Ресурсы муниципального образования
Под ресурсами муниципального хозяйства понимается совокупность всех возможностей территории муниципального образования, распоряжение которыми отнесено к компетенции органов местного самоуправления данного муниципального хозяйства. Выделяют 4 вида ресурсов муниципального хозяйства:
1) Природные ресурсы
2) Трудовые ресурсы
3) Правовые ресурсы
4) Производственный финансовый потенциал
1. Природные ресурсы.
В муниципальной собственности могут находится не представленные в частную собственность следующие земельные участки:
- земли особо охраняемые территории местного значения водного фонда и земель занятых обособленными водными объектами находящиеся в собственности муниципального образования
- земли с/х назначения, населенных пунктов, промышленности, транспорта, связи, энергетики, телерадиовещания и историко-культурного назначения, если на этих землях расположено недвижимое имущество, находящееся в собственности муниципального образования. Природные ресурсы приносят ренту (плату за использование). Ренту от нефти и газа целесообразно аккумулировать на федеральном уровне, т.к. при этом проще контролировать сделки по экспортным операциям. Оплату за землю рационально направлять в местный бюджет, т.к. органы местного самоуправления могут эффективно контролировать эти платежи.
2. Природные ресурсы.
Природные ресурсы муниципального хозяйства - это часть населения способного участвовать в народном хозяйстве. Основным критерием определения трудовых ресурсов муниципального образования является трудоспособный возраст (от 16 до 55(60))
3. Правовые ресурсы.
Их источником служит муниципальное право и нормативно-правовые акты которые наделяют муниципального образования полномочиями в экономических и социальных сферах.
4. Производственно-финансовый потенциал.
Муниципальный сектор обеспечивает производственное и социальное обслуживание местного населения, используя при этом для этого потенциал предприятий и учреждений. Направленность их действий соответствует отраслевой структуре городского хозяйства, которые включают в себя следующие подотрасли:
- водоснабжение и водоотведение
- тепло и энергоснабжение
- организация городских свалок и вывоз мусора
Основу производственно-финансового потенциала муниципальной экономики представляет собой коммерческие и муниципальные организации.
ГКРФ выделяют 2 типа муниципальных организаций:
- муниципальное учреждение
- муниципальное предприятие
Функции собственника муниципального предприятия исполняет орган местного самоуправления, который волен направлять функционирование своих предприятий по любому пути ( в рамках законодательства)
Цель муниципального предприятия тоже получение прибыли. Как учредитель, орган местного самоуправления:
- на создание предприятия, его реорганизацию и ликвидацию
- на определение предмета и цели деятельности предприятия
- на назначение руководителя предприятия
- на контроль за использование по назначению и сохранности принадлежащего предприятию имущества
В случае создания муниципального предприятия крайне ограниченно. К ним относятся:
- использование имущества, приватизация которых запрещена
- осуществление деятельности в целях решения социальных задач, в том числе реализация товаров и услуг по минимальным ценам
- ведение убыточных производств и осуществление отдельных датируемых видов деятельности
- преобладающая или значительная часть продукции, работ или услуг, предназначенных для нужд муниципального образования.
В настоящее время правительство РФ предполагает сокращение муниципальных предприятий с использованием двух путей их ликвидации:
1.Отчуждение непрофильных активов, в соответствии с законом о приватизации
2.Преобразование муниципального предприятия в муниципальные учреждения
с правом ведения хозяйственной деятельности
Муниципальное учреждение - это некоммерческое учреждение, финансируемого за счет местного или регионального бюджета. Их продукция это коллективные блага (образование, здоровье граждан). На них не распространяется требование рыночной доходности. Создание муниципального учреждения осуществляется по решению органа местного самоуправления который утверждает устав организации. Источниками формирования имущества учреждения является:
- регулярное и единовременное поступление из местного бюджета
- добровольные имущественные взносы и пожертвования
- выручка от реализации товаров, работ, услуг
- доходы получаемые от собственности муниципального учреждения
Основными показателями определяющих эффективность деятельности муниципальной организации являются:
1) Среднегодовая численность работающих
2) Объем производства продукции выполнения работ или оказания услуг в натуральном или стоимостном выражении
3) Темп роста к предыдущему году( в сопоставимых ценах)
4) Балансовая стоимость основных средств ( остаточная стоимость = первоначальная – амортизация)
5) Износ основных фондов ( в %)
6) Объем инвестиций в основной капитал
- за счет собственных источников (прибыль, амортизация)
- за счет средств бюджета
- за счет привлеченных средств
- ввод в действие производственных мощностей
- создание дополнительных рабочих мест
- фонд оплаты труда
- дебиторская задолженность
- кредиторская задолженность