Обоснование необходимости применения маркетинга для успешной работы транспортного предприятия.
В последние годы маркетинг как система управления производственно- сбытовой деятельностью предприятий, компаний и фирм в рыночных условиях получил широкое распространение в Республике Беларусь. При этом диапазон его применения не ограничивается коммерческими структурами, а охватывает функционирование промышленных и некоммерческих организаций, а также рынок услуг.
Для продвижения экономических реформ в нашей стране, интеграции отечественной экономики в мировое хозяйство с учетом специфических особенностей Республики Беларусь необходимы глубокие знания рыночных механизмов, принципов и методов изучения рынка и экономической конъюнктуры, основ стратегического планирования, комплексного воздействия на конкурентные позиции предприятия в рыночных условиях.
В условиях перехода экономики республики к рыночным отношениям многие предприятия начинают осваивать маркетинг для получения стабильных доходов и сохранения устойчивого финансового состояния.
Глубокие экономические преобразования в Республике Беларусь, связанные с переходом к рынку, делают применение маркетинга неотъемлемой принадлежностью стратегии и тактики производственной деятельности любого предприятия.
В условиях развивающейся рыночной системы, резкого падения общего объема перевозок возрастает конкуренция на транспортном рынке. Создается динамичная конкурентная среда, в рамках которой отдельные виды транспорта борются за привлечение грузов. В этих условиях задачей маркетинга является не только удовлетворение нужд и запросов потребителя, но и создание таких условий, чтобы у него было желание вновь обратиться к продукции или услугам этого продавца (производителя). Для железнодорожных предприятий это означает, что они не только должны отлично обслужить клиента, но и предложить новые виды услуг либо повысить их качество настолько, чтобы у потребителя возникло желание и в дальнейшем обратиться именно к данному предприятию, виду транспорта. Понятно, что сделать это не просто.
Поэтому необходимо проведение целого комплекса маркетинговых мероприятий по глубокому изучению транспортного рынка, совершенствованию технологии транспортных услуг, реальному повышению их качества, разработке новых, дополнительных видов услуг, развитию рекламы и стимулирования потребителей, диагностированию и прогнозированию спроса, а возможно, и некоторой диверсификации транспортного производства.
Потребительские оценки услуг как с точки зрения их качества, так и стоимости, имеют стратегическое значение для расширения существующих видов услуг и разработки новых. Выход на рынок с новыми и усовершенствованными услугами - залог роста и выживания транспортного предприятия в жесткой конкурентной борьбе.
Предприятия, первыми предложившие новый вид услуг, в течение какого-то времени владеют всем рынком и могут наладить выгодный сбыт этих услуг, прежде чем в дело вмешаются конкуренты.
Транспортный маркетинг охватывает всю сферу деятельности, осуществляемую транспортными предприятиями, в целях сбыта своих приспосабливаемых к спросу услуг.