Эластичность спроса и предложения. 3. Эластичность спроса и предложения
Лекция №4 от 03.12.12.
ТЕМА: «ЗАКОН СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ».
Вопросы:
1. Спрос
2. Предложение
3. Эластичность спроса и предложения
4. Мгновенное, краткосрочное и длительное равновесие
Спрос.
За спросом стоит потребитель.
Спрос зависит от:
- выгодности цены
- способности и желания
- фиксируется на определенный промежуток времени
Закон спроса гласит: "При прочих равных условиях покупатель склонен покупать больше продуктов по меньшей цене и меньше продуктов по высокой цене".
Между Ценой и спросом есть обратная зависимость.
График кривой спроса:
Цена
(Р) Спрос
Количество (Q)
Различают
- индивидуальный спрос (1 потребитель)
- рыночный спрос (это сумма величин спроса всех потребителей на данный товар)
Спрос постоянно меняется.
Факторы изменения спроса (детерминанты спроса):
1. Цена
2. Потребительские вкусы и предпочтения
3. Число покупателей
4. Уровень доходы
5. Цены на сопряженные товары
- для взаимозаменяемых товаров (масло и маргарин, белый и черный хлеб)
- для взаимодополняющих товаров (фотоаппарат и пленка)
- независимые товары ( изм. цены одного товара не влияет на цену другого товара)
6. Ожидание
Необходимо различать изменения в спросе и изменения величин спроса: изменения в спросе выражаются в смещение кривой С либо вправо, либо влево.
Цена
(Р) C’ – увеличение спроса
С” C C’ С” – уменьшение спроса
Количество (Q)
Что двигает кривую? - Доход.
Изменение величин спроса - это перемещение от одной точки к другой при изменении цены.
Цена
(Р) С
А
В
Количество (Q)
Предложение.
За предложением стоит производитель.
Закон предложения гласит: "При прочих равных условиях производитель склонен продавать больше продукции по высокой цене и меньше - по низкой цене".
График кривой предложения:
Цена Предложение
(Р)
Количество (Q)
Факторы изменения цены предложения:
1. Цены на ресурсы.
2. Технология
3. Налоги и дотации (издержки производства)
4. Цены на другие товары
5. Ожидание (если ожидается увеличение цен, то производитель старается придержать товар по низкой цене, а потом реализовать товар по высокой цене).
6. Число продавцов (чем больше продавцов, тем выше предложение).
Необходимо различать изменение предложения и изменение величин предложения:
а) График изменения предложения.
Цена
(Р) П’ – предложение увеличивается
П” П П’ П” – предложение уменьшается
Количество (Q)
б) График изменения величины предложения.
Цена П Изменение величины предложения зависит от цены.
(Р) Цb b При увеличении цены кол-во товаров понижается.
Ца a
Цс c
Qc Qa Qb Количество (Q)
Если мы соединим два графика, то получим "равновесную цену" или "цену рыночного клиринга" (спрос = предложению).
Цена C избыток товаров П спрос = предложению
(Р) Ц1
Це E
Ц2
недостаток товаров
Q2 Q1 Qе Q2 Q1 Количество (Q)
Графики изменения спроса и предложения.
1.График увеличение спроса
Цена С С’ П Увеличение цены ведет к увеличению спроса
(Р)
Pb b
Pa a
Qa Qb Количество (Q)
2.График увеличение спроса
Цена С” С П Уменьшение цены ведет к уменьшению спроса
(Р)
Pa a
Pc c
Qc Qa Количество (Q)
3.График увеличение предложения
Увеличение предложения ведет к увеличению
Цена C П реализации продукции и уменьшению цены.
(Р) П’
Pa a
Pb b
Qa Qb Количество (Q)
4.График уменьшения предложения
Уменшение предложения ведет к уменьшению
Цена C П” реализации продукции и увеличению цены.
(Р) П
Pc c
Pa a
Qc Qa Количество (Q)
Эластичность спроса и предложения.
Эластичность - это мера реакции одной переменной на изменение другой, выраженной как отношение процентных изменений.
Эластичность спроса - это понятие, которое характеризует степень реакции покупаемого количества товара на колебание его рыночной цены.
Существуют три варианта, касающихся Эластичности спроса:
1. Влияние изменения цены данного товара
2. Влияние изменения цены взаимосвязанных товаров
3. Влияние изменения дохода покупателей.
Эластичность спроса по ценам - это отношение процентного изменения величины спроса на товар к заданному процентному изменению его цены при прочих равных условиях.
Эластичность спроса ниже всего у тех товаров, которые с точки зрения потребителя являются необходимыми. Особенно низкая эластичность спроса на те товары, потребление которых, с точки зрения потребителя не может быть отложено. Эластичность спроса на товары первой необходимости весьма мала, а на продукты роскоши - велика. Эластичность спроса служит инструментом выявления отношения потребителей к различным товарам.
Существуют пять кривых спроса, которые показывают различные степени эластичности спроса по цене:
1.Когда величина спроса изменяется на больший процент, чем цена. Так, что уменьшение цены вызывает увеличение общих доходов. Говорят, что в данной ситуации спрос эластичен (Эл>1).
Цена C Эл > 1
(Р) Р1 > Р2 Д1 = 6 * 2 = 12
P1=6 a Q1 < Q2 Д2 = 4 * 6 = 24
P2=4 b
Q1=2 Q2=6 Количество (Q)
2. Когда величина спроса не реагирует относительно изменения цены. В данном случае процент изменения величины спроса меньше, чем изменение цены. В результате уменьшение цены вызывает падение общего дохода. Говорят, что в данной ситуации спрос не эластичен (Эл <1).
Цена C Эл < 1
(Р) Р1 > Р2 Д1 = 6 * 2 = 12 падение дохода
P1=6 a Q1 < Q2 Д2 = 4 * 2,5 = 10
P2=4 b
Q1=2 Q2=2,5 Количество (Q)
3. Когда изменение цены вызывает абсолютно пропорциональное изменение величины спроса так, что общий доход остается неизменным. Когда процент изменения величины спроса эквивалентен проценту изменения цены товара, говорят, что спрос с единичной эластичностью (Эл=1).
Цена C Эл = 1
(Р) Р1 > Р2 Д1 = 6 * 2 = 12
P1=6 a Q1 < Q2 Д2 = 2 * 6 = 12
P2=2 b
Q1=2 Q2=6 Количество (Q)
4. Когда кривая спроса идет вертикально вверх. Говорят, что в данной ситуации спрос совершенно не эластичен.
Цена C
(Р)
Количество (Q)
5. Когда кривая спроса горизонтальна. В данной ситуации говорят, что спрос совершенно эластичен.
Цена
(Р)
C
Количество (Q)
Для изменения ценовой эластичности спроса применяется Прямой коэффициент эластичности спроса, который определяется по следующей формуле:
Прямой коэффициент эластичности = (Процент изменения кол-ва товара) / (Процент изменения цены товара)
При эластичном спросе коэффициент эластичности больше 1.
При не эластичном спросе коэффициент эластичности меньше 1.
При единичной эластичности спроса коэффициент эластичности равен 1.
Значение эластичности спроса по цене имеет важное значение для поведения предпринимателя и выбора цены:
- если спрос на товар эластичен, то производителю выгодно понижение цены, т.к. в таком случае его выручка будет возрастать.
- если спрос на товар не эластичен, то производителю выгодно повышать цену на товар, т.к. только в данном случае выручка может увеличиться.
Эластичность предложения - характеризует чувствительность, реакцию предложения на изменения цены товара.
Определяется эластичность предложения по формуле:
Эластичность предложения = (Процент изменения кол-ва предложенного товара) / (Процент изменения цены).
Эластичность предложения всегда эластична.
Эластичность предложения зависит от :
1. Способности к длительному хранению и стоимости хранения (для тех, кто не может храниться долго или дорого обходиться хранение, для них эластичность предложения будет уменьшаться).
2. Особенности производственного процесса.
3. ВременнОго фактора (производитель не может сразу отреагировать на изменение цены).
Существуют пять кривых предложения, которые показывают различные степени эластичности предложения:
1.Когда эластичность предложения > 1, то говорят, что предложение эластично.
Цена П
(Р) Эл > 1
Количество (Q)
2.Когда эластичность предложения < 1, то говорят, что предложение не эластично.
Цена П
(Р)
Эл < 1
Количество (Q)
3. Когда эластичность предложения равна единице, то говорят, что предложение с единичной эластичностью.
Цена
(Р) П
Эл = 1
3
45о
3 Количество (Q)
4. Когда кривая предложения идет вертикально вверх, то в данной ситуации говорят, что предложение абсолютно не эластично.
Цена П
(Р)
Количество (Q)
5. Когда кривая предложения горизонтальна. В данной ситуации говорят, что предложение совершенно эластично.
Цена
(Р)
П
Количество (Q)