Изучение и подбор литературы

С.П. АНОФРИКОВ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ НАПИСАНИЯ КУРСОВОЙ И КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ОЧНОЙ И ЗАОЧНОЙ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ

Новосибирск 2005

К.э.н., доцент С.П. Анофриков

В методических указаниях определены учебные цели, задачи, основные этапы выполнения курсовой и контрольной работы студентами очной и заочной форм обучения. Даны конкретные рекомендации по составлению плана, подбо­ру литературы, лучшему осмыслению изучаемого теоретического материала, обозначены требования к оформлению работы, обоснованы критерии оценки курсовой работы.

Учебное пособие предназначено для повышения эффективности само­стоятельной работы студентов очной и заочной форм обучения.

Кафедра экономической теории

Рецензент: С.В. Дектярев

Утверждено редакционно-издательским Советом СибГУТИ в качестве методических указаний.

Учебным планом для студентов инженерно-экономического факультета очной и заочной формы обучения, а также, для студентов технических факуль­тетов заочной формы обучения предусмотрено написание курсовой и контроль­ных работ по экономической теории. Курсовая и контрольная работа являются важным звеном в выработке навыков самостоятельного изучения науки, в более глубоком усвоении её положений, выводов, в приобретении опыта самостоя­тельного получения знаний.

Ознакомившись с методическим пособием, каждый студент сможет кон­кретнее представить требования кафедры к курсовой и контрольной работе как с точки зрения содержания, так и подготовки плана, раскрытия узловых вопро­сов, подбора литературы, оформления, порядка защиты работы и её оценки. Хотя содержащиеся в пособии советы и рекомендации адресованы преимуще­ственно студенту очного обучения, они в равной степени относятся и к студен­там заочной формы обучения. В методическом пособии вначале рассматрива­ются проблемы написания курсовой работы, затем даются краткие методиче­ские рекомендации к выполнению контрольных работ.

Общие положения. Цели и задачи курсовой работы

Контрольная работа является работой, в которой демонстрируются навыки проведения самостоятельного научного исследования, знание общих и конкретных проблем дисциплины и определенного круга литературных источников, умение корректно фор­мулировать цель исследования, анализировать, обобщать материал и де­лать аргументированные выводы, применяя их для решения конкретных задач в избранной области.

Студент в своей работе должен показать умение подби­рать и использовать литературные источники (в том числе периодические издания). Контрольная работа должна быть написана грамотным литератур­ным языком, в структуре работы должна прослеживаться логика изложе­ния материала, предложения и мысли автора работы должны быть обосно­ваны.

Целями написания контрольной работы являются:

- систематизация и углубление теоретических и практических знаний
по дисциплине;

- приобретение навыков самостоятельной работы по применению тео­рии, изучаемой студентом;

- овладение методикой исследования экономических проблем, обобщение и логическое изложение материала.

Качество выполнения курсовой и контрольной работы во многом зависит от выбора темы, знания основных требований, предъявляемых к работе, непо­средственной организации последовательных этапов её выполнения.

Выбор темы осуществ­ляется из рекомендованной примерной тематики, охватывающей актуальные проблемы современного функционирования общества. Студент имеет право выполнять работу по теме, отличающейся от утвержденной кафедрой тематики (но соответствующей специализации кафедры). Он получает возможность работать по интересующей теме после утверждения ее научным руководителем.

Некоторые студенты за­трудняются в выборе темы. Ведь все названия не всегда одинаково им извест­ны, поэтому сложно судить о том, насколько привлекательна та или иная тема, какое освещение она получила в литературе. Студент нуждается в консультации преподавателя, с помощью которого он и выбирает тему.

К консультации преподавателя студент имеет возможность прибегнуть на всех этапах работы. Совместно с научным руководителем уточняется тема, да­ются конкретные методические советы, обсуждается план и составленный к те­ме список литературы, разбираются возникающие в процессе изучения пробле­мы. Консультации, если правильно ими пользоваться, могут оказать действен­ную помощь. Но здесь следует избегать двух крайностей: либо вообще пренебречь консультациями и представить готовую работу руководителю, либо пытаться по­лучить от руководителя в готовом виде план, литературу к теме, не проявив само­стоятельного подхода. К консультациям следует готовиться, чтобы задавать кон­кретные вопросы, не ограничиваться общими вопросами типа: "Как составить план?", "В каких журналах можно найти материал к теме?" и т.д. Вопросы должны быть другого типа, конкретными, относящимися к теме, к примеру, "Как государ­ство регулирует рыночные отношения?", "Совместимы ли понятия плана и рын­ка?", "Как измеряется валовой национальный продукт?" и т.д. Сформулированные подобным образом вопросы свидетельствуют о работе над материалом, и пре­подавателю становится ясно, в каких конкретных советах нуждается студент.

При выборе темы могут быть учтены ранее сделанные доклады, написан­ные рефераты. Важно связать выбор темы с личным познавательным интере­сом, с практической деятельностью. Приходится учитывать и такой немало­важный фактор как наличие по проблеме периодической и монографической литературы.

Сроки выполнения курсовой и контрольной работы определены учебным планом и должны твёрдо соблюдаться. В точности представления работы заин­тересованы кафедра и сам студент, так как при этом создаются условия для ка­чественного рецензирования, остается время для последующей работы студента над рецензией, что позволяет своевременно подготовиться к защите курсовой ра­боты.

Объем курсовой работы (20-25 стандартных листов) позволяет студенту изложить сущность проблемы, проявить свои способности и старания,

Важнейшие требования к курсовой и контрольной работе:

- тема раскрывается на основе изучения обширной экономической лите­ратуры, основополагающих нормативных документов;

- к работе составляется план, в её структуре выделяется введение, ос­новная часть, заключение;

- в курсовой работе должна проявляться самостоятельность мышления,
теоретические положения следует освещать в связи с современной практикой рыночного хозяйствования;

- для обоснования научных положений необходимо использовать новейший статистический материал (желательно не только республиканский, но и местный);

- текст излагается самостоятельно, в соответствии с планом, не допуска­ется дословное (кроме цитат) заимствование из изученной литературы;

- правильно должен быть оформлен научный аппарат - сноски, ссылки,
список использованной литературы.

Изучение и подбор литературы

Студент осмысливает отобранную информацию, готовясь к её изложе­нию. Письменное изложение темы учит студентов овладевать категориальным аппаратом экономической науки. При написании текста важно не только чётко формулировать те или иные положения, но стремиться приводить соответст­вующие доказательства, обосновывать их, чтобы избегать декларативности в подаче материала. Важен язык, стиль, умение просто выражать мысли. Для ус­пешного выполнения курсовой работы первостепенное значение имеет не толь­ко её объём, а логически последовательное рассмотрение узловых вопросов, по­зволяющее более или менее полно раскрыть тему. Чтобы выделить основные вопросы и поставить их в тесную логическую связь, необходимо проделать зна­чительную работу по подбору и изучению литературы. Направляющую роль здесь имеет учебная программа курса и новейшие учебники по экономической теории.

Для подбора литературы важно уметь пользоваться библиотечными ката­логами. В крупных библиотеках (к примеру, ГПНТБ в Новосибирске) имеются предметные, систематические и алфавитные каталоги. В предметном каталоге, пользуясь знанием ключевых терминов темы (рынок, биржи, инфляция, денеж­ное обращение, банки, кредит и т.д.) можно подобрать необходимые источники. В систематическом каталоге выделяются различные области знаний (экономическая теория, политическая экономия, соответствующие разделы кур­са). Можно пользоваться и алфавитным каталогом, если известны фамилии экономистов, разрабатывающих актуальные народнохозяйственные проблемы (А.Г. Аганбегян, Л.И. Абалкин, П.Г. Бунич, Е.Т. Гайдар).

Следуя примерному плану, слушатель должен внимательно и целена­правленно изучить литературу в следующем порядке: сначала прочитыва­ются обобщающие труды по теме - монографии. Они дают возможность осмыслить теорию проблемы в целом, изучить ее составляющие элементы. Затем можно переходить к ознакомлению с публикациями в периодиче­ских изданиях.

Незаменимое значение для написания курсовой работы представляет чте­ние статей из периодических изданий, таких журналов как "ЭКО", "Вопросы экономики", "Российский экономический журнал", "Экономист", "Деньги и кредит", "Человек и труд" и др. В двенадцатых номерах журналов приводится список опубликованных в данном году статей. В них выделены рубрики "Методологические проблемы экономических наук", "Реформы хозяйство­вания", "Финансы, кредит, денежное обращение", "Говорят цифры". Знание библиографии и умение пользоваться литературой является необходимым усло­вием успешной подготовки курсовой работы.

При изучении литературы, соответствующей ориентации на программу, требуется разграничить узловые и частные вопросы, понять их взаимосвязь, со­ставить цельное представление по каждому из них и по всей теме. Сведение уз­ловых вопросов в систему, по существу, и есть план работы. Здесь возможно некоторое обобщение положений с таким расчетом, чтобы в структуре плана выделить не более 3-4 вопросов (не считая введения и заключения). Каждый из вопросов выступает продолжением и развитием предше­ствующего. Логически стройный план, включающий действительно узловые моменты, помогает целенаправленно систематизировать материал и написать хорошую работу, не допуская при этом повторений и отступлений от темы.

Читая литературу, необходимо не только продумывать её содержание, но обязательно делать выписки наиболее важных определений и доказательств, фактов и статистических данных, указывая автора, название книги, издательст­во, место, год издания и страницу, чтобы накопить материал дня консультации с руководителем работы и для дальнейшего изучения про­блемы. Удобнее всего вести записи на отдельных листах. Накопленный по мере чтения материал обобщается в соответствии с предварительно составленным планом. Параллельно с выписками из книг и ста­тей следует записывать собственные соображения и замечания, возникающие при чтении, что позволит творчески подойти к разработке темы.

Наши рекомендации