Основная цель любой маркетинговой деятельности- связать изготовителя и потребителя, помочь им найти друг друга.

Таким образом, маркетинг представляет собой вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей по -средством обмена. Чем полнее соответствует товар желаниям потребителя , тем большего успеха добьётся производитель.

Производитель должен отыскать потенциальных потребителей, выяснить их потребности, а затем создать товары, как можно полнее удовлетворяющие эти потребности.

Главный принцип маркетинга – надо произвести такой товар экономично, и такой объём, который обязательно будет реализован, т.е. ориентир должен быть на установленный платёжеспособный спрос, т.е. на потребителя.

Схематично конкуренция сбыта, и маркетинг выглядят следующим образом:

Концепция сбыта

Товары---- сбыт и стимулирование продажи-----получение прибыли за

счёт увеличения объё-

ма продаж.

Концепция маркетинга

Потребители---- интегрированный маркетинг—получение прибыли

путём удовлетворения

потребностей покупателей

Исходя из сказанного, следует сформулировать основные принципы маркетинга:

- выбор целей и стратегий, направленных на эффективное сочетание производства новейшей продукции с уже выпускаемой, модернизированной и снимаемой с производства;

- увязка целей с ресурсами и возможностями предприятия;

- достижение оптимального сочетания в управлении централизованных и децентрализованных начал, постоянный поиск путей повышения эффективности производства и использование резервов производства.

2. Функции маркетинга.

На реализацию принципов маркетинга ориентированы его функции:

1. Изучение спроса на конкретный товар на определённом рынке или его сегменте (с учётом количества, качества, уровня цен и т.д.).

2. Определение оптимального ассортимента выпускаемой продукции на основе экономического расчета: издержек производства, эффективности капитальных вложений, возможности обеспечения ресурсами и получения прибыли.

3. Установление верхнего предела цены товара и рентабельности.

4. Разработка инвестиционной политики.

На предприятиях обычно маркетинговая служба несёт ответственность за следующие направления деятельности:

- разработка программ маркетинга по продукту;

- исследование рынка;

- разработка новых видов продукции и товарных знаков;

- определение цен на продукцию;

- осуществление рекламы и техобслуживания потребителей;

- организация сбыта;

- транспортировка товара.

3. Реклама.

Реклама – это комплекс средств и приемов, направленных на достижение конечной цели – реализацию товаров и услуг и создание спросов на них. Она предполагает установление контакта между продавцом и потенциальным покупателем в целях побуждения последнего приобрести эту продукцию. Реклама продукции имеет четкую цель. К целям рекламы относится создание и расширение рынка сбыта продукции, создание имиджа предприятия, повышение уровня собственной организации производства (внутрифирменная реклама).

Реклама должна содержать аргумент в пользу продукции, убеждать в необходимости её приобретения и использования.

Наиболее распространённые способы рекламы: прямая почтовая реклама, лично вручаемые информационные письма, листовки на переговорах и презентациях; выступление на семинарах, личные посещения руководителей специалистов предприятий; реклама в прессе, по радио, телевидению. Реклама решает не только торговую задачу. Она строит фундамент движения и доверия не только к фирме, но и к стране, которую представляет.

Никакая реклама не поможет продать продукцию вторично, если в первый раз она обманула ожидания покупателя.

Для того, чтобы реклама имела успех, она должна быть правдивой, соответствовать действительности и выделять только те качества и достоинства, которыми обладает рекламируемый товар.

Вопросы для самопроверки:

1. Понятие маркетинга.

2. Цель, принципы маркетинга

3. Функции маркетинга.

4. Назначения рекламы.

5. Способы рекламы.

6. Требования, предъявляемые к рекламе.

Тема 4.2. Качество и конкурентоспособность продукции

Цели:

1. Изучить пути повышения качества и конкурентоспособности продукции.

2. Суть стандартизации и сертификации продукции.

Вопросы:

1. Значение повышения качества продукции, показатели качества продукции.

2. Управление качеством продукции.

3. Стандартизация продукции.

4. Сертификация продукции.

5. Конкурентоспособность предприятия и его продукции.

[8] с 346-372.

[1]с 144- 158- 164

1. Значение повышения качества продукции. Показатели качества продукции.

Современная рыночная экономика предъявляет принципиально иные требования к качеству выпускаемой продукции. Выживаемость любой фирмы зависит от конкурентоспособности продукции, услуг. В свою очередь конкурентоспособность продукции связана с двумя показателями – уровнем цены и уровнем качества продукции.

Повышение качества продукции в значительной мере определяет выживаемость предприятия в условиях рынка, темпы НТП, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии.

От выпуска высококачественной продукции выиграет и национальная экономика, т.к. увеличиваются экспортный потенциал и доходная часть платёжного баланса страны, повышается авторитет государства в мировом сообществе.

Качество – это совокупность свойств продукции , обусловливающих её пригодность удовлетворять определённые потребности в соответствии с ее назначением.

Качество- это совокупность свойств определяющих пригодность продукции своему назначению.

Качество продукции, может быть только относительным, оно фиксируется на конкретный период времени, в зависимости от назначения и изменяется при появлении более прогрессивной технологии. Оценка качества основана на сравнении с эталоном.

Количественная характеристика свойств продукции, составляющих её качество, называется показателем качества продукции. Основными являются:

- показатели назначения (эксплуатационная характеристика: производительность) полезный эффект от эксплуатации;

- показатели надёжности характеризуют свойства объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров и функций. Это безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость ( в пищевой промышленности особенно);

- показатели технологичности характеризуют эффективность конструкторско – технологических решений для обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте изделий;

- показатели стандартизации и унификации характеризуют насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями. Чем выше уровень унифицированности тем лучше, как для производителя, так и для потребителя, это говорит о взаимозаменяемости деталей и узлов;

- эргономические показатели отражают удобства эксплуатации изделия человеком. Взаимодействие человека с изделием выражается через комплекс гигиенических, антропометрических физиологических, и психологических свойств человека( расположение руля , освещенность, температура, шум, вибрация , излучения , влажность, и т.п.;

- эстетические показатели характеризуют композиционное совершенство изделия( дизайн, цвет, запах, стиль, и т.д.);

- показатели транспортабельности выражают приспособленность изделия для транспортировки без нарушения его свойств;

- патентно- правовые показатели характеризуют патентную защиту и патентную чистоту продукции;

- экологические показатели отражают степень влияния вредных воздействий на окружающую среду, которые возникают при хранении, эксплуатации или потреблении( вредные примеси ,излучение);

- показатели безопасности определяют степень безопасности эксплуатации, хранения изделий . Покупатель, приобретая изделия, всегда сопоставляет компенсирует ли цена изделия набор свойств , которыми оно обладает.

Под экономически оптимальным качеством понимается соотношение качеств и затрат что можно представить:

Копт=Q/C,

где Q- качество изделия ( квалиметрия – это наука по изучению);

С- затраты на приобретение и эксплуатацию изделия.

2. Управление качеством продукции

Управление качеством - действия осуществляемые при создании , эксплуатации или потреблении продукции в целях установления , обеспечения и поддержания необходимого уровня её качества.

Схема управления качеством продукции

Основная цель любой маркетинговой деятельности- связать изготовителя и потребителя, помочь им найти друг друга. - student2.ru Блок сравнения и при Основная цель любой маркетинговой деятельности- связать изготовителя и потребителя, помочь им найти друг друга. - student2.ru нятия решений
Блок возде йствия

Основная цель любой маркетинговой деятельности- связать изготовителя и потребителя, помочь им найти друг друга. - student2.ru


Основная цель любой маркетинговой деятельности- связать изготовителя и потребителя, помочь им найти друг друга. - student2.ru Информация о фактическом качестве
План п Основная цель любой маркетинговой деятельности- связать изготовителя и потребителя, помочь им найти друг друга. - student2.ru о качеству

 
  Основная цель любой маркетинговой деятельности- связать изготовителя и потребителя, помочь им найти друг друга. - student2.ru


Основная цель любой маркетинговой деятельности- связать изготовителя и потребителя, помочь им найти друг друга. - student2.ru Фактическое качество

К числу факторов , влияющих на качество относятся:

- станки, машины, другое производственное оборудование;

- профессиональное мастерство, знание, навыки, психофизиологическое здоровье работников.

К условиям обеспечения качества относятся :

- характер производственного процесса , его интенсивность, ритмичность, продолжительность;

- климатическое состояние окружающей среды и производственных мощностей;

- интерьер и производственный дизайн;

- характер материальных и моральных стимулов;

- морально – психологический климат в производственном коллективе;

- формы организации информационного обслуживания и уровень оснащенности рабочих мест;

- состояние социально – материальной среды работающих.

Управление качеством продукции должно осуществляться системно, т.е. на предприятии должна функционировать система управления качеством продукции, представляющая собой организационную структуру, четко распределяющую ответственность, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для управления качеством (стандарты ИСО серии 900 ,в которых отражён международный опыт).

В соответствии со стандартами ИСО жизненный цикл продукции, который в зарубежной литературе обозначается как петля качества включает 11этапов. С помощью петли качества осуществляется взаимосвязь изготовителя и потребителя.

Схема управления качеством продукции

Политика предприятия в области качества

Основная цель любой маркетинговой деятельности- связать изготовителя и потребителя, помочь им найти друг друга. - student2.ru

Система качества

Основная цель любой маркетинговой деятельности- связать изготовителя и потребителя, помочь им найти друг друга. - student2.ru

Управление качеством

Основная цель любой маркетинговой деятельности- связать изготовителя и потребителя, помочь им найти друг друга. - student2.ru Основная цель любой маркетинговой деятельности- связать изготовителя и потребителя, помочь им найти друг друга. - student2.ru Основная цель любой маркетинговой деятельности- связать изготовителя и потребителя, помочь им найти друг друга. - student2.ru 2. Проектирование, разработка продукции

Обеспечение качества
Основная цель любой маркетинговой деятельности- связать изготовителя и потребителя, помочь им найти друг друга. - student2.ru Улучшение качества

1.маркетинг 3. обслуживание.

3. материально-технич.

11.утилизация обеспечение.

10.тех.обсл. 4.подготовка и разраб-а

продукции.

9.монтаж и

эксплуатация. 5.изготовление.

8.реализация. 6.контроль, проведение

Основная цель любой маркетинговой деятельности- связать изготовителя и потребителя, помочь им найти друг друга. - student2.ru испытаний.

7.упаковка и хранение.

3. Стандартизация продукции.

Важным элементом в системе управления качеством изделий является стандартизация – нормативная деятельность, которая находит наиболее рациональные нормы, а затем закрепляет их в нормативных документах типа стандарта, инструкции, методики требования к разработке продукции.

В государственные стандарта РФ включены следующие положения:

- обязательные требования к качеству продукции работ и услуг, обеспечивающие безопасность для жизни, здоровья , имущества, охрану окружающей среды, обязательные требования техники безопасности и производственной санитарии;

- обязательные требования по совместимости и взаимозаменяемости продукции;

- обязательные методы контроля, требования к качеству продукции, работ услуг;

- основные потребительские и эксплуатационные свойства продукции, требования к упаковке, маркировке, транспортированию, хранению и утилизации;

- положения, обеспечивающие техническое единства при разработке, производстве, эксплуатации продукции и оказании услуг, правила обеспечения качества продукции, сохраняемость и рациональное использование всех видов ресурсов.

В РФ нормативные документы по стандартизации подразделяются на следующие категории:

1. Государственные стандарты РФ ( ГОСТ).

2. Отраслевые стандарты (ОСТ).

3. Технические условия (ТУ).

4. Стандарты предприятий и объединений предприятий (СТП).

5. Стандарты научно – технических обществ и инженерных союзов, ассоциаций и д.р. общественных организаций(СТО).

В зависимости от объекта стандартизации, его спецификации и содержания, разрабатываемых к нему требований стандарты подразделяются на виды:

- стандарты основополагающие;

- стандарты на продукцию и услуги;

- стандарты на процессы;

- стандарты на методы контроля, испытаний, измерений, анализа.

4. Сертификацияпродукции.

Сертификация – это совокупность действий и процедур, подтверждающих соответствие фактических характеристик продукции требованиям стандартов или технических условий.

Сертификация – один из способов подтверждения соответствия продукции заданным требованиям.

Обязательной сертификации подлежат те изделия или показатели качества, которые могут оказать нежелательное воздействие на человека или окружающую среду (продукты питания, автомобили и т.п.)

Добровольная система сертификации предусматривает сертификацию продукции только по инициативе её изготовителя.

Самосертификация допускается для надёжного партнёра.

Сертификация третьей стороны, т.е. посредническая сертификация, предусматривает участие сторонней организации, независимой от участвующих в вопросе стороне.

Продукция, прошедшая сертификацию, отмечается следующим образом:

- выдаётся документ – сертификат соответствия;

- продукция маркируется знаком соответствия;

- продукция заносится в список изделий, разрешённых к продаже, который имеется в сертификационных центрах.

5. Конкурентоспособность предприятия и его продукции.

Конкурентоспособность предприятия – это его преимущества по отношению к другим предприятиям данной отрасли внутри страны и за её пределами. Это понятие относительное, это зависит от выбора базовых объектов для сравнения (фирмы – лидера). Такая фирма – лидер должна обладать параметрами:

- соизмеримостью характеристик выпускаемой продукции;

- соизмеримостью сегментов рынка;

- соизмеримостью фазы жизненного цикла, в которой функционирует фирма.

Таким образом, конкурентное преимущество одной фирмы над другой может быть оценено в том случае, когда обе фирмы удовлетворяют идентичные потребности покупателей, относящихся к родственным сегментам рынка. Иначе сравнение будет некорректным.

Далее конкурентоспособность характеризуется показателем рентабельности производства.

Для объективной оценки конкурентоспособности необходимо слежение рынка, но очень часто это невозможно из-за отсутствия доступа к информации( особенно на мировом рынке). А это приводит к самоуспокоению производителя.

Чтобы фирма была конкурентоспособной необходимы новые подходы в инвестиционной политике при проведении реконструкции и внедрении новой технологии.

Факторы влияющие на конкурентоспособность продукции можно разделить на:

- технико – экономические (качество, затраты на эксплуатацию, цена);

- коммерческие (коньюнктура рынка, реклама, предоставляемый сервис, имидж фирмы);

- нормативно- правовые факторы.

Одной из основных задач предприятия - это не только добиться выпуска конкурентоспособной продукции , но и сохранить её как можно дольше.

Формула конкурентоспособности:

Конк = качество+ цена + обслуживание.

Согласно закону о конкуренции в мире происходит объективный процесс повышения качества продукции и снижение их удельной цены(отражающей отношение цены товара к его полезному эффекту). В условиях конкуренции, чтобы избежать банкротства, фирмы сами стремятся повышать качество продукции.

Движущей силой конкуренции является стимул к нововведению , поиску и реализации инноваций.

Вопросы для самоконтроля:

1. Понятие качества продукции.

2. Значение повышения качества продукции.

3. Показатели качества.

4. Факторы, влияющие на качества.

5. Условия ,обеспечивающие качество.

6. Петля качества.

7. Суть стандартизации.

8. Для чего необходима сертификация продукции?

9. Суть конкурентоспособности, от чего она зависит?

Тема 4.3. Инновационная и инвестиционная политика предприятия

Цель: 1. Знать сущность и содержание подготовки производства;

2. Знать структуру капитальных вложений, источники финансирования капитальных вложений;

3. Уметь рассчитать эффективность инвестиций.

Вопросы: 1. Понятие инноваций;

2. Сущность и содержание подготовки производства;

3. Капитальные вложения.

[1] С 193 – 226

[8] С 254 – 283

1. Понятие инноваций .

Под инновацией (англ. – нововведение, новшество, новаторство) понимается использование новшеств в виде готовых технологий, видов продукции и услуг, новых форм организации производства и труда, обслуживания и управления. Между понятиями « новшество», «нововведение», «инновация» есть различия.

Новшество –это новый порядок, новый метод, изобретение, новое явление.

Нововведение –процесс использования новшества.

Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение называется инновационным лагом.

Непременными свойствами инноваций является их новизна, производственная применимость (экономическая обоснованность) и она обязательно должна отвечать запросам потребителей.

В современной экономике инновация становится основным фактором экономического роста.

Инновационная деятельность - это деятельность, направленная на поиск и реализацию инноваций в целях расширения ассортимента и повышения качества продукции, совершенствования, технологии и организации производства. На практике этот процесс именуется подготовкой производства.

2. Сущность и содержание подготовки производства.

Подготовка производства - это комплекс взаимосвязанных мероприятий, обеспечивающих создание новых и совершенствование выпускаемых видов продукции, внедрение передовой технологии, эффективных методов организации труда, производства и управления.

Подготовка производства включает следующие стадии:

- проведение исследований, связанных с подготовкой нового производства. Исследования производятся либо в специальных НИИ, либо на самом предприятии, либо в венчурных фирмах. Исследования обычно заканчиваются составлением ТУ для проектирования продукции;

- проектирование новой и совершенствование выпускаемой продукции – это конструкторская подготовка производства, которая определяет характер продукции, её конструкции, физико–химические свойства, внешний вид, ТЭП и д.р. показатели;

- технологическая подготовка производства включает отработку конструкции нового изделия, разработку технологических процессов изготовления, проектирование и определение потребности в оборудовании;

- организационно – экономическая подготовка производства включает:

- комплекс мер по организации и планированию производства новых изделий и обеспечению процесса их производства всем необходимым;

- создание нормативной базы для планирования конструкторской и технологической подготовки;

- разработку смет затрат на подготовку производства.

Таким образом, подготовка производства - это комплекс работ, предшествующие внедрению нового производства, проведению реконструкции на предприятии. Для проведения всех работ, начиная от момента зарождения идеи о необходимости изучения новой продукции до момента её получения необходимы денежные средства (инвестиции).

3. Капитальные вложения

Инвестиции - это денежные средства, целевые банковские вклады, акции и д.р. ценные бумаги, технологии, машины, кредиты, имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли и достижения положительного и социального эффекта.

Иными словами это капитальные вложения (затраты), направленные на создание новых, расширение и реконструкцию действующих объектов хозяйствования, т.е. на капитальное строительство, а также средства, направленные на увеличение собственного капитала (покупка акций, вклады на счета банков, вложения в паи).

В данной теме рассмотрим пути решения проблем, связанных с инвестированием в создании и модернизации основных фондов.

Инвестирование - капитальные вложения могут быть направлены:

- на строительство новых объектов;

- на расширение действующего предприятия;

- на реконструкцию устарелых предприятий;

- на техническое перевооружение.

По составу капитальные вложения – это производственные расходы на :

- проектно – изыскательские работы и подготовку персонала;

- строительно – монтажные работы;

- закупку оборудования, машин, инструментов.

Активной частью является стоимость приобретённого оборудования.

Капитальное строительство может проводится как хозяйственным (т.е. силами самого предприятия) так и подрядным способом, при котором заключается договор – подряд со специализированными строительно- монтажными организациями.

Капитальное строительство может финансироваться за счёт:

- собственных финансовых ресурсов (фонд накопления);

- заёмных финансовых средств( банковский кредит);

- привлечённых финансовых средств инвестора (средства, получаемые от продажи акций, паевые и другие взносы);

- денежных средств, централизуемых объединениями предприятий в установленном порядке;

- инвестиционных ассигнований из гос. бюджета и внебюджетных фондов;

- иностранных инвестиций.

Государство в соответствии с законодательством, действующим на территории РФ, гарантирует защиту инвестиций, в том числе и иностранных, независимо от форм собственности. Инвестиции не могут быть безвозмездно национализированы или реквизированы.

Предприятие самостоятельно определяет объёмы , направления, размер и эффективность инвестиций. По своему усмотрению оно самостоятельно привлекает на конкурсной системе физических и юридических лиц, необходимых ему для реализации инвестиций.

Прежде чем вкладывать средства в капитальное строительство, предприятие проводит оценку эффективности инвестиций.

Для оценки эффективности определяют:

- показатели предполагаемой доходности от вложения средств в проект, а также показатели коммерческой эффективности, учитывающие финансовые последствия от реализации проекта для его непосредственных участников;

- показатели экономической эффективности, учитывающие затраты и результаты, связанные с реализацией проекта;

- показатели социальных и экологических последствий.

При определении экономической эффективности инвестиций определяют срок окупаемости или коэффициент эффективности и сравнивают получаемые величины с нормативами и заводскими показателями.

А) Если предлагается один вариант, то эффективность определяют по формулам:

Т= К/(Ц-S) Q или E=( Ц-S)Q\K,

где К – сумма инвестиций в процесс, руб.;

Ц– цена за единицу продукции, руб.;

S – себестоимость единицы продукции, руб.;

Q – годовой выпуск продукции ,т., шт.;

Т – срок окупаемости , время за которое окупаются кап. вложения за счет прибыли от проекта;

Е – коэффициент эффективности ( к-т дисконта), который показывает сколько прибыли приносит каждый рубль инвестиций.

Если Т ≤ Т н (6,7 года),

Е ≥ Е н ( 0,15)≥Е зав,

то внедрение проектируемого производства считается экономически целесообразным.

Б) Если предлагается реконструкция, что

Т ом= К2 –К1\(S1 –S2)Q2 = К\ ∆S·Q2,

E=(S1-S2)Q2\K2-K1= S•Q2\K.

Если Т доп≤ Тн, а Е≥Ен(0.15) ≥Е зав, то реконструкция эффективна.

В) Если сравниваются несколько вариантов, то эффективность инвестиций определяют по сумме приведённых затрат

Основная цель любой маркетинговой деятельности- связать изготовителя и потребителя, помочь им найти друг друга. - student2.ru Зi = Si + Eн •ki min,

где Si – себестоимость единицы продукции сравниваемых вариантов, руб.;

кi – удельные капитальные затраты , руб.;

Eн – нормативный коэффициент эффективности кап. вложений, 0.15

кi = K\Q

Тот из вариантов считается наиболее эффективным, по которому Зi будет минимальной.

Вопросы для самоконтроля:

1. Понятие инноваций;

2. Понятие, содержание подготовки производства;

3. Понятие, состав капитальных вложений;

4. Источники финансирования капитального строительства;

5. Способы ведения капитального строительства;

6. Определение экономической эффективности, капитальных вложений.

Наши рекомендации