Ценовая дискриминация и экономическая эффективность монополии.

ЦЕНОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ - монополистическая практика продажи блага данного качества при данных за­тратах по различным ценам разным покупателям.

Ценовую дискриминацию могут осуществлять только мо­нополии, ибо они устанавливают и контролируют цены. В ус­ловиях совершенной конкуренции образуется единая цена на благо и фирма не контролирует цену, а принимает ее как дан­ную, поэтому ценовая дискриминация не возникает.

Монополисты занимаются ценовой дискриминацией в том случае, если посредством ее увеличивают свою прибыль. Дис­криминационные цены могут использоваться для расширения производства, обеспечивая тем самым экономию от масштаба производства.

Наиболее благоприятные условия для проведения ценовой дискриминации имеются в сфере услуг, поскольку они, как пра­вило, не могут перепродаваться (например, медицинские услу­ги: если вам сделали операцию по поводу аппендицита, то вы не можете перепродать ее своему другу по более высокой цене).

Чтобы фирма-монополист могла проводить ценовую дис­криминацию, рынок должен отвечать следующим условиям:

• продавец должен быть в состоянии разделить покупа­телей на группы исходя из учета эластичности спроса на блага. Тем покупателям, спрос которых имеет высо­кую неэластичность, будет установлена высокая цена, а тем, чей спрос эластичен, — более низкая;

• блага не могут перепродаваться покупателями (или продавцами) одного рынка покупателям (или продав­цам) другого рынка, поскольку свободное передвиже­ние благ с «дешевого» рынка на «дорогой» приведет к возникновению единой цены, что обусловит невозмож­ность ценовой дискриминации;

покупатели (для монополии) или продавцы (для монопсонии) должны быть идентифицируемы (отождествлены, быть одинаковыми), иначе разделение рынка не­возможно.

Ценовая дискриминация может возникать на базе разде­ления рынка по формам собственности, отраслевой принад­лежности фирм-производителей или потребителей, а также в зависимости от того, предметом потребления или средством производства является покупаемое благо.

различают тривида (или степени) ценовой дискриминации.

Ценовая дискриминация первой степени (совершенная дискриминация)наблюдается в том случае, когда на каждую единицу блага устанавливается цена, равная его цене спроса, поэтому цены продажи блага для всех покупателей различ­ны. Данный вид ценовой дискриминации допускает персональ­ное и межличностное различение цен спроса. Исходя из этого ее нередко называют совершенной ценовой дискриминацией.. Ценовая дискриминация первой степени представлена на рис.1.

Ценовая дискриминация и экономическая эффективность монополии. - student2.ru Рис. 1. Совершенная ценовая дискриминация

Оптимальный выпуск монополии находится в точке L при пересечении кривых предельной выручки и предельных затрат (МС и МR) и составляет Q*2 при цене Р*2. Излишек потреби­телей равен площади Р*2 АL, излишек продавца равен площа­ди СР*22/

Ценовая дискриминация второй степениимеет место, когда цены блага одинаковы для всех покупателей, однако различа­ются в зависимости от объема покупок. Следовательно, связь между общей выручкой монополиста (расходами покупателей) принимают нелинейный характер, а цены называются нели­нейным, или многоставочным, тарифом.

Ценовая дискриминация третьей степенипредполагает, что разным лицам благо продается по разным ценам, но каж­дая единица блага, приобретаемая конкретным покупателем, оплачивается им по одинаковой цене.

Если при ценовой дискриминации первых двух степеней предполагалось разделение благ на группы, то в основе цено­вой дискриминации третьей степени предполагается разделе­ние самих покупателей на группы или рынки, где устанавли­ваются свои цены продажи.


Наши рекомендации