Общий алгоритм подготовки работы
Методические указания
По выполнению курсовых работ,
Выпускных квалификационных работ
Для студентов всех форм обучения
Направления подготовки (специальности)
Юриспруденция, Правоохранительная деятельность,
Национальная безопасность
Курск 2016
УДК 347 (075)
Составители: В.Н. Сусликов, В.В. Богдан, Е.А. Бутова, Е.А. Шергунова
Рецензент
Доктор юридических наук, профессор А. Н. Сурков
Методические указания для выполнения курсовых работ, выпускных квалификационных работ студентами всех форм обучения направления подготовки (специальности) Юриспруденция, Правоохранительная деятельность, Национальная безопасность / Юго-Зап. гос. ун-т; сост. В.Н. Сусликов, В.В. Богдан, Е.А. Бутова, Е.А. Шергунова Курск, 2016. 22 с.
Методические указания устанавливают общие требования к структуре и оформлению курсовых работ и выпускных квалификационных работ по программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры. Базируются на нормативных правовых актах Российской Федерации, на рекомендациях Минобразования России, а также требованиях стандарта ЮЗГУ от 27.11.2015 № 1061 СТУ 04.02.030-2015.
Термины, определения, обозначения и сокращения
Курсовая работа (КР) – самостоятельная разработка студента под руководством преподавателя, содержащая результаты теоретических, расчетных, аналитических, экспериментальных исследований по отдельной учебной дисциплине.
Выпускная квалификационная работа (ВКР) представляет собой выполненную студентом (несколькими студентами совместно) работу, демонстрирующую уровень подготовленности выпускника к самостоятельной профессиональной деятельности.
ОП ВО – образовательная программа высшего образования.
ФГОС ВО – федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (высшего профессионального образования).
ПЗ – пояснительная записка.
УМО – учебно-методическое объединение вузов.
Общие положения
2.1. Целью выполнения КР является углубление и закрепление студентом теоретических знаний путем применения их к комплексному решению поставленной задачи (задач) по изучаемой дисциплине, а также оценка компетентности обучающегося по данной дисциплине.
2.2. Целью ВКР является определение соответствия результатов освоения студентами образовательных программ соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта или образовательного стандарта.
2.3. Основными задачами при выполнении КР являются:
- закрепление, углубление и систематизация полученных студентом знаний и выработка умения самостоятельно применять их к решению конкретных задач;
- приобретение и подтверждение наличия навыков исследовательской, расчетной и конструкторской работы;
- закрепление навыков работы с компьютерной и офисной техникой, использования современных информационных технологий;
- воспитание чувства ответственности за принимаемое решение;
- развитие навыков работы с учебной, научной и справочной литературой, нормативно-правовой документацией, периодической печатью, стандартами, типовыми проектами и т.п.;
- овладение навыками грамотного, ясного и сжатого изложения результатов работы и аргументированной защиты принятых решений и сделанных выводов;
- формирование научного мировоззрения;
- приобретение навыков регулярной и ритмичной работы, развитие самостоятельности и инициативы, воспитание сознательного и творческого отношения к труду.
2.4. Основными задачами при выполнении ВКР являются:
- подтверждение способности обучающегося применять знания и навыки, полученные в период обучения, при решении практических задач на установленном (ФГОС ВО, ОП ВО) уровне компетентности;
- выявление способности студентов к поиску новых решений (конструкторских, технологических, экономических, организационных, правовых и др.);
- выявление навыков самостоятельного анализа и синтеза при решении профессиональных задач с применением достижений в науке, технике, технологии, экономической и социальной сферах;
проверка и оценка владения современными методиками научных исследований и эксперимента при решении профессиональных задач.
2.5. При выполнении ВКР студенты должны показать свою способность и умение, опираясь на полученные углубленные знания, умения и сформированные общекультурные и профессиональные компетенции, самостоятельно решать на современном уровне задачи своей профессиональной деятельности, профессионально излагать специальную информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения.
2.6. Тематика КР должна соответствовать направлению подготовки по программе бакалавриата, программе специалитета и программе магистратуры, а также рабочей программе данной дисциплины. Студент самостоятельно выбирает тему КР из числа утвержденных кафедрой и согласовывает ее с руководителем КР. Студент имеет право с разрешения заведующего кафедрой или руководителя КР выбрать другую тему (в рамках программы), не предусмотренную тематикой кафедры, если она признается актуальной и важной.
2.7. Выпускная квалификационная работа по программе бакалавриата может основываться на обобщении выполненных КР и подготавливаться к защите в завершающий период теоретического обучения.
2.8. Темы ВКР должны удовлетворять требованиям ФГОС ВО, учитывать рекомендации УМО; направлены на решение профессиональных задач в соответствии со стандартами. Студенту предоставляется право выбора темы из перечня, предложенного выпускающей кафедрой, а также предлагать свою тему с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки. Закрепление темы ВКР, согласованной с научным руководителем, производится на основании личного заявления студента, представленного на имя заведующего выпускающей кафедрой. Темы ВКР утверждаются приказом ректора университета.
2.9. За принятые в работе решения, правильность всех данных и результатов расчётов, соответствие текстового и графического материала и иллюстраций заданию отвечает автор работы – студент.
2.10. ВКР подвергается проверке на объём заимствования, выявлению неправомочных заимствований и рецензированию. Отчет о проверке ВКР на объём заимствования прикладывается к рецензии на ВКР, что является необходимым условием при решении о допуске студента к защите ВКР. Процент оригинальности теста, установленный программной www.antiplagiat.ru, должен быть не менее 50%.
2.11. Критерии оценки КР приведены в П 02.016 – 2015 Положение «О балльно-рейтинговой системе оценки качества освоения образовательных программ».
2.12. Оценка ВКР включает в себя формальные и содержательные критерии.
К формальным критериям относятся: соблюдение сроков сдачи завершенной ВКР, правильность оформления, грамотность структурирования работы, наличие ссылок и научного аппарата, наличие иллюстрационного материала, использование современной отечественной и зарубежной литературы и др.
К содержательным критериям относятся: актуальность темы, сбалансированность разделов работы, правильная формулировка целей и задач исследования, соответствие содержания теме и полнота её раскрытия, степень самостоятельности, наличие элементов научной новизны, практическая ценность работы, знание новейшей литературы и т.д.
Отдельно оценивается защита работы. Она включает в себя умение подать материал, ораторское искусство, владение терминологией в устной речи, убеждать, ответы на вопросы по теме работы и т.д.
Дополнительной оценкой является неординарный подход студента к выполнению работы.
2.13. В КР и ВКР должно быть проанализировано не менее 3-х судебных решений по выбранной тематике.
2.14. Результаты защиты ВКР определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно».
Общий алгоритм подготовки работы
3.1. Выбрать тему КР (ВКР) согласно имеющегося на кафедре перечня тем.
3.2. Согласовать с научным руководителем план КР (ВКР) лично и/или (по согласованию с преподавателем) по адресу электронной почты.
3.3. Самостоятельно выполнить работу.
3.4. Выдержать уникальность текста не менее 50 %.
3.5. Забрать с кафедры проверенную преподавателем работу.
3.6. К дате защиты исправить указанные в отзыве руководителя работы недостатки (при наличии). При необходимости проконсультироваться у руководителя.
3.7. Прибыть на защиту КР (ВКР).