Перечень вопросов контрольной работы

Экономический факультет

Стратегический менеджмент

Методические указания по выполнению контрольной работы

Новосибирск 2013

УДК: 658(07)

ББК: 65.291.8, я 73

О – 641

Кафедра менеджмента

Составитель канд.экон. наук, доцент В.И. Чистякова

Рецензент канд.экон. наук, доцент Д.М. Матвеев

Стратегический менеджмент: метод. указания по выполнению контрольной работы / Новосиб. гос. аграр. ун-т; экон. фак.; сост. В.И. Чистякова. – Новосибирск, 2013. – 14с.

Методические указания включают необходимые рекомендации по выполнению контрольной работы, темы контрольных работ с кратким пояснением и список рекомендуемой литературы. Предназначены для студентов заочной формы обучения по направлению подготовки 080200.62 – Менеджмент, профиль Логистика и управление цепями поставок.

Утверждены и рекомендованы к изданию методической комиссией экономического факультета (протокол № от 2013 г.).

© Новосибирский государственный аграрный университет, 2013

ВВЕДЕНИЕ

В соответствии с рабочим учебным планом по направлению подготовки 080200.62 Менеджмент, профилю Логистика и управление цепями поставок студенты пятого курса заочного обучения в девятом семестре выполняют контрольную работу по одной из тем. Выполнение контрольной работы по данной дисциплине способствует овладению будущими менеджерами логистами теорией, научными знаниями и практическими навыками по разработке стратегии предприятий различных организационно-правовых форм в условиях рыночной экономики.

Главная задача дисциплины сводится к изучению методологических основ стратегического менеджмента, составляющих основу обеспечения конкурентоспособности организации, а также выработка практических навыков в области стратегического управления.

Выполнение контрольной работы позволит более эффективно решить поставленную задачу.

Основное предназначение методических указаний – помочь студентам глубже изучить вопросы стратегического менеджмента предприятий, чем это предусмотрено программой.

1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Основной целью выполнения контрольной работы студентами заочной формы обучения является получение необходимых теоретических и методологических знаний по дисциплине «Стратегический менеджмент». Это существенно повысит уровень усвоения материала, который будет даваться им в ходе чтения лекций.

При выполнении контрольной работы необходимо решить следующие задачи:

- анализ и изучение информации по выбранной теме контрольной работы;

- описание основных положений выбранной темы;

- описание значимости выбранной темы для организаций.

2. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Контрольная работа представляет собой письменную работу, состоящую из трех теоретических вопросов и одного практического задания. Практическое задание одно для всех вариантов, выполняется на материалах конкретной организации.

Контрольная работа выполняется с использованием перечня специальной литературы, материалов периодической печати по проблемам стратегического менеджмента, а также материалов конкретного предприятия.

Общий объём работы должен быть не менее 15 страниц машинописного текста и должен включать следующие разделы:

- ответы на теоретические вопросы (10-12 страниц);

- выполнение практического задания (1-2 страницы);

- выводы и предложения (1-2 страницы);

- библиографический список (минимум 5 источников).

3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Контрольная работа выполняется после усвоения общих понятий по стратегическому менеджменту на основе информации, полученной из установочной лекции, а также литературы и статей, опубликованных в журналах «АПК: экономика, управление», «Достижения науки и техники АПК», «Менеджмент в России и за рубежом», «Топ–менеджмент», «Секрет фирмы», «Деловые люди», «Эксперт» и др.

Текстовый материал желательно дополнять иллюстрациями, таблицами, схемами, графиками.

На титульном листе указывают: кафедру, учебную дисциплину, тему контрольной работы, фамилию, имя, отчество студента, номер зачетной книжки, фамилию, имя, отчество преподавателя, в каком году выполнялась работа.

В конце контрольной работы должен быть приведен список используемой литературы, который может включать в себя ссылки на учебники и учебные пособия, материалы научно-практических конференций, журналы, сайты интернет.

Контрольную работу представляют строго в срок, согласно календарному графику учебного процесса.

При возврате проверенной, но не зачтенной работы студенты должны внести исправления по замечаниям рецензента и сдать работу на повторную проверку вместе с первой рецензией.

Собеседование по контрольной работе проводится до экзамена по дисциплине.

Контрольную работу представляют в печатном виде на бумаге формата А4 размером 210х297 мм. Её объём должен быть 15-20 страниц машинописного текста (включая ответы на теоретические вопросы, выполнение практического задания, выводы и предложения и библиографический список). Текст набирают 14-м шрифтом с междустрочным интервалом – 1,5. На странице устанавливают следующие поля: левое – 3,0 см, верхнее – 2,0, правое – 1,0, нижнее – 2,0 см. Нумеруют страницы в нижнем правом углу (титульный лист не нумеруется).

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Выстраивание пирамиды стратегий. Разделение задач по иерархическим уровням управления.

2. Корпоративная стратегия. Понятие и цели разработки.

3. Деловая стратегия. Понятие, направления разработки и конкурентные подходы.

4. Функциональная и оперативная стратегия.

5. Преимущество и ограничения стратегического менеджмента для малых и средних предприятий.

6. Стратегический анализ: место в процессе стратегического менеджмента, основные направления проведения.

7. Анализ конкурентной структуры отрасли. Модель пяти сил конкуренции М.Портера.

8. Анализ внешней среды (макроокружения и глобальной среды). Схемы и инструменты.

9. Анализ конкурентной среды. Ситуация на отраслевом рынке. Методы и модели.

10. Оценка конкурентных позиций организации с помощью карты стратегических групп.

11. Анализ внутренней среды компании. Современные подходы к изучению.

12. Цепочка создания стоимости М. Портера. Понятие и технология разработки.

13. Группы влияния (стейкхолдеры) в стратегическом менеджменте. Определение, состав и управление отношениями.

14. Факторы, влияющие на стратегический выбор.

15. Стратегическое партнерство организаций. Сущность и формы.

16. Стратегическое распределение функций между организациями. Инсорсинг. Аутосорсинг. Сетевые организации. Франчайзинг. Системные интеграторы.

17. Формирование стратегии с учетом «уровня неопределенности» будущего и подходы к их оценке.

18. Общие корпоративные стратегии. Дерево общих стратегий.

19. Стратегии роста: их виды и технологии разработки.

20. Стратегия интенсивного роста.

21. Стратегия интегрированного роста.

22. Стратегия диверсифицированного роста.

23. Стратегия отступления.

24. Конкурентные преимущество, понятие и виды.

25. Конкурентные стратегии. Матрица М. Портера и современные тенденции в их развитии.

26. Стратегия лидерства по издержкам и ее практическое применение.

27. Стратегии диверсификации и их практическое применение.

28. Стратегия фокусированного лидерства по издержкам и ее практическое применение.

29. Стратегия фокусированной дифференциации и ее практическое применение.

30. Риски, связанные с выбором стратегии: понятие и виды.

31. Функциональные стратегии. Примеры их разработки.

32. Продуктово – рыночные стратегии. Портфельные методы для их разработки.

33. Конкурентоспособность на основе нематериальных активов: понятие нематериальных активов, структура и источники развития.

34. Выбор направления развития организации. Факторы влияния. Портфельные модели.

35. Стратегии в зависимости от масштабов деятельности.

36. Стратегии на различных этапах жизненного цикла отрасли.

37. Стратегии фирм, занимающих различные рыночные позиции.

38. Портфельные методы и модели выбора стратегии.

39. Реализация стратегии: организационные изменения. Модель Мак-Кинси «7S».

40. Приведение организационной структуры в соответствие со стратегией. Стратегические характеристики типовых организационных структур. Их плюсы и минусы.

41. Современные тенденции структурных изменений (сетевая организация, сеть делового сотрудничества, виртуальная организация).

42. Выбор организационной формы в зависимости от количества и направленности целей.

43. Формирование организационной культуры, соответствующей организационным изменениям.

44. Управление стратегическими изменениями. Сопротивление изменениям.

45. Организационное развитие и реинжиниринг.

46. Выбор и разработка антикризисной стратегии.

47. Виды действий организации, попавшей в кризисную ситуацию: модификация рынка; модификация товара; модификация комплекса маркетинга.

48. Стратегии изменений: стратегия, основанная на переговорах; директивная стратегия; нормативная стратегия; аналитическая стратегия; стратегия, ориентированная на действие.

49. Эффективность стратегического менеджмента и лидеры стратегических изменений.

50. Стратегические изменения. Эволюционная и революционная модели изменений.

Практическое задание

Используя метод СВОТ – анализ, выполните анализ угроз и возможностей внешней среды, сильных и слабых сторон вашей организации. Сделайте соответствующие выводы: как сильные стороны организации и возможности внешней среды позволят ей преодолеть слабые стороны, а также устранить имеющиеся угрозы. Какую стратегию можно порекомендовать вашей организации? Обоснуйте свои рекомендации.

Наши рекомендации