Законодательно закрепленного термина НЕТ
Индустрия туризма – как термин появился в середине 20-го века.
Биржаков указывает на наличие элементов индустрии туризма еще в Средние века при организации паломничества.
Причины появления индустрии туризма (и как отрасли и как термина):
1. Туризм стал полноценной отраслью, был включен официально в сферу рыночных отношений («товар – деньги»)
2. Развитие международных отношений, открытость границ - туризм стал более доступным с экономической, политической и социальной стороны
3. Туризм приобрел массовый характер – больше людей стали преследовать туристские цели во время путешествий (появился массовый спрос) à появилась необходимость массового производства
2.
Существует всего 2 понятия:
- индустрия туризма
- туристская индустрия
ОНИ СИНОНИМИЧНЫ !!!
Есть законодательно закрепленное определение (ФЗ «Об основах туристской деятельности»)
Понятия можно объединить по трем основания:
1. Научное понятие – через род и видовые отличия (выделяет существенные, главные признаки)
2. Перечисления предприятий
3. Существенные признаки + перечисления
Существенные недостатки определений:
Определения не учитывают разницы между понятиями: индустрия туризма, туристская индустрия, инфраструктура туризма, туристская отрасль
3.
Существенные признаки индустрии туризма:
- производство товаров, предоставление продуктов и услуг, КОТОРЫЕ:
А) предназначены для удовлетворения потребностей туриста
Б) предназначены для сферы туризма в целом
- производимые товары, продукты и услуги – в основном связаны с туризмом и
- имеют специфического потребителя – туриста
- осуществляемые виды деятельности:
А) производственная (производство товаров)
Б) сервисная (оказание услуг)
Г) туристская (производимая продукция, связанна с туризмом, производится для туристов)
4.
Задание №2 по теме 1.1.
Учебники для вопроса №4
Перечень свойств индустрии туризма:
Почему это свойство характерно индустрии туризма?
Тема 1.2. Инфраструктура туризма: понятие и сущность
1. Инфраструктура как институт экономики
2. Определения понятия «инфраструктура туризма»
3. Сущность инфраструктуры туризма
4. Специфические свойства инфраструктуры туризма (на самостоят.раб.)
1.
Инфраструктура – от лат. «под каким – то сооружением» (структура – «строение, сооружение»; инфра – «под»)
В начале 20 века – «Инфраструктура – все объекты, сооружения, коммуникации для армии»
Середина 20 века – «Инфраструктура – то, что помогает функционировать производству, сельскому хозяйству»
Инфраструктура - совокупность объектов, сооружений и коммуникаций, помогающих всем сферам жизнедеятельности человека
2.
Существует опять ж таки только 2 термина:
- туристская инфраструктура
- инфраструктура туризма
ОНИ ТАКЖЕ СИНОНИМИЧНЫ!!!
Законодательно закрепленного термина НЕТ
Понятия можно объединить по трем основания:
1. Научное понятие – через род и видовые отличия (выделяет существенные, главные признаки)
2. Перечисления предприятий
3. Существенные признаки + перечисления
Существенные недостатки определений:
Определения не учитывают разницы между понятиями: индустрия туризма, туристская индустрия, инфраструктура туризма, туристская отрасль, материально-техническая база туризма
3.
Для описания сущности инфраструктуры туризма следует обратиться к существенным признакам инфраструктуры как института экономики:
- пребывание за пределами основного производства – создание условий для производства основной деятельности (НАПРИМЕР - в институте: преподаватели производят образовательные услуги (основной вид деятельности), вспомогательные службы – библиотека, столовая, служба безопасности – создают условия для оказания образовательных услуг)
- утилитарный (полезный) характер деятельности
- межотраслевой характер деятельности инфраструктуры – элементы инфраструктуры помогают не только одному предприятию (или одной отрасли), но и другим предприятиям (отраслям) , или населению в целом (свет, вода, отопление)
- коллективный характер потребления продукции инфраструктуры – продукция, производимая инфраструктурой потребляется коллективно (несколькими предприятиями, отраслями)
- капиталоемкость объектов – требуются большие затраты на строительство, ремонт и поддержания нормального функционирования элементов инфраструктуры
- долговременность возмещения вложенных средств – невозможно сразу компенсировать затраты на строительство инфраструктуры (например, высокие цены на коммунальные услуги, высокий налог на пользование дорог….)
Существенные признаки инфраструктуры туризма:
- пребывание за пределами основного туристского производства сама инфраструктура туризма создает условия, помогает производить турпродукт в целом или отдельные туруслуги)
- утилитарный характер деятельности
- назначение продукции – для кого нужна (для туризма в целом и для отдельно взятых тур.предприятиях)
- специфика потребителей продукции (туристские предприятия)
4.
Соотнести свойства индустрии туризма и свойства туристской инфраструктуры (повторяются ли они? Если да, то как?)
Задание по теме 1 и 2
Дополнить схему
ТЕМА 3-4-5-6 – САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ
Изучить темы по аннотации и по списку лит-ры
Задания СР по этим темам не выполнять!!!
Тема 7 – будет в формате лекции