Понятие, структура и признаки рынка.
Рынок в узком смысле слова – это сфера купли-продажи товаров и услуг, возникающая на основе товарного производства. В более широком смысле рынок охватывает всю систему экономических отношений между людьми по поводу производства, распределения, обмена и потребления, функционирующую на основе ценовых сигналов. Под рынком понимают также всю рыночную экономику в целом, регулируемую законами спроса, предложения, конкуренции, в отличие, например, от плановой экономики, где государство устанавливает цены, регулирует производство.
Рынок имеет следующую структуру :
субъекты (участники) рынка:
а) производители (продавцы) – их цель – производство товаров и услуг для получения прибыли;
б) потребители (покупатели) – их цель – удовлетворение собственных потребностей;
в) государство – его цель – повышение благосостояния общества, социальный прогресс. Роль государства в рыночной экономике двойственна: с одной стороны, гос-во может выступать в качестве покупателей и продавцов, с другой – оно контролирует и регулирует рыночные отношения.
объекты рынка - то, по поводу чего возникают отношения купли-продажи. Объекты рынка многообразны: товары и услуги, земля, ценные бумаги и т.д.
инфраструктура – совокупность учреждений, организаций, государственных и коммерческих предприятий и служб, обеспечивающих эффективное функционирование всех рынков. Основными элементами рыночной инфраструктуры являются:
- биржи;
- рекламные агентства, информационные центры;
- аукционы;
- системы регулирования занятости населения
- торговые палаты;
Функции инфраструктуры: 1) облегчает участникам рыночных отношений реализацию их интересов; 2) повышает эффективность работы рыночных субъектов на основе специализации различных видов их деятельности.
Признаки рыночной экономики:
1. Множество независимых товаропроизводителей (их независимость проявляется в)
2. Множество независимых потребителей (покупателей) - (их независимость проявляется в свободе выбора).
3. Преобладание частной собственности.
4. Установление цен под влиянием спроса и предложения (а не гос-вом, как в плановой).
5. Свободная конкуренция.
Виды рынка.
Возможны следующие классификации рынка (виды рынка)
1) По экономическому назначению (объекту) рынка:
рынки товаров и услуг
рынки труда
рынок ценных бумаг
рынки земли
2) По пространственному признаку:
местный
региональный
национальный
мировой рынок
3) По характеру продаж:
оптовый
розничный
4)По степени соблюдения законов субъектами рынка:
легальный (официальный)
теневой
5) По степени проявления конкуренции:
Монопольный (конкуренции нет)
Олигопольный (конкуренция между 2-10 крупными фирмами)
рынок монополистической конкуренции (конкуренция между 10-ми, 100-ми небольших фирм)
Рынок свободной (совершенной конкуренции) – теоретическая модель
Черты рынка совершенной конкуренции:
Множество независимых товаропроизводителей
Производится однородная продукция;
Отсутствие барьеров (свободный вход-выход на рынок, т.е. свободный доступ к любым видам хозяйственной деятельности всех членов общества);
Объем производства отдельной фирмы является незначительным и не оказывает влияния на цену реализуемой продукции на рынке;
Наличие полной информации о ценах, качестве и других экономических параметрах;
Продавцы не вступают в сговор по поводу цен и действуют независимо друг от друга.
Функции рынка.
Рынок, являясь сферой обмена, оказывает большое влияние на производство, способствует его развитию. Это происходит благодаря следующим функциям рынка:
1. Посредническая – рынок разрушает замкнутость производственных единиц, свойственную натуральному хозяйству. Он разъединяет и одновременно связывает производителей и потребителей, устанавливает связи между продавцами и покупателями: позволяет покупателю выбрать оптимального поставщика продукции, а продавцу – найти нужного покупателя. Это происходило сначала в рамках небольшой местности. Со временем границы рынков расширялись все дальше, связывая продавцов и покупателей не только из разных городов, но и из разных стран, позволяя людям пользоваться плодами труда других людей и иметь то, что они никогда бы не имели, если бы не внешняя торговля.
2. Ценообразующая – цена на рынке устанавливается под влияние спроса и предложения
3. Стимулирующая – рынок стимулирует снижение цен, повышение качества товаров и услуг, развитие НТП.
4. Дифференцирующая – рынок дифференцирует производителей: в процессе конкуренции сильные остаются, а слабые уходят с рынка.
5. Информационная – рынок дает информацию о ценах, качестве товаров и услуг, ставках заработной платы, новых технологиях, идея, достижениях, расширяет кругозор и многократно увеличивает тем самым возможности развития производства.
6. Регулирующая – рынок регулирует пропорции экономики, диктует всем ее участникам ответ на триаду вопросов проблемы выбора: что, как и для кого производить.
Таким образом, рынок является мощным двигателем экономического прогресса, создающим стимулы и возможности развития как на уровне отдельных предприятий, так и на уровне всей экономики в целом. Механизм функционирования рынка включает в себя следующие основные инструменты: законы спроса и предложения, конкуренцию (которые будут рассмотрены ниже) и экономические кризисы (о которых речь пойдет в теме «Макроэкономическая нестабильность: экономический цикл, безработица, инфляция»).
Закон спроса.
Спрос – это платежеспособная потребность в товаре, т.е. не просто желание иметь, а готовность купить данный товар по данной цене в данное время.
Факторы, влияющие на спрос:
1. цена. Чем выше цена, тем меньше спрос на товар при прочих равных условиях - это объективный экономический закон спроса.
2. доходы покупателя. Чем они выше, тем спрос больше.
3. вкусы и предпочтения покупателей, на которые продавцы могут влиять с помощью рекламы, моды
4. наличие товаров-заменителей и цены на них
5. наличие и цены на дополняющие, сопутствующие товары.
6. другие факторы.
Когда мы говорим, что под влиянием какого-либо неценового фактора изменяется спрос в ту или иную сторону, всегда следует добавлять «при прочих равных условиях», поскольку многие факторы в реальности действуют одновременно и разнонаправлено.
Зависимость спроса от цены отражает график спроса. Если изменяются неценовые факторы, то график спроса сдвигается вправо или влево.
Предложение.
Предложение – количество товара, которое продавцы готовы произвести и предложить к продаже по данной цене в данное время.
Факторы, влияющие на предложение:
1. цена. Чем выше цена, тем больше предложение при прочих равных условиях – это закон предложения.
2. технический прогресс. Внедрение новых технологий повышает производительность труда и увеличивает предложение
3. цены на производственные ресурсы. Их рост уменьшает возможности производителей и, соответственно, предложение товаров
4. дотации государства приводят к росту предложения
5. налоги. Их рост является фактором снижает предложение, а снижение налогов стимулирует рост предложения.
6. другие факторы.
Характеризуя влияние каждого неценового фактора на предложение, также следует добавлять «при прочих равных условиях».
Зависимость предложения от цены отражает график предложения. Если изменяются неценовые факторы, то от сдвигается вправо или влево.