Общие основы экономического развития 5 страница
C
| |||
A4
|
A2
|
A1
|
Рис. 18
Если же при неизменном уровне дохода происходит изменение относительных цен, угол наклона бюджетной линии, как нам уже известно, меняется. Найдя для каждой новой бюджетной линии соответствующие кривые безразличия, соприкасающиеся с ними, получим линию " цена – потребление " (рис. 19). Она проходит через точки А1, А2, А3 и т.д. (линия ЦП).
C
A1
|
A3
|
Рис. 19
Каждая точка этой кривой – соотношение двух товаров при неизменном доходе, но меняющихся ценах. Данная кривая есть, по сути дела, кривая спроса на продукты питания при неизменных ценах на одежду, т. к. мы предполагали, что наш условный потребитель приобретает только эти два вида товаров (точки А1, А2, А3 и т. д. показывают соотношение цены продуктов питания и их количества).
Если вместо одежды поставить все другие товары, а вместо продуктов питания – один товар, например, хлеб, то кривая " цена – потребление " представляет собой кривую спроса на хлеб при неизменных ценах на все другие товары.
Данная кривая отражает закон спроса: чем ниже цена, тем больше спрос. Нарастание спроса при уменьшении цены объясняется, во-первых, " эффектом замещения ": если у данного товара есть заменители, спрос с них перемещается на данный товар при более низкой его цене; во-вторых, - " эффектом дохода ": если товар становится дешевле, на его приобретение идёт меньше денег, можно купить больше и данного, и других товаров.
Форма кривой спроса зависит от степени воздействия обоих эффектов. Для большинства товаров оба эффекта при понижении цены действуют в одном направлении и приводят к увеличению спроса. Для так называемых " товаров для бедных " эффекты действуют в различных направлениях, поэтому спрос на эти товары падает с ростом доходов покупателей.
При анализе спроса на рынке одного товара мы не учитывали изменение ситуации на множестве рынков других товаров. Очевидно, что нарушение равновесия на рынке одного товара окажет влияние и на другие рынки и может вызвать ответное воздействие на рынок данного товара.
Очевидно, что изучение конкретного рынка необходимо для того, чтобы понять суть происходящих на данном рынке процессов. Если же речь идёт об общем изменении цен, повышении заработной платы и других процессах, затрагивающих все рынки, все секторы экономики, необходим анализ общего экономического равновесия, который является объектом исследования макроэкономики.
2.5.4. СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ
Полезность- удовлетворение, которое получают от потребления продукта или услуги
Общая полезность- удовлетворение, получаемое от потребления определенного набора единиц продукта или услуги
Предельная полезность- удовлетворение, получаемое от потребления каждой последующей единицы данного продукта или услуги
Ютиль - условная единица измерения полезности
Индивидуальный спрос- спрос на товар, предъявляемый на рынке отдельным потребителем
Общий рыночный спрос - сумма спроса всех потребителей на рынке отдельного товара
Бюджетная линия- линия, каждая точка которой - комбинация единиц товаров, которую потребитель может приобрести на свой доход при данном уровне цен
Кривая безразличия- кривая, все точки которой соответствуют таким комбинациям товаров, которые дают потребителю одинаковое удовлетворение
Норма замены- количество единиц одного товара, от которого должен отказаться потребитель при приобретении дополнительной единицы другого товара
Равновесие потребителя- состояние потребителя, при котором количества товаров, которое он желает и может приобрести, совпадают, и мотивы замены данного набора товаров другим набором отсутствуют
Кривая "доход - потребления"- кривая, каждая точка которой показывает, как изменяется оптимальное соотношение потребляемых товаров при изменении дохода при постоянных ценах
Кривая "цена - потребление"- кривая, каждая точка которой показывает соотношение двух потребляемых товаров при неизменном доходе, но меняющихся ценах
"Эффект замещения" (замены)- перемещение спроса с товаров - заменителей на данный товар при более низкой цене на него
"Эффект дохода"- уменьшение затрат на приобретение данного товара при его удешевлении. Соответствует росту дохода и ведет к увеличению спроса на данный и другие товары
2.5.5. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Что такое предельная полезность товара? Чем отличается она от общей полезности?
2. Сформулируйте закон убывающей предельной полезности.
3. Можно ли измерить полезность?
4. Какую информацию несет в себе бюджетная линия?
5. Как изменится положение бюджетной линии, если денежный доход потребителя а) уменьшится; б) увеличится?
6. Как изменится положение бюджетной линии, если а) цены товаров изменятся пропорционально (уменьшатся или увеличатся); б) если цена товара, количество которого отмечено на вертикальной оси, уменьшится или возрастет?
7. В чем смысл кривых безразличия?
8. Почему кривые безразличия вогнуты по отношению к началу координат?
9. Охарактеризуйте точку потребительского равновесия.
10. В чем смысл эффекта дохода?
11. Объясните закон спроса с помощью эффектов дохода и замещения.
12. Объясните закон спроса, исходя из убывания предельной полезности.
13. Объясните с помощью графика, как на основе кривых безразличия можно построить кривую спроса.
2.5.6. УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ И ЗАДАЧИ
1. Как изменится положение бюджетной линии, если цены на все потребляемые товары и услуги ; а) увеличатся в одинаковое количество раз? уменьшатся в одинаковое количество раз?
2. На основе анализа бюджетной линии объясните смысл индексации доходов в условиях инфляции.
3. Как переместится бюджетная линия, если цена продукта, количество которого отмечается на горизонтальной оси \ а) увеличится; б) уменьшится?
4. Объясните, почему кривые безразличия являются нисходящими и вогнутыми к началу координат? Объясните, почему они не пересекаются?
5. Студент получает стипендию 40 ден. единиц в месяц. Цена продуктов питания ( PF ) составляет I ден. ед., цена развлечений (PH) - I ден. ед. Начертите бюджетную линию студента. Как изменится положение бюджетной линии, если
а) доходы студента выросли до 60 ден. единиц в месяц?
б) PF= 0,5 ден. ед.; PH = 1 ден. ед.
в) FF = 0,5 ден. ед.; PH = 0,5 ден. ед.
г) PF = 1 ден. ед.; PH = 0,5 ден. ед.
6. По данным, приведенным в таблице, постройте кривые безразличия. Какая из кривых безразличия характеризует: а) самый высокий уровень полезности; б) самый низкий уровень полезности?
I | II | III | |||
H | F | H | F | H | F |
7. Совместите на одном графике бюджетную линию (задача 5) и кривые безразличия (задача 6). Определите точку равновесия потребителя.
3. ОСОБЕННОСТИ ВОСПРОИЗВОДСТВА
НА ОТДЕЛЬНОМ ПРЕДПРИЯТИИ
3.1. СУЩНОСТЬ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ
ФОРМЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
Предприятие (организация) – это экономически обособленный субъект хозяйствования, выступающий звеном общественного производства в виде комплекса производительных сил (факторов производства), представляющего основанную на внутреннем разделении труда кооперацию.
В соответствии с Гражданским Кодексом РФ предприятие (организация) является юридическим лицом, а значит обладает следующими признаками (см. ГК РФ, ст. 48 - 56):
- наличие обособленного имущества, обеспечивающего возможность функционирования предприятия, его экономическую самостоятельность и надежность;
- способность выступать от своего имени, т.е. заключать все виды гражданско-правовых договоров;
- наличие регистрационного свидетельства, а при необходимости и лицензии на осуществление тех или иных видов деятельности.
Юридические лица, имеющие в качестве основной цели своей деятельности получение прибыли, являются коммерческими организациями. Если же юридическое лицо не имеет такой цели, то оно является некоммерческой организацией.
В дальнейшем речь пойдет о предприятии как коммерческой организации.
Предприятие как юридическое лицо имеет самостоятельный баланс или смету, ведет учет затрат на производство и продажу продукции (работ, услуг), составляет предусмотренную законодательством отчетность, имеет счета в банке.
По форме собственности предприятия подразделяются на частные, государственные, смешанные (частно-государственные, предприятия с участием иностранного капитала и т.п.), коллективные (кооперативы).
Многообразие форм собственности является основой для создания различных организационно-правовых форм предприятия (см. ГК РФ, ст. 66 - 115):
1. хозяйственные товарищества (полное товарищество и товарищество на вере - ст. 69 - 86);
2. общество с ограниченной ответственностью (ст. 87 - 94);
3. общество с дополнительной ответственностью (ст. 95);
4. акционерное общество (ст. 96 - 104);
5. дочерние и зависимые общества (ст. 105 - 106);
6. производственные кооперативы (ст. 107 - 112);
7. государственные и муниципальные унитарные предприятия (ст. 113 - 115).
Особенности структурной организации и управления являются критериальным признаком выделения организационно-экономических форм предприятия. Все эти формы могут быть объединены в две большие группы: собственно предприятия и объединения предприятий. В современной экономике последние занимают ведущее место. Объединение может осуществляться путём верти5кальной или горизонтальной интеграции или диверсификации.
Вертикальная интеграция – объёдинение предприятий одного производственного цикла от добычи сырья до выпуска готовой продукции.
Горизонтальная интеграция – объединение предприятий, находящихся на одном этапе производственного цикла (производство обуви, выпуск холодильников и т. п.).
Диверсификация – объединение предприятий различных, технологически не связанных между собой отраслей.
Рассмотрим некоторые из форм объединения предприятий.
1. Трест – форма объединения предприятий или организаций одной или нескольких отраслей, при которой входящие в объединение предприятия утрачивают хозяйственную и производственную самостоятельность. Управление ими осуществляется централизованно. Собственники объединяющих предприятий становятся совладельцами акционерного общества, получая свою долю прибыли пропорционально долевому участию в капитале.
2. Концерн – многоотраслевой комплекс предприятий и организаций, в котором структурные единицы сохраняют свою производственную самостоятельность и статус юридического лица, но подчинены единому руководству посредством финансового контроля. Имеет чётко выраженное производственное ядро. Все объединяющиеся предприятия интегрированы с ним, и их деятельность в значительной степени подчинена интересам этого ядра (объединение на основе функциональных принципов).
3. Конгломерат – полиотраслевая, многофилиальная структура, основанная не на функциональных принципах, а на объединении полуавтономных в оперативном отношении филиалов, несущих экономическую ответственность за свою деятельность. Характеризуется широкой децентрализацией управления (центральное руководство принимает стратегические решения, чаще всего связанные с распределением финансовых ресурсов). Является неустойчивым объединением. Сложность и недостаточная гибкость управления часто приводят к его распаду при возникновении экономических трудностей, например, при ухудшении конъюнктуры.
4. Межотраслевой научно-технический комплекс – объединение научных и научно-производственных единиц, ориентированное на осуществление научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности. Главной задачей является проведение инженерных разработок и их ускоренное внедрение в серийное производство. Слабым местом этих объединение является их отрыв от производственной базы.
5. Ассоциативными формами совместной деятельности являются консорциумы и хозяйственные ассоциации.
Консорциум – форма временного объединения предприятий и организаций, создаваемого для осуществления совместной деятельности с целью решения определённых задач (обычно реализации каких-либо коммерческих проектов). Все участники консорциума подчиняются общему руководству только в части деятельности, касающейся целей консорциума. Консорциумы создаются по отраслевому или территориальному принципу. После реализации целей консорциума он обычно ликвидируется.
Хозяйственная ассоциация – объединение юридических лиц по отраслевому или территориальному принципу с целью координации хозяйственной деятельности или защиты своих интересов и прав в различного рода органах.
6. Финансово-промышленная группа – объединяет три структуры:
а) финансовую: банк, инвестиционную компанию, консалтинговую фирму, брокерские конторы (с выходом на биржи), информационно-рекламные и внешнеэкономические подразделения;
б) производственную: предприятия – производители определённой продукции, например, оборудования для нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих отраслей, предприятия текстильной отрасли и т. д.;
в) коммерческую: товарно-сырьевую биржу, страховую, транспортную, сервисную фирмы.
Объединения предприятий являются акционерными обществами, т. е. формируют свой капитал путём продажи акций. Часто ядром объединения является холдинговая компания, владеющая контрольным пакетом акций остальных участников объединения (система участия) и специализирующаяся на управлении. " Чистые " холдинги и субхолдинги осуществляют общее финансовое руководство, а " смешанные " холдинги совмещают финансовое руководство с собственной производственной деятельностью.
Примером, может служить концерн "ФИАТ". " Чистый " холдинг "Итальянское финансовое общество" имеет контрольный пакет акций " смешанного " холдинга " ФИАТ ", который кроме собственного производства осуществляет и финансовую деятельность, т. к. имеет контрольный пакет акций субхолдингов и дочерних акционерных компаний (например, "Альфа – Ромео").
3.2. ФИРМА И ФОРМЫ ФИРМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
В дальнейшем и для собственно предприятий и для их объединений мы будем использовать общий термин - фирма
В настоящее время в нашей стране наряду с традиционными (производственными, транспортными, строительными, торговыми, фирмами в сфере услуг и т. д.) идёт формирование принципиально новых для нашей экономики форм фирменной организации, необходимость которых обусловлена переходом к рыночной экономике. Это страховые компании (общества), инвестиционные компании (фонды), лизинговые фирмы, инновационные фирмы, аудиторские фирмы, брокерские фирмы. Страховые и инвестиционные компании, брокерские фирмы будут рассмотрены в теме "Финансовый рынок". Остановимся кратко на остальных формах.
Лизинговая фирма – специализированная организация, покупающая отдельные элементы средств труда с целью сдачи их в долгосрочную аренду. Избавляет пользователя от крупных единовременных затрат, которые берёт на себя лизинговая фирма.
Инновационная фирма –организация, деятельность которой направлена на разработку и освоение новых видов изделий и технологий. Сфера распространения – наукоёмкие отрасли и производства, требующие научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. В основном это мелкие фирмы. Но в США при почти в 2 раза меньших капитальных затратах на одного научно-инженерного работника, чем в крупных фирмах, они создают на единицу затрат (1 доллар) в 24 раза больше нововведений.
Инновационные фирмы, действующие в областях с повышенной долей риска, где неопределённость результатов изначально признана, получили название венчурных (т.е. рисковых) фирм.
Аудиторская фирма – специализируется на проведении по заказу клиента (госорганов, владельцев, акционеров) квалифицированных проверок финансово-хозяйственной и инвестиционной деятельности фирм. Наличие положительного заключения аудиторской фирмы способствует формированию более выгодного для фирмы – заказчика климата во взаимоотношениях с банками, страховыми компаниями, поставщиками.
3.3. ФИРМА И КОНКУРЕНЦИЯ
В рыночной экономике возможность получения большей прибыли зависит от конкурентоспособности фирмы.
Конкурентоспособность – это способность обеспечить лучшее предложение по сравнению с конкурентами.
Фирма концентрирует свои усилия в тех областях деятельности, где её сравнительные с конкурентами преимущества выше.
Различают три типа конкурентного поведения фирмы:
1. Креативное. Система действий фирмы состоит из мероприятий, направленных на то, чтобы превзойти конкурентов. Сюда входит создание новых продуктов и их заменителей (субститутов), новых форм технологии и организации производства, новых методов сбыта и т. д.
2. Приспособленческое. Состоит в копировании в возможно более сжатые сроки достижений своих конкурентов, т. к. фирма не уверена в своих инновационных (нововведенческих) возможностях.
3. Обеспечивающее (гарантирующее). Применяется тогда, когда фирма не имеет возможности существенно менять производственную и коммерческую программы, и обладает слабым инновационным потенциалом. Поэтому её задача – сохранить и стабилизировать на длительную перспективу достигнутые позиции на рынке за счёт повышения качества продукции и услуг, оказания дополнительных услуг, изменения ассортимента.
Конкурентная стратегия фирмы – это концепция и подчиняемая ей система действий фирмы, направленных на достижение её конечных целей.
Изначально каждая растущая фирма стремится к монополизации рынка (т. е. полному её захвату и господству на нём). Но это удаётся далеко не каждой фирме, и в основном, на определённый срок. Поэтому в современных условиях наряду с установкой на монополизацию рынка действует и установка на интеграцию своей деятельности в единый процесс формирования рынка.
Если стремление к монополизации рынка направлено на устранение конкурентов, то стремление к интеграции – на стабилизацию своего собственного положения путём уменьшения степени риска за счёт долго- и краткосрочного сотрудничества с другими фирмами в форме кооперации. Такая стратегия называется – полистратегическим поиском.
Но конкурент остаётся конкурентом, и стратегия интеграции соседствует со стратегией монополизации.
Выбор стратегии или сочетание стратегий осуществляется фирмами в зависимости от их ролевых и содержательных функций в процессе конкурентного взаимодействия.
Типы конкурентов по ролевой функции фирм:
1) лидеры (40%-я доля на рынка);
2) претенденты на лидерство (30%-я доля рынка);
3) ведомые (20%-я доля рынка);
4) новички (до 10% доли рынка).
Новичков называют ещё "окопавшимися в рыночных нишах". Рыночная ниша – это сегмент рынка, не освоенный предпринимателями. Она должна быть достаточных размеров и прибыльности, иметь потенциал роста и не вызывать интереса у конкурентов (по крайне мере крупных).
Типы конкурентов по содержательной функции фирм:
1. виоленты – крупные высокоустойчивые фирмы, осуществляющие массовое производство;
2. потиенты – специализированные фирмы, закрепляющиеся в определённых нишах;
3. эксплеренты – мелкие и средние фирмы, осуществляющие экспериментальное производство, благодаря чему опережают конкурентов в инновациях;
4. коммутанты – мелкие универсальные фирмы, использующие эффект гибкости и высокой маневренности в конкуренции с другими фирмами.
Наличие столь разнородных конкурентов делает конкуренцию неисчерпаемой.
3.4. РИСК: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, УРОВНИ. БАНКРОТСТВО
Риск – это вероятность убытков или недополучения доходов по сравнению с вариантом, предусмотренным прогнозом, планом, проектом, программой.
Анализ риска начинается с выявления источников и причин риска, определения, какие источники являются преобладающими, сопоставления возможных потерь и выгод.
По источнику возникновения риск классифицируется на риск хозяйственный, связанный с личностью человека, и риск обусловленный природными факторами.
По причине возникновения риск рассматривается как следствие неопределённости будущего, непредсказуемости поведения партнёров и недостатка информации.
Можно выделить следующие виды риска:
Производственный – связан с производством и реализацией продуктов и услуг, с осуществлением любых видов производственной деятельности. Причины – возможное снижение предполагаемого объёма производства и реализации, рост затрат, повышенные отчисления и налоги и т. д.
Коммерческий – возникает в процессе реализации продуктов и услуг, закупленных фирмой. Причины – повышение закупочной цены, непредвиденное снижение объёма закупки, потери товаров в процессе обращения, снижение объёма реализации и т. д.
Финансовый – зависит от отношения заёмных средств ко всем финансовым средствам фирмы. Чем оно выше, – тем выше риск.
Процентный – связан с возможностью падения цены ценной бумаги из-за роста процентной ставки.
Кредитный – обусловлен невыполнением заёмщиком своих обязательств.
Фирма должна установить для себя допустимый уровень риска (например, полная потеря прибыли). Критический уровень риска – это вероятность потери затрат на производство (т.к. теряется вся предполагаемая выручка). Катастрофический уровень риска – вероятность потери всего имущества и банкротство.
Банкротство – это финансовая несостоятельность физического или юридического лица, неспособность уплатить кредиторам по долговым обязательствам как предварительное условие продолжения его коммерческой деятельности.
3.5. ИНВЕСТИЦИИ ФИРМЫ
Создание фирмы начинается с определения направления и масштабов деятельности, что в немалой степени зависит от того, какими средствами располагают учредители.
В процессе создания фирмы формируется её устойчивый капитал (фонд), за счет средств которого приобретаются или берутся в аренду (или лизинг) здания, машины, оборудование (основные средства), покупается сырье, материалы и т.п. В результате создается имущество фирмы.
В процессе деятельности каждая фирма должна заменять изношенные основные средства и, при необходимости, покупать дополнительные основные средства. В некоторых случаях фирма проводит модернизацию, реконструкцию и техническое перевооружение основных средств. С этой целью она осуществляет реальное инвестирование.
Инвестиции – это долгосрочные вложения капитала в фирмы различных отраслей национальной экономики.
Реальные инвестиции (капитальные вложения) – это совокупность затрат, направляемых на создание новых средств труда (чистые инвестиции) и на реконструкцию и модернизацию действующих средств труда (инвестиции на модернизацию). Чистые инвестиции и инвестиции на модернизацию вместе составляют реальные валовые инвестиции. Они ведут к росту реального капитала.
Инвестиции на замену осуществляются за счет амортизационных отчислений.
Амортизационные отчисления - это часть стоимости основных средств, переносимая на создаваемые продукты и оказываемые услуги.
Чистые инвестиции осуществляются за счет чистой прибыли фирмы или за счет средств, предоставляемых фирме из государственного бюджета (в рыночной экономике этот источник ограничен).
Фирма может осуществлять инвестирование в другие фирмы, в дочерние и зависимые общества с целью получения дополнительного дохода. Этой же целью служит и приобретение долгосрочных ценных бумаг (финансовое инвестирование) и краткосрочных ценных бумаг (финансовые вложения).
3.6. ВЫРУЧКА, ИЗДЕРЖКИ И ПРИБЫЛЬ ФИРМЫ
Любая фирма действует в очень жестких экономических рамках. Эти рамки определяются, с одной стороны, условиями продаж товаров фирмы на рынке, в первую очередь – ценой, которая на нём сформировалась. С другой стороны, действия фирмы определяются теми затратами, с которыми она способна производить продукты или услуги. Максимизация прибыли – главный мотив деятельности фирмы в рыночных условиях – зависит от уровня цены на продукты и услуги и затрат на их производство. Для достижения цели каждая фирма должна:
1) использовать такой процесс производства, который требует применения меньшего количества факторов производства для одного и того же объёма готовой продукции;
2) использовать такой производственный процесс, при котором затраты на факторы производства будут минимальными.
Продавая товары (продукты и услуги) фирма получает выручку (доход) (R). Она должна обеспечить фирме возмещение затрат (С) и получение прибыли (П). Таким образом, R = (С + П). Если в цену производимого фирмой товара государство включает косвенные налоги (налог на добавленную стоимость, акциз и др.), то R = (С + П + косвенные налоги). В дальнейшем мы будем использовать первую структуру выручки R = (С + П).
Для того, чтобы увеличить прибыль, фирма располагает двумя возможностями:
1. увеличение цен на производимые и продаваемые товары;
2. снижение затрат на производство и реализацию товаров.
При реализации первой возможности фирма сталкивается с трудностями, обусловленными особенностями структуры рынка, на котором она продает свои товары. В большинстве случаев (кроме чистой монополии) возможности роста цен для неё ограничены. Поэтому фирма обращает внимание на возможность снижения затрат.