Отберите четыре наиболее важных вопроса. Источник: приведено по Rest, J.R
____ | Самый важный вопрос. |
____ | Второй по важности вопрос. |
____ | Третий по важности вопрос. |
____ | Четвертый по важности вопрос. |
Источник: приведено по Rest, J.R. (1979). Revised manual for the defining issues test: An objective test of moral judgment development. Minneapolis, MN: Moral Research Projects.
Интерпретация результатов позиционного теста «Проблемные ситуации»
Мы хотим помочь вам осознать тот уровень развития, который вы обычно демонстрируете при решении моральных проблем. В предлагаемых вашему вниманию материалах каждому высказыванию соответствует определенный уровень морали. Выбрав из четырех утверждений то, которое представляется вам самым важным для принятия решения в рассматриваемой ситуации, вы сможете оценить уровень своего морального развития (табл. 1)
Проделав это упражнение, вы должны обсудить вопрос о том, к каким действиям вы прибегнете в каждой из предложенных вашему вниманию ситуаций и почему, а также, по каким причинам вы выбрали то или иное утверждение.
Таблица 1. Классификация моральных суждений в зависимости от стадии их развития
Уровень морального суждения | Стадия развития |
А Предконвенциональный уровень Моральные ценности определяются внешними факторами и возможными последствиями, а не личностными характеристиками или взаимоотношениями с другими лицами. | 1. Наказание и повиновение Правильность определяется желанием соблюсти установленные правила и избегнуть наказания. 2. Инструментальные цели индивида и обмен ценностями Правильность определяется соотнесением интересов личности с тем, что хорошо или приемлемо для других. |
В Конвенциональный уровень Моральные ценности находятся в сфере долга, поддержания социальных контрактов и обязательств. | 3. Взаимные межличностные ожидания, отношения и согласованность Правильность определяется чувствами других людей и желанием оправдать их ожидания, а также выполнить взятые на себя обязательства. Уместно выполнение Золотого правила общения: «Во всем, как хотите, чтобы поступали с вами, поступайте и вы с ними». 4. Соблюдение социальных норм и велений совести Правильность определяется долгом индивида перед обществом и его стремлением способствовать поддержанию общественного порядка. |
СПостконвенциональный уровень Моральные ценности находятся в сфере обязательств и свободно выбранной индивидом системы стандартов, прав и содержания понятия «долг». | 5. Весомы права и социальные обязательства (социальный контракт) или общественная польза Правильность неразрывно связана с уважением прав, ценностей и договоров других людей; соблюдение норм морали является результатом свободного выбора. 6. Универсальные этические принципы Правильность определяется усвоенными человеком универсальными этическими принципами. Если законы входят в противоречие с этими принципами, законы игнорируются. |
Беглый заключенный
1. | Разве мистер Томпсон не смог доказать за это время своей добропорядочности? (Стадия 3) |
2. | Разве отсутствие наказания за преступление не способствует росту преступности? (Стадия 4) |
3. | Разве нам не жилось бы лучше без тюрем и гнета правоохранительной системы? (Определяет установку на антиавторитаризм) |
4. | Разве мистер Томпсон не отдал свой долг обществу? (Стадия 4) |
5. | Не совершит ли общество ошибку, ожидая от мистера Томпсона добропорядочного поведения? (Стадия 6) |
6. | Сможет ли заключение принести пользу добропорядочному человеку в условиях, когда пенитенциарные институты отделены от общества? (Абсурдное высказывание, представленное, чтобы показать, что есть люди, склонные к высокопарности) |
7. | Разве есть на свете такие бездушные и черствые люди, которые решились бы сдать мистера Томпсона органам правопорядка? (Стадия 3) |
8. | В отличие от мистера Томпсона, прочие заключенные отбудут в тюрьме полный срок. Разве это справедливо? (Стадия 4) |
9. | Был ли мистер Джоунз близким другом мистера Томпсона? (Стадия 3) |
10. | Обязан ли гражданин тут же сообщить властям, если он узнает что-либо о беглых заключенных? (Стадия 4) |
11. | Какое решение в наибольшей степени способствовало бы волеизъявлению большинства членов общества и общественному благу? (Стадия 5) |
12. | Если господин Томпсон вновь окажется в тюрьме, принесет ли это ему самому или кому-то другому какую-нибудь пользу? (Стадия 5) |
Трудный выбор
1. | Относится ли семья женщины положительно к введению ей сверхдозы? (Стадия 3) |
2. | Должен ли доктор, как и все другие, руководствоваться одними и теми же законами? (Стадия 4) |
3. | Стало бы людям лучше жить без социальной регламентации их жизни и даже смерти? (Определяет установку на антиавторитаризм) |
4. | Следует ли доктору представить смерть женщины от передозировки обезболивающего как случайность? (Стадия 2) |
5. | Разве общество имеет право заставлять жить тех, кто уже не хочет жить? (Стадия 5) |
6. | Чем является ценность смерти в ракурсе общественных взглядов на ценность личности? (Абсурдное высказывание, представленное, чтобы показать, что есть люди, склонные к высокопарности) |
7. | Чем должен руководствоваться доктор: чувством сострадания к умирающей женщине или общественным мнением? (Стадия 3) |
8. | Можно ли считать помощь в прекращении жизни другого проявлением сотрудничества? (Стадия 6) |
9. | Не является ли это исключительной прерогативой Бога — решать, когда человек лишится жизни? (Стадия 4) |
10. | Какими ценностями в собственной личностной системе правил должен руководствоваться врач? (Стадия 5) |
11. | Может ли общество позволять людям умирать по их желанию? (Стадия 4) |
12. | Может ли общество совместить самоубийство и умерщвление из милосердия с обеспечением защиты жизни тех, кто хочет жить? (Стадия 5) |
Газета
1. | Перед кем ректор несет большую ответственность: перед студентами или перед их родителями? (Стадия 4) |
2. | Дал ли ректор слово, что газета будет выходить в течение достаточно длительного времени, или только обещал одобрять каждый выпуск отдельно? (Стадия 4) |
3. | Не усилятся ли протесты студентов после закрытия газеты? (Стадия 2) |
4. | Коль скоро речь идет о благополучии учебного заведения, то разве ректор не имеет права устанавливать правила для студентов? (Стадия 4) |
5. | Обладает ли ректор свободой сказать «нет» в этом случае? (Абсурдное высказывание, представленное, чтобы показать, что есть люди, склонные к высокопарности) |
6. | Позволит ли закрытие газеты избегнуть обсуждения важных проблем? (Стадия 5) |
7. | Не потеряет ли Рами веру в ректора, если тот закроет газету? (Стадия 3) |
8. | Можно ли назвать Рами патриотом своего университета и своей страны? (Стадия 3) |
9. | Как повлияет закрытие газеты на учебный процесс и на мировоззрение студентов? (Стадия 5) |
10. | Не нарушает ли Рами права других студентов, публично высказывая собственное мнение? (Стадия 5) |
11. | Должен ли ректор обращать внимание на реакцию родителей студентов, коль скоро он лучше других осведомлен о реальном положении дел в учебном заведении? (Стадия 4) |
12. | Не использует ли Рами свою газету для возбуждения ненависти и недовольства? (Стадия 3) |