Макроэкономическая стабильность
С принятием поправок в Бюджетный кодекс Российской Федерации в 2007 году был сделан серьезный шаг в направлении обеспечения стабильности и предсказуемости финансовой системы. Бюджет 2012 года и на период до 2014 года утверждается в формате «скользящей трехлетки», что ставит Российскую Федерацию в один ряд с большинством развитых стран, где среднесрочное бюджетирование является основой макроэкономической стабильности.
Как указано в Бюджетном послании, важнейшей предпосылкой и условием для формирования новой модели экономического роста является долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджетной системы, которая достигается за счет сокращения дефицита бюджета, снижения уровня государственного долга и пополнения резервов.
Для решения задачи по сокращению дефицита федерального бюджета и подготовке к введению с 2015 года фискальных правил при формировании основных характеристик федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов предлагается в основном исходить из сохранения сложившегося уровня расходов федерального бюджета в процентах к ВВП (без учета компенсации бюджетам государственных внебюджетных фондов доходов, выпадающих в результате снижения ставки страховых взносов) и его снижения в 2014 году.
Формирование основных характеристик федерального бюджета
На 2012-2014 годы, млрд. рублей
Показатель | 2011 год (оценка) | 2012 год | 2013 год | 2014 год |
Доходы | 11 211,3 | 11 779,9 | 12 705,9 | 14 091,8 |
%% к ВВП | 21,0 | 20,1 | 19,6 | 19,4 |
Расходы (без учета компенсации выпадающих доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ) | 11 019,4 | 12 385,9 | 13 413,2 | 14 582,9 |
%% к ВВП | 20,7 | 21,1 | 20,7 | 20,1 |
Компенсация выпадающих доходов государственных внебюджетных фондов в связи со снижением тарифов страховых взносов | - | 270,5 | 317,4 | - |
Расходы (с учетом компенсации выпадающих доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ) | 11 019,4 | 12 656,4 | 13 730,6 | 14 582,9 |
%% к ВВП | 20,7 | 21,6 | 21,2 | 20,1 |
Дефицит/профицит | 192,0 | -876,5 | -1 024,7 | -491,1 |
%% к ВВП | -0,1 | -1,5 | -1,6 | -0,7 |
Такой подход обеспечивает сокращение дефицита федерального бюджета, в том числе – по сравнению с ранее утвержденными на 2012-2013 годы параметрами, некоторое сокращение ненефтегазового дефицита и сбережение части нефтегазовых доходов в Резервном фонде, однако цена на нефть, обеспечивающая сбалансированность федерального бюджета, будет расти.
Показатели ненефтегазового баланса в 2011-2014 годах, млрд. р.
Показатель | 2011 год (оценка) | 2012 год | 2013 год | 2014 год | ||
закон №357-ФЗ | проект | закон №357-ФЗ | проект | проект | ||
Нефтегазовые доходы, млрд. рублей | 5 579,3 | 4 390,0 | 5 574,9 | 4 653,2 | 5 645,8 | 6 127,2 |
в том числе: | ||||||
Нефтегазовые доходы в условиях действующего законодательства | 5 579,3 | 4 390,0 | 5 416,6 | 4 653,2 | 5 475,2 | 5 936,2 |
Дополнительная фискальная нагрузка на газовую отрасль | - | - | 158,3 | - | 170,6 | 191,0 |
Ненефтегазовый дефицит, млрд. рублей | -5 385,3 | - 6 124,5 | -6 451,4 | -6 448,9 | -6 670,6 | -6 618,3 |
в % к ВВП | -10,1 | -10,9 | -11,0 | -10,4 | -10,3 | -9,1 |
Поступления в Резервный фонд, млрд. рублей | 925,7 | - | 512,3 | - | 570,9 | 957,3 |
Цена на нефть, долл. США за баррель | 108,0 | 78,0 | 100,0 | 79,0 | 97,0 | 101,0 |
Цена на нефть, обеспечивающая сбалансированность бюджета, долл. США за баррель | 108,0 | 113,0 | 117,2 | 110,0 | 113,5 | 107,2 |
Таким образом, при формировании федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов будут созданы определенные предпосылки для снижения зависимости федерального бюджета от конъюнктурных доходов и подготовки к введению фискальных правил, но в целом для решения этой задачи необходимо будет подготовить и реализовать дополнительные меры в следующем бюджетном цикле.
Следует отметить, что несмотря на меры по увеличению доходов федерального бюджета (в том числе по совершенствованию налогообложения газовой отрасли и индексации ставок акцизов на табачную и алкогольную продукцию) объем доходов федерального бюджета в реальном выражении в 2012-2014 годах не достигает уровня доходов докризисного 2008 года, в том время как по расходам он будет существенно выше:
Темпы роста доходов и расходов федерального бюджета
в реальном выражении к уровню 2008 г., %%