Экономическая сущность и функции цен
Эффективное развитие сельскохозяйственного производства в рыночных условиях представляется возможным только при наличии экономически обоснованной системы цен и ценообразования. Цена устанавливается в соответствии не только с рыночным равновесием, но и с равновесием между издержками производства сельскохозяйственной продукции и экономическими возможностями товаропроизводителей. Цена, таким образом, это форма выражения ценности благ, проявляющаяся в процессе их обмена, денежное выражение стоимости товара (продукции, услуг). В условиях свободной конкуренции цена равна предельным издержкам.
Рыночные цены, по которым сельскохозяйственные предприятия покупают семена, удобрения, пестициды, горючесмазочные материалы, сельскохозяйственную технику и продают свою продукцию, определяют не только прибыльность или убыточность хозяйств, но и вызывают спад производства сельскохозяйственной продукции.
Исследования, проведенные американскими экономистами Макоурсом и Свиннеком в 2000 г., показали, что 46% общего спада валовой сельскохозяйственной продукции в странах с переходной экономикой произошло из-за изменения рыночных цен. В результате либерализации цен во всех странах Центральной и Восточной Европы в период реформирования сельского хозяйства значительно возросли цены на производственные ресурсы, и упали реальные цены на сельскохозяйственную продукцию. Индекс паритета цен на продукцию сельского хозяйства и промышленные товары и услуги по отношению к 1990 г. составляет 23-25 пунктов.
Цена выполняет ряд важных функций, характеризующих роль, которую она играет в экономике. Первичной ее функцией следует считать измерительную: благодаря цене удается измерить стоимость (ценность) товара. Цена выражает общественно необходимые затраты труда на производство товара.
Учетная функция цены состоит в том, что переводя количество и качество товара из натуральных единиц в денежные, можно вести учет, сопоставлять доходы и расходы, рассчитывать ряд стоимостных показателей.
Внутрихозяйственное планирование производства, распределения, обмена и потребления продукции в стоимостном выражении осуществляется с помощью плановой функции цен.
Цена выполняет также важную регулирующую функцию. В рыночной экономике цены — это основной инструмент достижения равновесия спроса и предложения. Повышение или понижение цены приводит к выравниванию величин спроса и предложения.
Распределительная функция цены состоит в том, что государство через ценообразование осуществляет перераспределение национального дохода между отраслями народного хозяйства, регионами, фондами накопления и потребления, социальными группами населения. Эта функция реализуется за счет отклонения цены от стоимости, а также через включение в себестоимость многих налогов, которые затем являются источником накопления различных фондов.
Контрольная функция состоит в том, что цены служат инструментом учета и контроля расхода товарно-вещественных и природных ресурсов, их движения и сохранности.
Стимулирующая функция цены проявляется в том, что она стимулирует рост выпуска продукции, повышение ее качества, переход к новым технологиям, снижение издержек производства и т. д.
Изменение розничных цен способствует перераспределению доходов и расходов населения, изменению семейного бюджета, влияет на доступность товаров, социальных благ, услуг для различных групп общества. Таким образом, цена выполняет и социальную функцию.
Современное состояние ценовых отношений в агропромышленном
комплексе России характеризуется наличием основных диспропорций.
Во-первых, диспаритетом цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию (услуги), используемую в сельском хозяйстве.
Во-вторых, в меновых соотношениях существует диспропорция, выраженная в возрастании доли сферы обращения в розничных ценах на
продовольственные товары, производимые из сельскохозяйственного сырья. Особенно это характерно для продукции животноводства: в структуре розничных цен на говядину доля реализации составила в 2003 г. 20,4% против 14,9% в 1999 г. по молоку цельному — соответственно 20,7% и 16.9%.
В-третьих, существуют диспропорции в самом сельском хозяйстве,
обусловленные действием как внешних факторов (особенно диспаритетом цен между сельским хозяйством и ресурсообеспечивающими отраслями), так и снижением эффективности сельскохозяйственного производства. Показатели его рентабельности свидетельствуют о нарушении межотраслевых отношений в самом сельском хозяйстве. Например, уменьшилась роль растениеводства и его основной подотрасли — зернового хозяйства в качестве «донора», который частично покрывал своими доходами убытки по животноводству. Рентабельность реализации продукции растениеводства снизилась с 41,7% в 2000 г. до 28,8% или на 12,9 процентных пунктов в 2003 г.; рентабельность реализации зерна, — с 56 до 34% или на 22 пункта.
В этих условиях возникает необходимость разработать систему мер,
направленных на оптимизацию ценовых соотношений между продукцией сельского хозяйства и других отраслей экономики, с целью насыщения рынка сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием.