Затраты на предупредительные мероприятия. 1 страница

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

по дисциплине

«УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ»

Направление подготовки: 080100 – Экономика

Профиль подготовки: Финансы и кредит

Квалификация (степень) выпускника: магистр

Форма обучения: очная

Тула 2012 г.

Рассмотрено на заседании кафедры «Финансы и менеджмент» факультета экономики и менеджмента

протокол № 7 от « 10 » января 2012 г.

Зав. кафедрой __________ Е.А. Федорова

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................... 5

1. СУЩНОСТЬ КАЧЕСТВА И УПРАВЛЕНИЯ ИМ.................................... 7

1.1. Понятие качества. Петля качества........................................................... 7

1.2. Значение качества в условиях рыночной экономики........................... 11

1.3. Классификация показателей качества.................................................... 13

2. УРОВЕНЬ КАЧЕСТВА, ТЕХНИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОДУКЦИИ.................................... 17

2.1. Определение значений показателей качества продукции..................... 17

2.2. Оценка технического уровня продукции.............................................. 20

2.3. Связь конкурентоспособности и качества продукции.......................... 23

3. ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КАК ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ............ 26

3.1. Законодательство о техническом регулировании. Технические регламенты 26

3.2. Цели и принципы стандартизации. Виды стандартов.......................... 29

3.3. Контроль и надзор за соблюдением требований государственных стандартов и технических регламентов.............................................................................. 32

4. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ................... 35

4.1. Правовое регулирование отношений изготовителей
и потребителей продукции............................................................................ 35

4.2. Основные положения Закона «О защите прав потребителей»............. 36

5. КВАЛИМЕТРИЯ КАК НАУКА, ЕЕ РОЛЬ, МЕТОДЫ И ОБЛАСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ.......................................................... 41

5.1. Предмет и содержание квалиметрии..................................................... 41

5.2. Количественное измерение качества. Экспертный метод
определения весомости отдельных свойств качества.................................. 42

6. КАЧЕСТВО УСЛУГ.................................................................................. 50

6.1. Понятие услуги. Классификация организаций сектора услуг.............. 50

6.2. Характеристики услуг. Критерии оценки услуг потребителями......... 52

7. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ....................... 57

7.1. Классификация методов управления качеством................................... 57

7.2. Организационные методы...................................................................... 57

7.3. Социально-психологические методы.................................................... 59

7.4. Экономические методы.......................................................................... 62

7.5. Организационно-технологические методы........................................... 63

8. СФЕРЫ ПРИЛОЖЕНИЯ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ.. 66

8.1. Работы по качеству................................................................................ 66

8.2. Организация кружков качества............................................................. 67

8.3. Применение самоконтроля на производстве........................................ 73

9. ОСНОВЫ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА К УПРАВЛЕНИЮ
КАЧЕСТВОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ............................................................ 76

9.1. Эволюция системного подхода в управлении качеством
продукции на отечественных предприятиях................................................ 76

9.2. Тенденции развития систем управления качеством.............................. 82

10. ЗАРУБЕЖНЫЙ И МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ 85

10.1. Особенности японской системы управления качеством..................... 85

10.2. Опыт управления качеством в США................................................... 89

10.3. Европейские подходы к управлению качеством................................. 91

10.4. Возникновение стандартов ISO серии 9000........................................ 91

11. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ TQM (ВСЕОБЩЕГО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ) 93

11.1. Цели идеологии TQM........................................................................... 93

11.2. Приемы и средства всеобщего управления качеством....................... 94

11.3. Базовые элементы TQM....................................................................... 96

12. СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В СООТВЕТСТВИИ СО СТАНДАРТАМИ ISO СЕРИИ 9000.................................................... 101

12.1. Семейство международных стандартов ISO серии 9000................. 101

12.2. Основные принципы систем менеджмента качества......................... 104

12.3. Формирование политики в области качества.................................... 107

13. УЧЕТ И АНАЛИЗ ЗАТРАТ НА КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ............. 110

13.1. Категории, этапы формирования затрат........................................... 110

13.2. Взаимосвязь между затратами и достигнутым уровнем качества... 114

13.3. Доля затрат на качество в обороте.................................................... 116

14. ОРГАНИЗАЦИЯ И ВИДЫ ТЕХНИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ. МЕТРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ........................................... 118

14.1. Задачи, функции и виды технического контроля............................. 118

14.2. Организация системы контроля........................................................ 122

14.3. Технические основы метрологического обеспечения....................... 124

14.4. Правовые основы метрологической деятельности........................... 126

15. СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ
И РЕГУЛИРОВАНИЯ КАЧЕСТВА........................................................... 128

15.1. Понятие статистического контроля качества.................................... 128

15.2. Семь основных инструментов контроля качества............................ 129

15.3. Статистическое регулирование качества........................................... 137

16. ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ.................... 139

16.1. Понятие документационного обеспечения........................................ 139

16.2. Документация системы менеджмента качества................................. 140

16.3. Информационное обеспечение управления качеством..................... 143

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК......................................................... 147

ВВЕДЕНИЕ

В последнее время мы все чаще встречаемся с такими понятиями как качество, надежность, конкурентоспособность и безопасность продукции, говорим о сертификации продукции, требуем соблюдения закона о защите прав потребителей.

Все это свидетельствует об изменении нашего отношения к качеству товаров и услуг, причем не только как потребителей, но и как производителей. И это понятно: в рыночных условиях никакие инвестиции не спасут предприятие, если оно не сможет обеспечить конкурентоспособность своей продукции или услуг. Основой конкурентоспособности является качество. И хотя, кроме качества, в конкурентоспособность входит цена, сроки поставки, гарантии, сервисное обслуживание и ряд других слагаемых, именно качеству отдают предпочтение покупатели и заказчики при выборе продукции.

Управление качеством, выделившееся в отдельную дисциплину в 20-е годы, в настоящее время органически влилось в общий менеджмент организации. Наиболее популярное и методологически сильное направление в управлении качеством – Всеобще Управление Качеством – Total Quality Management (TQM) предполагает, что в создании качественного продукта принимают участие все сотрудники фирмы, весь персонал, а не только инженеры, менеджеры по качеству или специалисты по надежности.

Качество создается на всех стадиях производства. Не может быть качественным товар, который, хотя и соответствует всем техническим требованиям и спецификациям, не нужен потребителю. Основа качества товара – это определение потребностей потребителя, то есть маркетинг. Стадии закупок, найма персонала, производства, хранения и доставки также пронизаны требованиями к качеству. На каждой стадии существуют свои методы и инструменты достижения качества.

В России внимание к управлению качеством постоянно возрастает. Вместе с тем многие менеджеры до сих пор основную часть рабочего времени посвящают «сиюминутным» проблемам и исправлению ошибок, а не планированию качества с самого начала. Подход к качеству, возникший в советские времена и который ограничивался контролем, «закручиванием гаек», наказаниями и штрафами за брак, на настоящий момент все еще доминирует. Необходимо время, чтобы владельцы бизнеса и управляющие осознали, что управление качеством товаров и услуг, основанное на планировании и удовлетворении потребителей – единственная основа их экономического процветания.

Особенно остро проблема качества встает в свете вступления России в члены ВТО – Всемирной Торговой Организации. В этом случае таможенные пошлины, защищающие многие отечественные отрасли (в частности, автомобилестроение), будут снижены, количество импортных товаров, проникающих на отечественный рынок, существенно возрастет. При этом достойную конкуренцию импорту смогут составить только качественные российские товары. Недостаток времени, который сопровождает любые инициативы российских фирм по повышению качества, только усложняют ситуацию. Япония занимается управлением качества с
50-х годов, США – с начала 80-х годов. В этой связи российским фирмам предстоит как можно быстрее проектировать и внедрять на предприятиях всех форм собственности системы качества, в том числе соответствующие стандартам серии ISO 9000.

В развитых странах мира проблема повышения качества занимает ведущее место в обеспечении конкурентоспособности продукции и услуг, построении новых отношений между потребителем и производителем.

Исторический опыт США, Японии, Германии, Южной Кореи и ряда других стран показывает, что обеспечение прогресса в области качества путем применения эффективных систем управления качеством является одним из основных рычагов, с помощью которого им удалось преодолеть кризис в экономике и занять прочные позиции на мировом рынке.

Наибольшего успеха достигали страны, в которых решение проблем качества становилось национальной идеей, носило всеобщий характер за счет создания системы непрерывного обучения работников всех категорий, профессиональной подготовки и переподготовки всех слоев общества от рядового работника до руководителя любого уровня.

1. СУЩНОСТЬ КАЧЕСТВА И УПРАВЛЕНИЯ ИМ

План лекции

1.1. Понятие качества. Петля качества.

1.2. Значение качества в условиях рыночной экономики.

1.3. Классификация показателей качества.

1.1. Понятие качества. Петля качества

В среде специалистов по проблемам качества существует большое число определений этой категории. Такое разнообразие связано с многоаспектностью понятия «качество».

Древние ученые считали, что качество – это больше философская категория, чем четко детерминированное понятие. Об этом свидетельствует тот факт, что более 2000 лет ученые объясняют или уточняют термин «качество». Первым, кто в известной литературе упомянул о качестве как о понятии, был Аристотель (III век до н.э.).

Он вкладывал в понятие «качество» различие между предметами по признаку «хороший/плохой». В китайских рукописях первого тысячелетия нашей эры иероглиф «качество» состоял из двух элементов: «равновесие» и «деньги», что ученые идентифицируют как «высококлассный», «дорогой».

Немецкий философ Гегель (XIX век) дал этому понятию четкую философскую окраску: «Качество есть в первую очередь тождественная с бытием определенность, так что нечто перестает быть тем, что оно есть, когда оно теряет свое качество». Иными словами, качество – это объективно существующая совокупность свойств и характеристик объекта, которая определяет объект как таковой и отличает его от другого.

Потеря свойств и характеристик приводит к исчезновению самого объекта, которому они принадлежали. Так, например, вода при нагревании теряет свои характеристики и перестает быть водой, превращаясь в пар, который имеет уже другие, свои собственные свойства и характеристики.

В начале XX века (1931 г.), в период научного осмысления проблем управления качеством известный специалист в этой области У. Шухарт (США) придал понятию «качество» два аспекта: с одной стороны – объективные физические характеристики объекта, с другой – субъективная категория – насколько объект «хорош».

Японский ученый К. Исикава (1950 г.) и американец Д. Джуран (1979 г.) определили качество, как «степень удовлетворения потребностей потребителя продукции». Другие ученые в своих определениях качества практически не изменили содержание этого понятия.

В стандарте ISO 8402 было дано следующее определение качества: «совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности».

В стандарте ISO 9000:2000 качество определяется как «степень, с которой совокупность собственных характеристик (отличительных свойств) выполняет потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным».

Согласно ГОСТ 15467 – 79 качество продукции – это совокупность свойств, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением. При этом продукция рассматривается как результат деятельности или процесса.

Кроме этих определений существует еще множество других, и практически во всех из них подчеркивается, что качество – это то, что удовлетворяет требования потребителя.

В современном менеджменте в понятие «качество» должны быть включены истинные запросы потребителя – текущие и перспективные. При этом нужно понимать, что одно из наиболее распространенных определений качества как «удовлетворение потребностей покупателя» не ограничивается функциональными характеристиками продукта или услуги.

Потребность в обладании некими символами статуса является причиной покупок некоторых марок машин, определенных кредитных карт и т.д. Требования к качеству являются наиболее важным фактором при оценке любого продукта или услуги.

Российская Академия проблем качества сформулировала концептуальное определение качества, в соответствии с которым качество является одной из основополагающих категорий, определяющих образ жизни, социальную и экономическую основу для успешного развития человека и общества. Такая формулировка четко определяет значимость деятельности по совершенствованию качества, но является слишком емкой и не дает представления о сути самого понятия «качество».

Наиболее современным сегодня является определение, содержащееся в ГОСТ Р ISO 9000 – 2008: «Качество – степень соответствия совокупности присущих характеристик требованиям».

Что же такое качество? Анализ этого понятия показывает, что оно неоднозначно. Если в разговоре мы слышим «высококачественное изделие», то при этом представляем себе особенно хорошо сделанный, отличный продукт. В этом смысле «Мерседес» является высококачественным автомобилем, а «Таврия» – нет. В глазах же специалиста по качеству оба автомобиля могут оказаться высококачественными изделиями.

Качество объекта одновременно определяется рядом его характеристик, приданных ему изготовителем и независимых от потребителя, а также субъективным отношением к объекту самого потребителя, которое как дополняет эти характеристики, так и снижает их ценность.

Качество определяется рядом его составляющих, образующих так называемую петлю качества (рисунок 1.1).

Петля качества – это замкнутая последовательность мер, определяющих качество товаров или процессов на этапах их производства и эксплуатации. Качество создается и поддерживается на всех этапах петли качества, начиная с исследования потребностей и рыночных возможностей, то есть с маркетинга, и заканчивается утилизацией продукта, отслужившего свой срок.

Достаточно не уделить качеству должного внимания на каком-то одном из этапов, как страдает качество всего товара, падает имидж производителя, доверие к нему со стороны потребителей. Традиционно считалось, что качество создается на стадии производства. Главное было не допустить брак на производственной линии, не нарушить производственные графики. Обращая внимание только на производство, можно делать великолепные товары. Но пользоваться ими смогут только сами производители. Остальные про это либо не узнают (при неграмотной организации продажи), или не захотят купить (некрасивая и некачественная упаковка, отсутствие обслуживания и гарантий). Не говоря уже о том, что великолепно сделанный товар может быть просто не нужен потребителю.

Затраты на предупредительные мероприятия. 1 страница - student2.ru

Рисунок 1.1 – Петля качества

Качество начинается с исследования потребностей. Это самый важный этап жизненного цикла любого товара, так как именно на нем решается общий замысел товара, формируется образ, определяются общие характеристики. Ошибки на данном этапе наиболее критичны, т.к. в случае неверного определения потребностей в конце производственной цепочки можно получить товар, который просто не будут покупать.

В управлении качеством есть «правило десятикратных затрат». Оно гласит, что затраты на производство некачественной продукции и на обнаружение брака возрастают десятикратно при переходе со стадии маркетинга и проектирования на стадию производства, а также от стадии производства к стадии эксплуатации. Иначе говоря, если исправить какой-то недостаток при проектировании стоит 1000 рублей (скажем, переделать чертеж), то на производстве это обойдется уже в 10 000 рублей (переналадка производственной линии), а после продажи уже в 100 000 рублей (отзыв партии товара у покупателей).

Качественный товар нельзя сделать на основании плохого проекта, в котором не учтены все особенности изделия, не просчитаны все возможные поломки и отказы, не проанализирована каждая составляющая товара и ее влияние на функционирование изделия в целом, не оптимизирована стоимость изготовления и последующего обслуживания.

Хороший проект необходимо перевести из чертежей и замыслов в физическую форму. Это можно сделать только качественно организовав производство, т.е. спланировав все процессы изготовления и способы контроля. Плохая организация производства, несогласованная и некачественная работа оборудования способны свести на нет все усилия проектировщиков и маркетологов. Вот почему производство и сопровождаемый его поэтапный контроль качества – важнейший этап создания товара.

Великолепно сделанный товар можно упаковать в неудобную или некрасивую упаковку, и через некоторое время потребители начнут выражать свое недовольство, обращаясь к более качественной продукции конкурентов. Можно, конечно, попытаться убедить их, что упаковка – это не главное. Но, как правило, такие доводы не работают.

Мало изготовить товар и упаковать его в красочную и безопасную упаковку. Надо еще его сохранить и доставить потребителю. То, как это делается, как организована продажа, насколько она удобна для покупателя – такая же составляющая качества, как и сам товар. Улыбка продавца, и вообще, вежливый и внимательный сервис при продаже товара – такой же компонент качества и составляющая цены товара, как и все остальное. Это одно из объяснений того, почему в фирменных магазинах товар стоит несколько дороже. В его цену входят условия продажи.

Многие товары, в особенности сложные бытовые приборы, производственное оборудование, вычислительная техника и средства связи требуют профессионального монтажа, пусконаладочных работ. Если это будет делаться неправильно, часть мощностей оборудования может быть не задействована, не говоря уже о том, что оно вообще может выйти из строя. Серьезные фирмы стараются не допускать потребителей до монтажа сложных изделий и делают это самостоятельно. Весьма распространена ситуация, когда оборудование, смонтированное непрофессиональными специалистами, может быть снято с гарантии и не обслуживаться.

Утилизация товара после окончания срока службы – тоже задача производителя. Производитель должен спроектировать товар так, чтобы его можно было безопасно и максимально просто утилизировать. Данное требование особенно актуально в свете современной концепции устойчивого развития. Одно из ее основных положений гласит, что «... не может быть коммерчески выгодным производство, наносящее вред окружающей среде». Следует отметить, что производитель не обязан самостоятельно организовывать утилизацию и переработку продукции. Важно предоставить технологию и обеспечить надзор за ее соблюдением.

Из всего сказанного выше можно сделать следующий вывод: качество закладывается в товар с самого начала и контролируется на всех стадиях. Качественный товар получается, только если на всех стадиях соблюдаются необходимые требования.

В нашей стране долгое время поддерживался «железный занавес» не только в политике, но и в экономике. Таможенные барьеры препятствовали проникновению на наш рынок качественных товаров из-за рубежа. Потребители, не имея (или не зная) ничего лучшего, покупали отечественное. Конечно, многие наши товары были и остаются вполне конкурентоспособными. Но законы экономики таковы, что качество не будет возрастать само по себе. Необходимо, чтобы этого потребовали потребители. А потребовать они могут только в том случае, когда увидят или узнают, что существуют аналогичные товары, которые лучше удовлетворяют их потребности.

Улучшение качества товаров – основа процветания не только фирмы, но и государства в целом. Никакому государству не может быть выгодно низкое качество производящейся в нем продукции. Ломающиеся трактора, разрушающиеся дороги, падающие самолеты и рвущаяся обувь не могут дать ничего хорошего ни потребителям, ни государству. Потребители, имея возможность выбора, постепенно, с ростом доходов и понимания того, что они достойны лучшего качества, со временем обязательно переключатся на продукцию конкурентов, обеспечивающих лучшее качество.

«Цепная реакция» Деминга (рисунок 1.2) – это иллюстрация идеи о том, что требование улучшения качества – не прихоть потребителя.

Затраты на предупредительные мероприятия. 1 страница - student2.ru

Рисунок 1.2 – «Цепная реакция» Деминга

Усилия по повышению качества не проходят даром. Выгоду получают все – и потребитель, получивший средство удовлетворения своих потребностей, и фирма-производитель, увеличившая прибыль, которую можно направить на развитие, и государство, собравшее больше налогов.

1.2. Значение качества в условиях рыночной экономики

В современных условиях перехода к рыночной экономике среди множества проблем, связанных с обеспечением как выживания, так и последующего нормального развития предприятий и организаций, главной и решающей является проблема качества продукции, работ и услуг. В ближайшие годы в лучшем положении окажутся те предприятия, которые смогут обеспечить не только наивысшую производительность труда, но и высокое качество, новизну и конкурентоспособность продукции.

Качество – задача номер один в условиях рыночной экономики. Именно с помощью современных методов менеджмента качества передовые зарубежные фирмы добились лидирующих позиций на различных рынках. Российские предприятия пока еще отстают в области применения современных методов менеджмента качества. Между тем, повышение качества дает поистине колоссальные возможности. Однако повышение качества невозможно без изменения отношения к качеству на всех уровнях. Призывы к повышению качества не могут быть реализованы, если руководители различных уровней не станут относиться к качеству как к образу жизни.

В литературе понятие качества трактуется по-разному. Однако основное различие в понятиях качества лежит между его пониманием в условиях командно-административной и рыночной экономики.

В командно-административной экономике качество трактуется с позиции производителя. В рыночной экономике качество рассматривается с позиции потребителя. Говоря о проблеме качества, следует отметить, что за этим понятием всегда стоит потребитель. Именно он выбирает наиболее приемлемые потребительские свойства товара.

Понятие качества продукта с позиций его соответствия требованиям потребителя сложилось именно в условиях рыночной экономики.

В рыночной экономике производитель и потребитель находят друг друга на рынке, их мотивации базируются на финансовом выигрыше и максимизации потребительского эффекта. При этом потребитель выбирает между лучшими товарами различных производителей, являясь главной фигурой, определяет направления развития производства, приобретая товары и услуги по собственному желанию, тем самым указывая, что следует производить и с какими потребительскими свойствами.

Составляющими качества с точки зрения клиента являются качество продукции, консультации, имидж фирмы, сервис, инновации, окружающая среда, цена, сроки поставки.

Качество у производителя и потребителя – понятия взаимосвязанные. Производитель должен проявлять заботу о качестве в течение всего периода потребления продукта. Кроме того, он должен обеспечить необходимое послепродажное обслуживание. Особенно это важно для товаров, отличающихся сложностью эксплуатации, программных продуктов.

В настоящее время одной из серьезных проблем для российских предприятий является создание системы качества, позволяющей обеспечить производство конкурентоспособной продукции. Система качества важна при проведении переговоров с зарубежными заказчиками, считающими обязательным условием наличие у производителя системы качества и сертификата на эту систему, выданного авторитетным сертифицирующим органом. Система качества должна учитывать особенности предприятия, обеспечивать минимизацию затрат на разработку продукции и ее внедрение. Потребитель желает иметь уверенность, что качество поставляемой продукции будет стабильным и устойчивым.

1.3. Классификация показателей качества

Показатель качества – это количественное выражение одного или нескольких характеристик или свойств объекта применительно к определенным условиям его создания и эксплуатации. Показатель качества продукции численно характеризует свойство продукции.

Многие показатели качества продукции являются функциями ее параметров. Так, показатель долговечности сверла зависит от ширины направляющей ленточки (геометрического параметра) и от механических характеристик материала сверла (структурных параметров).

Номенклатура показателей качества зависит от назначения продукции и определяется количественными характеристиками ее свойств, которые обеспечивают возможность оценки уровня ее качества. Показатели качества имеют наименование и численное значение.

Система показателей качества продукции необходима для отражения экономической сущности качества через технические характеристики и свойства.

Совокупность показателей качества продукции можно классифицировать по следующим признакам (таблица 1.1).

Таблица 1.1 – Классификация показателей качества продукции

Признак классификации показателей качества Группы показателей качества
По количеству характеризуемых свойств - единичные;
- комплексные;
- интегральные
По характеризуемым свойствам - назначения;
- надежности;
- экономичности;
- технологичности;
- эстетические;
- эргономические;
- стандартизации и унификации;
- патентно-правовые;
- экологические;
- безопасности
По способу выражения - в натуральных единицах;
- в стоимостном выражении
По этапам определения значений показателей - прогнозные;
- проектные;
- производственные;
- эксплуатационные

Единичные показатели, характеризующие одно из свойств продукции, могут относиться как к единице продукции, так и к совокупности единиц однородной продукции, например: наработка изделия на отказ, удельный расход топлива, мощность, максимальная скорость движения.

Наши рекомендации