Международно-правовая регламентация подготовки и переподготовки кадров
В странах с развитой рыночной экономикой уделяется серьезное внимание профессиональному обучению персонала. Проблема качества подготовки квалифицированных работников остается актуальной для многих зарубежных стран. Характерной чертой систем профессионального обучения стран с развитой рыночной экономикой является то, что они отражают особенности общества, частью которого являются. Это оказывает свое влияние на содержание обучения, порядок разработки нормативных документов, регламентирующих соответствующее качество профессионального обучения, разграничение полномочий между разными уровнями управления, механизм реализации и финансирования.[2]
Все большую роль в профессиональном обучении работников играют международные организации и, прежде всего, Международная организация труда. Реализация ее рекомендаций является основой унификации и гармонизации национальных систем профессионального обучения и способствует свободному перемещению рабочей силы и реализации права работника на получение работы в соответствии с полученной им квалификацией.
Необходимость анализа международных рекомендаций и имеющегося опыта в области правового регулирования профессионального обучения в странах с развитой рыночной экономикой объясняется тем, что в России назрела объективная необходимость интеграции экономики в мировую экономическую систему, что предусматривает экспорт и импорт технологий, рабочей силы, методов организации и управления производством; становление рынка труда; становление и развитие негосударственного сектора экономики, включая частный; существенные различия в уровне квалификации рабочих и специалистов, как в собственной стране, так и в странах европейского сообщества; отсутствие профессиональных стандартов, что препятствует признанию квалификаций, полученных в России, в других странах.
Кроме того, расширение полномочий региональных органов власти в России пока не сопровождается повышением их ответственности за качество трудовых ресурсов.
Анализ международных аспектов правового регулирования в сфере профессионального обучения и развития персонала в значительной мере будет способствовать качественной разработке нормативных правовых документов в области правового регулирования профессионального обучения и развития персонала на производстве.
К настоящему времени уже сформировался значительный блок международно-правовых актов в области образования.
Нормы, регулирующие образовательные отношения, могут содержаться как в международных договорах и соглашениях, регулирующих исключительно образовательные отношения, так и в различных договорах и соглашениях, в которых вопросы образования затрагиваются прямо или опосредованно, наряду с другими вопросами.[3]
Так, Конвенция МОТ № 142от 23.06.75 «О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов»[4] предусматривает, что каждый член Организации принимает и развивает всесторонне скоординированные политику и программы профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, тесно связанные с занятостью, в частности, через государственные службы занятости.
Такая политика и программы должным образом учитывают:
- потребности, возможности и проблемы занятости, как на региональном, так и на национальном уровне;
- стадию и уровень экономического, социального и культурного развития;
– взаимосвязь между развитием людских ресурсов и другими экономическими, социальными и культурными целями.
Эти политика и программы осуществляются при помощи методов, соответствующих национальным условиям, и предназначены для повышения способности отдельного лица индивидуально или коллективно оказывать влияние на производственную и социальную среду.
Эти политика и программы стимулируют и позволяют всем лицам на основе равенства и без какой-либо дискриминации развивать и применять свои способности к труду в своих собственных интересах и в соответствии со своими стремлениями, учитывая потребности общества.
В вышеуказанных целях каждый член МОТ вправе разрабатывать и совершенствовать открытые, гибкие и дополняющие друг друга системы общего и профессионально-технического образования, школьной и профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, независимо от того, осуществляется ли эта деятельность в системе формального образования или вне ее.
Политика и программы профессиональной ориентации и профессиональной подготовки подготавливаются и осуществляются в сотрудничестве с организациями предпринимателей и трудящихся и - когда необходимо в соответствии с национальным законодательством и практикой с другими заинтересованными органами.
Конвенция МОТ № 168 «О содействии занятости и защите от безработицы» 1988 г.[5] рассматривает профессиональную подготовку и профессиональную ориентацию в числе обязательных мер, направленных на содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости.
Конвенция МОТ № 159 «О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов» 1983 г.[6] возлагает на государства - члены МОТ обязанность по обеспечению инвалиду возможности получать, сохранять подходящую работу и продвигаться по службе, способствуя тем самым его социальной интеграции или реинтеграции.
Вопросам профессионального обучения и профессиональной ориентации кадров посвящен также ряд рекомендаций МОТ[7], в частности:
- Рекомендацию № 88 «О профессиональном обучении взрослых, включая инвалидов» 1950 г.
- Рекомендацию № 136 «О специальных программах обеспечения занятости и подготовки молодежи в целях развития» 1970 г.
- Рекомендацию № 57 «О профессиональном обучении» 1939 г.
- Рекомендации № 15 «О развитии технического обучения в области сельского хозяйства» 1921 г.
- Рекомендацию № 60 «Об ученичестве» 1939 г.;
- Рекомендацию № 117 «О профессиональном обучении» 1962 г.
В условиях стремительно развивающейся рыночной экономики проблемы подбора квалифицированных кадров и обеспечения развития их профессионального потенциала актуальны для любого хозяйствующего субъекта. В этой связи правовое регулирование профессиональной подготовки, переподготовки кадров и повышения квалификации работников приобретает особое значение.[8]
И важную роль здесь играет международно-правовая регламентация отношений, связанных с профессиональной подготовкой, переподготовкой кадров.
Безусловно, международно-правовые нормы играют важную роль в механизме правового регулирования трудового законодательства, в том числе и законодательства о профессиональной подготовке и переподготовке.
И эта роль объясняется принципом приоритета норм международного права, который отражен в ст. 15 Конституции РФ[9] и ст. 10 Трудового кодекса РФ[10]