики.
28.Теория государственного бюджета. Бюджетный федерализм.
29. Источники доходов и расходы государственного бюджета. Проблема дефицита и профицита государственного бюджета.
30. Государственный долг.
31. Налоговая система страны.
32. Налоги: понятие и классификация.
33. Налоговая политика государства.
34.Фискальная политика. Теория встроенных стабилизаторов.
35. Социальная политика государства.
36. Теория общественного выбора.
37. Сущность и функции денег.
38. Спрос и предложение на денежном рынке.
39. Кредитно-денежная политика.
40. Банк как коммерческое предприятие.
41. Роль центрального банка в экономике страны.
42. Виды банков в современной экономике.
43. Кредитные отношения в современной экономике.
44. Мировое хозяйство.
45. Мировая торговля.
46. Проблемы внешней торговли России.
47. Политика протекционизма.
48. Проблема миграции труда в современной экономике.
49. Международное движение капитала.
50. Современная мировая валютная система.
51. Валюта страны. Валютный курс.
52. Международные экономические организации.
53. Переходная экономика как объект экономической теории.
54. Фирма и методы приватизации.
Раздел 5. Методика выполнения контрольной работы №2 по курсу «Экономика. Макроэкономика»
Одной из фирм самостоятельной работы студентов является контрольная работы, выполненная в форме реферата. В этой работе студент должен проанализировать одну из тем раздел макроэкономика, показав при этом, что тема хорошо освоена студентом.
Методические указания к выполнению
контрольной работы
Написание контрольной работы должно начинаться с выбора темы, перечень которых дается в настоящих методических указаниях. Выбрав тему, студент должен ознакомиться с имеющейся по теме литературой. Список рекомендаций рекомендованной литературы также дается в данных методических указаниях. Нужно отметить, что предлагаемый список литературы не является исчерпывающим. По всем рекомендованным темам существует большое количество и другой литературы. Студент вправе самостоятельно подобрать литературу, используя и другие источники. Студент может использовать литературу которая имеет в других библиотеках. Томска и городах проживания, ориентируясь на фонд этих библиотек.
Работа над темой должна начинаться с изучения подобранной литературы, в том числе учебников и учебных пособий. Для работы над любой темой лучше первоначально изучить соответствующие главы (выбрав по оглавлению) учебников и учебных пособий (см. в списке рекомендованной учебной литературы). Далее необходимо изучить литературу по данной теме, рекомендованную в настоящих методических указаниях или имеющуюся в вашем распоряжении.
Изучив литературу, можно приступить к написанию работы, показав при этом, что вы освоили теоретический материал, проанализировали его. Работа должна быть написана самостоятельно. Недопустимо переписывать отдельные статьи, главы учебников, рефераты из Интернета. Можно использовать цитаты из работ отдельных авторов в том случае, если, вы хотите изложить точку зрения автора на какую-либо проблему. В этом случае цитату необходимо оформлять сноской в конце страницы.
В работе должны быть использованы труды экономистов, разрабатывающих данную тему. Хорошо, если студент процитирует выдержки из этих работ, чтобы точнее выразить мысли автора теории по тем или иным проблемам. Цитаты оформляются сносками в конце страницы или в конце работы. Обязательным является использование современных теоретических и статистических данных.
Требования к оформлению контрольной работы.
Контрольная работа должна состоять из плана, в котором студент указывает основные вопросы; основной части, в которой анализируются основные положения избранной темы, списка использованной литературы. В списке использованной литературы должны быть указаны труды экономистов, анализирующих выбранную студентом тему.
Биография составляется по определенным правилам, которые студент должен освоить. Прежде всего, источники должны быть расположены по алфавиту. Каждое издание должно быть записано по определенным правилам. Так для монографий или коллективных трудов указывается фамилия автора, название работы, место, год издания, количество страниц. Например: Серебряков Б.Г. Теория экономического равновесия. - М.: Мысль, 1997.-125 с.
Для оформления статьи из монографии, журнала, газеты существуют свои правила. Необходимо указать фамилию автора, название статьи, источник. Например: Коуз Р.Фирма, рынки, право//США:ЭПИ. – 1993. - №2. – с.19-28.
Раздел 6. Тематика курсовых работ по дисциплине «экономика»
1. Теория поведения производителя.
2. Производственная функция в экономическом анализе.
3. Проблема эффективности производства.
4. Технология как устойчивая комбинация факторов производства.
5. Факторы роста производительности труда.
6. Особенности функционирования рынков факторов производства.
7. Рынок труда.
8. Особенности функционирования российского рынка труда.
9. Анализ рынка труда в различных экономических теориях.
10. Влияние профсоюзов на функционирование рынка труда.
11. Государственное регулирование рынка труда.
12. Заработная плата; сущность, виды.
13. Теория человеческого капитала.
14. Институциональные основы функционирования рынка труда.
15. Проблемы социальной ответственности бизнеса.
16. Теория и практика социального партнёрства.
17. Рынок земли и его особенности.
18. Теория абсолютной и дифференциальной ренты.
19. Экономическая рента.
20. Теория капитала и процента.
21. Рынок ссудного капитала.
22. Концентрация и централизация производства.
23. Экономическая власть. Показатели экономической власти.
24. Теория отраслевых рынков.
25. Теория совершенной и несовершенной конкуренции.
26. Теория монополии.
27. Общественные издержки монополизации.
28. Государственное регулирование монополии.
29. Естественная монополия.
30. Олигополистический рынок и его модели.
31. Теория игр как метод анализа олигополии.
32. Мировой и российский опыт антимонопольной политики.
33. Виды монополистических объединений.
34. Монополистическая конкуренция как модель рынка.
35. Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции.
36. Теории фирмы.
37. Структура издержек современной фирмы.
38. Теория трансакционных издержек.
39. Рыночная стратегия фирмы.
40. Методы ценообразования фирмы.
41. Плановая деятельность фирмы.
42. Инновационная стратегия фирмы.
43. Организационно-, правовые формы фирмы в современной экономике.
44. Особенности функционирования фирмы в условиях различных форм собственности.
45. Унитарные предприятия в современной экономике.
46. Трансакционные корпорации.
47. Капитал фирмы и его структура.
48. Эволюция экономической теории прибыли.
49. Прибыль фирмы и источники её роста.
50. Внешние эффекты и способы их интернационализации.
51. Теория контрактов.
52. Общественные блага.
53. Модель межотраслевого баланса В. Леонтьева.
54. Теория общественного выбора.
55. Модели общего экономического равновесия.
56. Теория общественного благосостояния.
Раздел 7. Перечень вопросов для подготовки к итоговой аттестации по дисциплине «Экономика».
Часть 1. Микроэкономика.
1. Предмет экономической теории.
2. Методы экономического анализа.
3. Проблема ограниченности экономических ресурсов в экономической теории.
4. Рациональность и оптимальность в экономической теории.
5. Прямые и альтернативные (вмененные) издержки. Экономические издержки.
6. Экономическая эффективность. Производительность труда. Средняя и предельная производительность труда.
7. Проблема выбора в экономике. Выбор по абсолютным и сравнительным преимуществам.
8. Блага. Свойства благ. Закон редкости блага.
9. Классификация благ по различным критериям.
10. Потребности. Свойства потребностей. Закон возвышения потребностей.
11. Классификация потребностей. Пирамида Маслоу.
12. Ресурсы. Виды ресурсов. Факторы производства.