Агрегатный территориальный индекс цен
В качестве веса может быть принят объем продукции той территории, с которой производится сравнение:
.
Индексы аналитические
Система аналитических индексов позволяет оценить степень изменения сложного явления (полного индекса) под воздействием изменения каждого из связанных с ним простых явлений (частных индексов).
.
Применяются два метода разложения полного индекса на частные:
· метод обособленного изучения факторов;
· метод последовательно-цепной.
Метод обособленного изучения факторов. Полный индекс изменяется под действием только одного фактора при неизменных остальных факторах базисного периода:
.
Метод последовательно-цепной. Используется система взаимосвязанных индексов, требующая правильного расположения факторов в модели результативного признака:
.
Частные индексы следующие:
; ; .
Абсолютное изменение полного индекса за счет каждого фактора:
;
;
.
В зависимости от базы сравнения различают индексы динамические, территориальные, выполнение договорных обязательств. Динамические индексы, в свою очередь, подразделяются на базисные и цепные, а по характеру весов – с постоянными и переменными весами. Индексы, в которых вес зафиксирован на уровне одного периода, называются индексами с постоянным весом. Рассмотрим индекс физического объема в динамике: . Это ряд цепных индексов с постоянным весом, так как цена отдельных видов продукции зафиксирована на уровне базисного периода. Можно построить базисный индекс физического объема:
Индексы с постоянным весом дают возможность перехода от цепных к базисным и наоборот. Так, произведение цепных индексов равно базисному индексу двух крайних периодов:
или по базисным:
В индексах (цепных, базисных) с переменным весом такой закономерности не отмечается. Так, цепной индекс цен с переменным весом
и базисный –
При выборе веса необходимо учитывать, что полученные в результате взвешивания величины должны быть не просто соизмеримы, но, прежде всего, иметь определенный экономический смысл. Например, при исчислении индекса цен надо учитывать последствия, которые связаны с изменением цен, ростом или уменьшением показателей от реализации выбранной продукции в текущем периоде. Не имеет смысла расчет роста или снижения выручки от реализации продукции прошлых периодов.
Аналогично в индексе себестоимости продукции важно знать не только на сколько процентов снизилась или повысилась себестоимость, но и какая сумма экономии или перерасхода средств получена в результате этого изменения. Следовательно, при построении этого индекса необходимо учитывать объем продукции текущего года. Таким образом, правило построения общих индексов можно сформулировать так: все индексы качественных показателей рассчитываются по весам отчетного периода, а индексы объемных показателей исчисляются по весам базисного периода.
Очень сложный вопрос – выбор веса при построении территориальных индексов. Рекомендуется брать общий объем продукции сравниваемых территорий, а при качественных показателях – их среднесложившееся значение по совокупности или стандарт.
По составу изучаемого явления различают следующие индексы фиксированного (постоянного) состава: индексы, у которых изменяется только индексируемая величина, и индексы, представляющие собой отношение двух или более переменных, которые называют индексами переменного состава:
– общий индекс денежной выручки;
– общий индекс затрат.
Прием разложения индексов переменного состава на индексы постоянного состава получил название индексного метода анализа.
Агрегатный индекс может быть преобразован в средний арифметический или гармонический. Выбор той или иной формы индекса определяется исходной информацией по совокупности [1, 7–11].
Классификация индексов приведена на схеме (рис. 12).
Рис. 12. Классификация индексов