Экономическая экспансия Китая
Таджикистан становится слишком зависимым от Китая. В последние 10 лет Китай заметно усилил свои позиции в республике и сейчас он самый крупный торговый партнер республики.[13]
Население
По данным переписи населения 2010 год численность населения Республики Таджикистан составила 7,595 млн человек. Население Таджикистана давно растёт быстрыми темпами: в 1959 году здесь было 1981 тыс. человек, в 1989 — 5109 тыс. и, в отличие от европейских стран СНГ, продолжало расти в 1989-1999 годах, несмотря на значительный миграционный отток населения из республики (437 тысяч человек за 11 лет). Основной фактор роста населения — высокий естественный прирост. Данные на 1 января 2006 года в табл. 1 — постоянное населения по оценкам Государственного комитета статистики Таджикистана.[14]
Если в советский период в стране росло и городское, и сельское население, то за последние 11 лет городское население уменьшилось (это не в последнюю очередь связано с выездом русскоязычного населения) на 45,8 тысячи человек (на 2,7 %), а сельское выросло на 1063,7 тысячи человек (на 30,9 %). При этом доля городского населения упала с 33 % в 1989 до 26 % в 2000 году
В период между 1989—2000 гг., сокращалось не только городское население Таджикистана в целом, но и население большинство населения крупных городов страны, включая столицу — г. Душанбе в результате миграционного оттока русскоязычного, а затем и таджикско-узбекского населения. С момента распада СССР заметно изменился национальный состав населения страны. По данным переписи, доля русских в населении оказалась значительно ниже ожидаемой. В 1989 году в республике проживало 388,5 тысячи русских; по данным государственного учёта на 1996 год, с учётом миграций и естественной убыли, численность русских была оценена в 189,5 тысячи, но перепись 2000 года обнаружила лишь 68,2 тысячи русских Итоги переписи населения Таджикистана . Таким образом, часть миграций и смертей (особенно во время вооружённых столкновений) не была учтена официальной статистикой. Доля узбеков в населении менее чем 17 % ; доля киргизов осталась прежней — чуть более 1 %. В то же время в межпереписной период значительно увеличилась численность и доля таджиков: в 1989 году их было 3172,4 тысячи (62,3 %), в 2000 г. — 4898,4 (79,9 %).
В России действует несколько общественных и правозащитных организаций выходцев из Таджикистана. в 2003 году учреждена Международная общественная организация «Народная Лига „Таджики“». В ноябре 2007 года в России прошёл I съезд народов Таджикистана.[15]. По российской программе переселения соотечественников из Таджикистана в Россию собирается переехать около 2 тысяч граждан Таджикистана[16]. По конституции Таджикистана русский язык является языком межнационального общения.
Религия
Подавляющее большинство населения Таджикистана составляют мусульмане. В Горном Бадахшане имеется исмаилитское религиозное меньшинство. В Таджикистане зарегистрированы 85 немусульманских религиозных объединений. Среди них основную часть составляют христиане (б.ч. православные), также имеется 5 общин баптистов, 2 римско-католических прихода, имеется община адвентистов седьмого дня, Свидетелей Иеговы и лютеран. Две общины имеет происходящая из Южной Кореи церковь Сон Мин. Также в стране зарегистрированы 4 общины бахаистов, одна зороастрийцев и одна иудейская община.
Культура
Таджикистан — страна с древней культурой и традициями. Роль культуры в достижении мира и социального сплочения в Таджикистане огромна. Народные традиции сплотили людей и легли в основу устойчивого мира. Культура таджиков по-своему уникальна и требует приумножения и сохранения национальных ценностей. Самой яркой страницей культурных событий в Таджикистане в 1999 году стало празднование 1100-летия государства Саманидов и 8 годовщины Дня независимости. В государстве Саманидов (874 — 1005 гг. н. э.)]] сформировалась таджикская нация с общим языком,территорией и культурой. Из корней этого первого государства выросли цивилизация и государственность последующих поколений таджиков; и сейчас на заре третьего тысячелетия Таджикистан известен во всём мире как независимая страна. В дни празднования состоялись симпозиумы и международные конференции. Самый символичный из них, IV Международный форум таджиков и зарубежных соотечественников, проходил в г. Душанбе. Многиетаджики из других стран мира приехали на это торжество. Ряд конференций на тему «История, цивилизация и культура Саманидов» прошли в Душанбе,Санкт-Петербурге и Иране, а также во всех районах и городах страны. В национальном историческом музее открылись новые выставочные залы, посвящённые Дню независимости, а также с экспозициями орудий труда, музыкальных инструментов, монет, одежды эпохи правления Саманидов. К 1100-летию государства Саманидов была организована крупная книжная выставка, на которой было представлено более 1500 книг. Выставку посетили более 700 человек. Министерство культуры РТ организовало конкурс библиотек «Чароги хидоят» (Свет наставления) с проведением конференций и встреч. Первое место было присвоено библиотеке г. Худжанда. Министерство культуры провело более 10 фестивалей, 8 международных и республиканских конференций. В честь знаменательной даты было издано 189 наименований книг. Так, в фестивале народного творчества «Андалеб» (соловей) участвовали 62 района республики. Его просмотрели 1,5 миллиона зрителей. Был организован театральный фестиваль «Парасту-99» (Ласточка), в котором участвовали 14 театров и 240 исполнителей. Число зрителей было выше 10 000 человек.
Музыка и танцы
Музыка и танцы играют важную роль в таджикской культуре. Вопросы профессионального музыкального образования и музыкального наследия таджикского народа обсуждались учёными из Таджикистана, России, Франции на фестивале «Таджикская музыкальная культура начала XXI века: приоритеты развития». В г. Душанбе проходил четвёртый фестиваль книги и музыки для детей и юношества, организованный в рамках программы «Фонд мира детям», целью которого было продвижение общечеловеческих ценностей. Детская танцевальная группа «Джахоноро» (Украшение мира) на международном фестивале «Дети мира и искусство», проходившем в Турции, заняла первое место среди 36 стран-участниц.
Литература
Классическая литература
Таджикско-персидская поэзия, проза, рукопись, миниатюра развивались на протяжении нескольких веков. Наиболее яркий период развития таджикской литературы приходится на средневековые времена, когда в Средней Азии появилось первое мусульманское таджикское государство — эмират Саманидов (874—1005 гг). Именно в это время началось и формирование таджикской нации. Саманиды уделяли огромное влияние науке и поэзие. Такие выдающиеся поэты и ученые того времени как Рудаки, Абуали ибн Сина (Авиценна), Фирдоуси, Унсури, Дакики трудились при дворе Саманидов. Иранцы и таджики тогда были единым народом с общими корнями поэтому и литература, искусство, наука тоже были всеобщим достоянием. Эта идеологическая база была единой для ряда территорий и народов, что и обусловило общность развития культуры в целом.
Экспансия и завоевание арабами-мусульманами Средней Азии оказали огромное воздействие на судьбы народов Ирана и Средней Азии. Были уничтожены следы богатой домусульманской культуры, уничтожалась доисламская таджикская архитектура, сжигались книги, рукописи. Главнойрелигией стал ислам а всеобщим языком — арабский. Прошло немало времени до наступления ренессанса культуры, который начался на новой основе и проходил в новых условиях. Формирование нового литературного языка — фарси (таджикско-персидский) приходится на IX—X вв. Рудаки — гениальный поэт, основоположник таджикской литературы, усовершенствовал язык, впервые использовав его в светской поэзии, заложил основы рядалитературных жанров. С этого момента начинается длительное и блестящее развитие литературы, расцвет которой привел ее к всемирной славе.
В конце X в. Фирдоуси создает всемирно известную героическую эпопею «Шахнаме», превосходящей по объему и содержанию все существующие ныне произведения. XI век ознаменовался созданием такого жанра, как романтический эпос. Появляется ряд поэм, написанных Унсури, Айюки, Гунгури, Омар Хайям в этом стиле, но венцом законченности и красоты стала «Хамсе» («Пятерица») Низами, созданная им в XII веке. В XIII веке появляются на свет«Бустан» и «Гулистан» Саади, в XIV веке — произведения продолжателей традиций романического эпоса — Амир Хосрова Дехлави и Хаджу Кирмани, Камола Худжанди и мастера газели Хафиза Ширази. XV век — поэзия Джами, охватившая по замыслам и стилистике все жанры предшествующей литературы, тем самым как бы подытожившая ее.
Персидско-таджикская литература развивалась на обширной территории, распространяясь по ней благодаря странствиям поэтов, ученых, путешественников, купцов и пересылкам иллюстрированных миниатюрах.
Абу Абдаллах Рудаки
Насир Хосров
Саади Ширази- Umar1.jpg
Омар Хайям
Хафиз Ширази
Джалаладдин Руми
Камол Худжанди
Абдурахман Джами
Амир Хосров Дехлеви
Зебуниссо Махфи
Ахмад Дониш