Структура товарного рынка.
Становление рыночных отношений в России требует формирования структуры товарного рынка и обслуживающей его инфраструктуры.
Структура товарного рынка представляет собой совокупность звеньев, участвующих в продвижении товарной массы от изготовителей к потребителям. Такие звенья подразделяются на три основные группы:
1) изготовители товара,
2) оптовые торговые и иные посреднические организации,
3) организации-потребители и розничные торговые организации.
Процесс перехода к рыночным отношениям вызвал изменения в целях деятельности и во внутреннем построении каждого из названных субъектов рынка, привел к созданию новых звеньев, способных успешно осуществлять Торговые операции. Такие изменения осуществляются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом РФ, большим числом федеральных законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ по вопросам построения в России системы рыночных экономических отношений.
Так, постановлением Правительства РФ от 31.03.97 № 360 утверждена программа "Структурная перестройка и экономический рост в 1997—2000 гг.". В качестве одного из основных направлений программа предусматривает проведение реструктуризации предприятий, необходимой для успешной работы в условиях рыночной экономики, стимулирование их деятельности по повышению эффективности производства, конкурентоспособности выпускаемой продукции (СЗ РФ. 1997. № 19. Ст. 2230). Комплекс соответствующих мер предусмотрен также постановлением Правительства РФ от 30.10.97 № 1373 "О реформе предприятий и иных коммерческих организаций" (СЗ РФ. 1997. №27. Ст.3004).
Для производственных организаций основной целью деятельности стало не просто изготовление товаров, но успешная их реализация и получение прибыли. Данное обстоятельство потребовало расширения и укрепления на предприятиях сбытовых служб, создания коммерческих и маркетинговых подразделений. Практикуется объединение несколькими изготовителями совместных усилий по сбыту производимых товаров, создание дочерних (зависимых) фирм, на которые возлагается реализация товаров.
Значительные изменения происходят в построении и деятельности оптовых торговых и иных посреднических организаций, участвующих различными способами в товарном обращении. Одним из проявлений формирования структуры товарного рынка стала специализация этих организаций на определенных видах деятельности и закрепление определенных функциональных видов организаций.
Так, среди оптовых торговых и посреднических организаций различают такие, которые: 1) осуществляют сделки с товаром от своего имени и за свой счет; 2) совершают сделки по покупке и последующей перепродаже товаров в качестве представителей: брокеры, торговые агенты, иные торговые представители; 3) содействуют продвижению товара, не совершая непосредственно сделок: товарные биржи, оптовые ярмарки, выставки-продажи.
Наряду с позитивными процессами количественного роста и функциональной специализации оптовых и посреднических организаций им присущи серьезные недостатки. Удельный вес участия этих организаций в общем объеме отгружаемых изготовителями товаров составляет около 25%, тогда как в развитых странах эта доля достигает 75 %. Складские площади оптовых торговых организаций загружены наполовину, остальные площади используются для деятельности, не связанной с реализацией товаров.
Главным недостатком является отсутствие у оптовых торговых организаций развитых сетей сбыта, обеспечивающих оперативное и равномерное продвижение товаров по территории страны. Перед крупными и средними оптовыми организациями стоит проблема создания периферийных звеньев, находящихся в организационной и финансовой зависимости от головной фирмы.
Важным сектором товарного рынка должна стать система контрактных закупок для государственных нужд. Ее центральными звеньями являются федеральная государственная корпорация "Росконтракт" и Федеральное агентство по регулированию продовольственного рынка. Вместе с тем целостная, координировано работающая система контрактных закупок для государственных нужд в стране пока не создана.
Для организации-потребителей необходимые структурные изменения состоят в развитии собственных служб снабжения, создании дочерних (зависимых) снабженческих фирм, обслуживающих одного или нескольких учредителей.