Перечень вопросов контрольной работы
Экономический факультет
Стратегический менеджмент
Методические указания по выполнению контрольной работы
Новосибирск 2013
УДК: 658(07)
ББК: 65.291.8, я 73
О – 641
Кафедра менеджмента
Составитель канд.экон. наук, доцент В.И. Чистякова
Рецензент канд.экон. наук, доцент Д.М. Матвеев
Стратегический менеджмент: метод. указания по выполнению контрольной работы / Новосиб. гос. аграр. ун-т; экон. фак.; сост. В.И. Чистякова. – Новосибирск, 2013. – 14с.
Методические указания включают необходимые рекомендации по выполнению контрольной работы, темы контрольных работ с кратким пояснением и список рекомендуемой литературы. Предназначены для студентов заочной формы обучения по направлению подготовки 080200.62 – Менеджмент, профиль Логистика и управление цепями поставок.
Утверждены и рекомендованы к изданию методической комиссией экономического факультета (протокол № от 2013 г.).
© Новосибирский государственный аграрный университет, 2013
ВВЕДЕНИЕ
В соответствии с рабочим учебным планом по направлению подготовки 080200.62 Менеджмент, профилю Логистика и управление цепями поставок студенты пятого курса заочного обучения в девятом семестре выполняют контрольную работу по одной из тем. Выполнение контрольной работы по данной дисциплине способствует овладению будущими менеджерами логистами теорией, научными знаниями и практическими навыками по разработке стратегии предприятий различных организационно-правовых форм в условиях рыночной экономики.
Главная задача дисциплины сводится к изучению методологических основ стратегического менеджмента, составляющих основу обеспечения конкурентоспособности организации, а также выработка практических навыков в области стратегического управления.
Выполнение контрольной работы позволит более эффективно решить поставленную задачу.
Основное предназначение методических указаний – помочь студентам глубже изучить вопросы стратегического менеджмента предприятий, чем это предусмотрено программой.
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Основной целью выполнения контрольной работы студентами заочной формы обучения является получение необходимых теоретических и методологических знаний по дисциплине «Стратегический менеджмент». Это существенно повысит уровень усвоения материала, который будет даваться им в ходе чтения лекций.
При выполнении контрольной работы необходимо решить следующие задачи:
- анализ и изучение информации по выбранной теме контрольной работы;
- описание основных положений выбранной темы;
- описание значимости выбранной темы для организаций.
2. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Контрольная работа представляет собой письменную работу, состоящую из трех теоретических вопросов и одного практического задания. Практическое задание одно для всех вариантов, выполняется на материалах конкретной организации.
Контрольная работа выполняется с использованием перечня специальной литературы, материалов периодической печати по проблемам стратегического менеджмента, а также материалов конкретного предприятия.
Общий объём работы должен быть не менее 15 страниц машинописного текста и должен включать следующие разделы:
- ответы на теоретические вопросы (10-12 страниц);
- выполнение практического задания (1-2 страницы);
- выводы и предложения (1-2 страницы);
- библиографический список (минимум 5 источников).
3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Контрольная работа выполняется после усвоения общих понятий по стратегическому менеджменту на основе информации, полученной из установочной лекции, а также литературы и статей, опубликованных в журналах «АПК: экономика, управление», «Достижения науки и техники АПК», «Менеджмент в России и за рубежом», «Топ–менеджмент», «Секрет фирмы», «Деловые люди», «Эксперт» и др.
Текстовый материал желательно дополнять иллюстрациями, таблицами, схемами, графиками.
На титульном листе указывают: кафедру, учебную дисциплину, тему контрольной работы, фамилию, имя, отчество студента, номер зачетной книжки, фамилию, имя, отчество преподавателя, в каком году выполнялась работа.
В конце контрольной работы должен быть приведен список используемой литературы, который может включать в себя ссылки на учебники и учебные пособия, материалы научно-практических конференций, журналы, сайты интернет.
Контрольную работу представляют строго в срок, согласно календарному графику учебного процесса.
При возврате проверенной, но не зачтенной работы студенты должны внести исправления по замечаниям рецензента и сдать работу на повторную проверку вместе с первой рецензией.
Собеседование по контрольной работе проводится до экзамена по дисциплине.
Контрольную работу представляют в печатном виде на бумаге формата А4 размером 210х297 мм. Её объём должен быть 15-20 страниц машинописного текста (включая ответы на теоретические вопросы, выполнение практического задания, выводы и предложения и библиографический список). Текст набирают 14-м шрифтом с междустрочным интервалом – 1,5. На странице устанавливают следующие поля: левое – 3,0 см, верхнее – 2,0, правое – 1,0, нижнее – 2,0 см. Нумеруют страницы в нижнем правом углу (титульный лист не нумеруется).
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Выстраивание пирамиды стратегий. Разделение задач по иерархическим уровням управления.
2. Корпоративная стратегия. Понятие и цели разработки.
3. Деловая стратегия. Понятие, направления разработки и конкурентные подходы.
4. Функциональная и оперативная стратегия.
5. Преимущество и ограничения стратегического менеджмента для малых и средних предприятий.
6. Стратегический анализ: место в процессе стратегического менеджмента, основные направления проведения.
7. Анализ конкурентной структуры отрасли. Модель пяти сил конкуренции М.Портера.
8. Анализ внешней среды (макроокружения и глобальной среды). Схемы и инструменты.
9. Анализ конкурентной среды. Ситуация на отраслевом рынке. Методы и модели.
10. Оценка конкурентных позиций организации с помощью карты стратегических групп.
11. Анализ внутренней среды компании. Современные подходы к изучению.
12. Цепочка создания стоимости М. Портера. Понятие и технология разработки.
13. Группы влияния (стейкхолдеры) в стратегическом менеджменте. Определение, состав и управление отношениями.
14. Факторы, влияющие на стратегический выбор.
15. Стратегическое партнерство организаций. Сущность и формы.
16. Стратегическое распределение функций между организациями. Инсорсинг. Аутосорсинг. Сетевые организации. Франчайзинг. Системные интеграторы.
17. Формирование стратегии с учетом «уровня неопределенности» будущего и подходы к их оценке.
18. Общие корпоративные стратегии. Дерево общих стратегий.
19. Стратегии роста: их виды и технологии разработки.
20. Стратегия интенсивного роста.
21. Стратегия интегрированного роста.
22. Стратегия диверсифицированного роста.
23. Стратегия отступления.
24. Конкурентные преимущество, понятие и виды.
25. Конкурентные стратегии. Матрица М. Портера и современные тенденции в их развитии.
26. Стратегия лидерства по издержкам и ее практическое применение.
27. Стратегии диверсификации и их практическое применение.
28. Стратегия фокусированного лидерства по издержкам и ее практическое применение.
29. Стратегия фокусированной дифференциации и ее практическое применение.
30. Риски, связанные с выбором стратегии: понятие и виды.
31. Функциональные стратегии. Примеры их разработки.
32. Продуктово – рыночные стратегии. Портфельные методы для их разработки.
33. Конкурентоспособность на основе нематериальных активов: понятие нематериальных активов, структура и источники развития.
34. Выбор направления развития организации. Факторы влияния. Портфельные модели.
35. Стратегии в зависимости от масштабов деятельности.
36. Стратегии на различных этапах жизненного цикла отрасли.
37. Стратегии фирм, занимающих различные рыночные позиции.
38. Портфельные методы и модели выбора стратегии.
39. Реализация стратегии: организационные изменения. Модель Мак-Кинси «7S».
40. Приведение организационной структуры в соответствие со стратегией. Стратегические характеристики типовых организационных структур. Их плюсы и минусы.
41. Современные тенденции структурных изменений (сетевая организация, сеть делового сотрудничества, виртуальная организация).
42. Выбор организационной формы в зависимости от количества и направленности целей.
43. Формирование организационной культуры, соответствующей организационным изменениям.
44. Управление стратегическими изменениями. Сопротивление изменениям.
45. Организационное развитие и реинжиниринг.
46. Выбор и разработка антикризисной стратегии.
47. Виды действий организации, попавшей в кризисную ситуацию: модификация рынка; модификация товара; модификация комплекса маркетинга.
48. Стратегии изменений: стратегия, основанная на переговорах; директивная стратегия; нормативная стратегия; аналитическая стратегия; стратегия, ориентированная на действие.
49. Эффективность стратегического менеджмента и лидеры стратегических изменений.
50. Стратегические изменения. Эволюционная и революционная модели изменений.
Практическое задание
Используя метод СВОТ – анализ, выполните анализ угроз и возможностей внешней среды, сильных и слабых сторон вашей организации. Сделайте соответствующие выводы: как сильные стороны организации и возможности внешней среды позволят ей преодолеть слабые стороны, а также устранить имеющиеся угрозы. Какую стратегию можно порекомендовать вашей организации? Обоснуйте свои рекомендации.