Косвенные (сервисные) бюджетные услуги
Сервисная услуга в общественном секторе должна быть направлена на обслуживание бюджетных учреждений, предоставляющих прямые услуги непосредственно конечному потребителю, либо обеспечение деятельности других сервисных учреждений. Такие услуги играют немаловажную роль в формировании прямых бюджетных услуг в соответствии с потребностями населения. В настоящее время не существует единого перечня таких услуг. Зачастую менеджеры различных государственных услуг не в состоянии определить, за что они непосредственно отвечают, и что должно быть конечным продуктом их деятельности; где проходят грани компетенции между учреждениями, отвечающими за предоставление сервисных услуг. Результатом такого недопонимания часто является отсутсвие необходимой сервисной услуги или низкое ее качество.
Сервисные услуги могут быть классифицированы так:
- прогнозирование,
- планирование,
- финансирование,
- анализ,
- учет,
- мониторинг и контроль.
Услуги по прогнозированию социально-экономического положения Чувашской республики в целом и отдельных отраслей хозяйственной активности в частности являются ключевым компонентом для обеспечения высокого качества предоставления других сервисных, а, соответственно, и прямых бюджетных услуг. Конечным продуктом услуг в области прогнозирования являются разнообразные прогнозы, основанные на анализе изменений или тенденций, складывающихся в той или иной сфере жизнедеятельности общества.
Бюджетные учреждения и их менеджеры зачастую недостаточно внимательно оценивают показательные факторы, влияющие на качество прогнозов. На это влияет и качество информационной базы для составления прогнозов (отсутствие процедур сбора и обработки такой информации), редкое использование объективных и формализованных методик подготовки прогнозов, подготовленных с учетом специфики региона. Так, например, Министерство экономики Чувашской республики использует универсальную методику прогнозирования, предлагаемую федеральными органами. Однако последняя также может быть подвергнута критике с точки зрения ее качества. Такие прогнозы имеют слишком большие погрешности.
Прогнозирование имеет достаточно широкий спектр применения. Качественное прогнозирование требуется не только в масштабах федерации, республики или муниципалитетов, но и в масштабах более мелкого уровня. Микропрогнозы должны влиять на прогнозирование более крупного уровня. Например, менеджер муниципалитета в сфере образования должен основывать свои прогнозы на демографических показателях района или города, тенденциях миграционного процесса в районе для определения будущего количества учащихся и их особенностей, вероятностных факторов смены количественного и качественного состава преподавателей, для анализа наличия и возможности привлечения новых специалистов в области образования, состояния основных средств школ района, для прогнозирования потребности в капитальном ремонте или строительстве новых объектов, динамику стоимости услуг ЖКХ, другие факторы, влияющие на образовательный процесс в его районе. Чем больше данных используется в процессе прогнозирования, чем более глубоко они анализируются, тем точнее будут как индивидуальные, так и сводные прогнозы.
В процессе планирования менеджеры используют данные прогнозов, которые в процессе анализа трактуются ими с целью принятия определенных решений, совершения определенных действий, направленных на обеспечение прогнозируемого спроса соответствующими предложениями. При отсутствии механизмов качественного прогнозирования качество планирования остается на относительно низком уровне. Планирование осуществляется на уровне оценки недостаточно надежных данных в сочетании с субъективными предположениями менеджера, осуществляющего планирование.
При отсутствии необходимых сумм денежных средств на осуществление запланированного финансирования (дефицит) для целей финансирования используется другая сервисная услуга - осуществление государственных заимствований.
Услуги по учету являются основой для производства аналитических услуг. Полнота, непрерывность, достоверность, существенность учитываемых данных и другие принципы, на которых строится учет, являются критическими для качественного анализа и для эффективности производства прямых услуг.
Реформирование предполагает создание перечня сервисных услуг, покрывающего потребности как прямых производителей общественных услуг, так и сервисных подразделений. Результатом должен стать конечный список услуг с однозначным их описанием, не допускающим разночтений. Данный список будет служить основой для оценки полноты удовлетворения потребностей получателей сервисных услуг, выявление услуг, предоставление которых необходимо, но не осуществляется ни одним бюджетным учреждением, выявления размытости ответственности за предоставление одной и той же услуги между двумя или более бюджетными учреждениями.
При производстве услуг планирования основным аспектом является определение целей планирования. Конечной целью планирования является обеспечение спроса на бюджетные услуги определенного качества. Промежуточные цели определяются многообразием потребителей услуг. Менеджеры, осуществляющие планирование, должны четко осознавать состав потребителей, их потребности и пытаться достигнуть оптимального плана с учетом разработанной политики приоритетов расходования средств.
Происходит подготовка и опрос получателей о потребностях в сервисных услугах. Параллельно сервисные подразделения подготавливают собственные перечни услуг, производство которых осуществляется ими в настоящее время. Формируется сводный список потребностей и сводный список предоставляемых услуг. Два сводных списка объединяются в один методом включения в список предоставляемых услуг непокрытых потребностей. Выявленные невостребованные услуги анализируются и в случае отсутствия реальных потребностей в них удаляются.