Возникновение племенных союзов, раннефеодальных государств на территории Казахстана, их экономическая жизнь.
Прямыми потомками андроновцев на территории Казахстана были сакские племена. В жизни сака, скотовода и воина, большую роль играл конь. Лошади сакского времени были 2-х типов – низкорослые, продуктивные и высокорослые – верховые. Лучшие скакуны были доступны только родоплеменной знати, ценились очень высоко. Они являлись личной собственностью воина и убивались на могиле своего владельца. У сакских скотоводов пустынь и полупустынь транспортным животным стал двугорбый верблюд. В сакское время получил развитие колесный транспорт. Наскальные рисунки позволяют говорить о его видах: грузовых повозках и боевых колесницах. Грузовые повозки были двух-, четырех- и шестиколесные. Боевые и охотничьи колесницы были всегда двухколесные и отличались в конструкции колес большим разнообразием.
Помимо скотоводства и земледелия у ряда сакских племен в качестве подсобного промысла продолжали существовать охота и рыболовство.
Большую роль в жизни саков играли домашние производства и ремесла. Умельцы-мастера работали не только на заказы членов своей общины, но и поставляли продукцию для межродового и межплеменного обмена. Уже существовали специализированные виды производства. К ним относятся добыча и переработка руд, литейное, кузнечное и ювелирное дело, но в целом сакское ремесло не было многопрофильным.
Крупных успехов сакские племена достигли в бронзолитейном деле, оружейном деле, выделке кож, прядении, ткачестве, обработке камня, керамике, изготовлении деревянной кожаной посуды. Хорошо было развито столярное дело.
В сакские времена продолжился распад первобытно-общинных отношений. Прогресс в экономике сакского общества, связанный с переходом к кочевому и полукочевому скотоводству, развитием металлургии, ремесел, привел к росту прибавочного продукта, развитию обмена, накоплению
собственности и возникновению эксплуатации рядовых членов общины.
Первобытное равенство сменялось имущественным неравенством. Возникает частная семейная собственность на скот, накопление и централизация богатств у отдельных родов, семей, лиц. Ярким свидетельством является комплекс находок в кургане Иссык (V век до н.э.). В золотой одежде знатного человека заложен смысл не только внешнего эффекта, ее цель - возвеличивание,
обожествление вождя. Созданная комплексная экономика (скотоводство, земледелие, ремесла,
домашние промыслы), создание торговых связей способствовала дальнейшему развитию народов Казахстана во времена доминирования гуннов, усуней и кангюев (IV – III в.в. до н.э.). Источники свидетельствуют о городах гуннов, о хранимых там запасах зерна, но основным видом хозяйства гуннов всегда было кочевое скотоводство. Огромные табуны лошадей, стада быков, яков и верблюдов, отары овец и коз были главным богатством. Скот находился в семейной собственности, каждая семья имела право на достаточную часть родовой территории для выпаса скота и пользовалась защитой всего рода.
Основу общественного влияния и политической силы знати составляла собственность на пастбищные земли, проявлявшаяся в форме права распоряжаться перекочевками и распределением кормовых угодий.
В конце II в. до н.э. появляются первые известия об усунях и кангюях, численность которых китайские историки определяют по 600–630 тыс. человек.
Усуньские племена занимались земледелием с приемами орошения, но главным занятием было скотоводство в различных формах.
Отличительной особенностью хозяйства кангюев являлось преобладание богарно-лиманного земледелия в сочетании с оседлым скотоводством.
Поселения их имеют мощный культурный слой, говорящий о долговременной оседлости, строения на городищах капитальные. Кангюи разводили крупный рогатый скот, овец, лошадей, коз. В кангюйском обществе были развиты различные промыслы и ремесла, торговля и денежное обращение. Проводился обмен со среднеазиатскими государствами, Закавказьем, Римом и Китаем.
Во II–I в.в. до н.э. широко использовались хорезмийские монеты. В условиях симбиоза (совместное существование различных хозяйственных укладов) формировались элементы феодальных отношений.
В V–VII в.в. н.э. на арену азиатской и мировой истории вышли тюркские племена. Высокий уровень производительных сил и политической организации позволил тюркам завоевать в короткий срок евразийские степи от Тихого океана до Черного моря. Тюркский каганат распался в 603 г. на две части – Западную и Восточную. Центр Западного каганата находился в Семиречье и отличался
от Восточного (с центром в Монголии). Если там преобладало кочевничество, то в Семиречье значительная часть населения была оседлой и занималась землепашеством, ремеслами, торговлей, что обусловило большую долговечность Западного каганата и сложность его социальной структуры.
Городская и земледельческая культура Западно-тюркского каганата была создана с участием согдийцев, рано начавших создавать свои торгово- земледельческие колонии на Великом Шелковом пути – в Семиречье, Джунгарии, Восточном Туркестане, Северном Китае. В Западно-тюркском
каганате ими были основаны десятки городов и укрепленных поселков, не уступавших аналогичным в Средней Азии. В зимних ставках кочевой знати каганата останавливались транзитные торговые караваны, купцы вели торговлю, оседлые земледельцы снабжали кочевников продуктами, ремесленники выполняли заказы на изделия. Город и степь были частями единого хозяйственно-политического организма в составе каганата, дополняющими друг друга и взаимонуждающимися друг в друге. Верховный правитель – каган (титул главы государства у древних тюркских народов) был не только распорядителем, но, возможно, и собственником всех земель каганата. Однако в условиях кочевого общества (населения степи) власть распространялась, в основном, не на землю, а на коллектив, пользующийся ею. После распада Западно-тюркского каганата его наследниками выступали тюргеши, карлуки, караханиды – на юге, огузы, кимеки и кыпчаки – на севере и западе Казахстана.
Во всех этих государственных образованиях происходили процессы развития феодальных отношений. В Караханидском государстве, например, широко практиковалось пожалование ханами своим родственникам и приближенным права на получение налогов с населения или хозяйств, которые до этого взимало государство. Подобное право получило название икта (налог или право взимать налоги). Она обеспечивала кочевой знати получение систематического дохода, не требуя постоянного присутствия на месте владельца. По размерам пожалования икты делились на крупные, средние и мелкие. Караханидские военачальники, получившие икту, видимо, делили ее между подчиненными воинами. Значительный слой иктадаров превращался в наследственных собственников земли.
В XI-XII веках в кочевых районах получает развитие иной феодальный институт – “коммендации”, заключавшийся в том, что мелкий собственник отдается под покровительство “сильного”, влиятельного человека. В обмен на защиту от всяких посягательств он обязывался помогать, служить феодалу, пасти его скот и т.п. Постепенно “коммендация” расширялась. Под “покровительство” феодала попадало все большее количество кочевников, бедняков, не имевших скота, оседлых земледельцев. Одни вносили налоги, другие поставляли воинов, третьи обслуживали хозяйство владельцев.
Отношения покровительства постепенно переходили в отношения феодальной зависимости и подчинения.