Место дисциплины в структуре ООП ВПО. Направление подготовки030900.62 «Юриспруденция»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Экономика
Направление подготовки030900.62 «Юриспруденция»
Профиль подготовки «Гражданско-правовой», «Государственно-правовой»
Квалификация (степень) выпускника Бакалавр
Форма обучения Заочная
Пермь 2011
Содержание
1. Цели и задачи освоения дисциплины......................................................................................... 3
2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО............................................................................... 3
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины................ 4
4. Структура и содержание дисциплины........................................................................................ 5
4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы...................................................................... 5
4.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы.................................................. 5
4.3. Содержание курса.................................................................................................................. 5
4.4. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами............................................................................................................................... 9
4.5. Перечень семинарских, практических занятий или лабораторных работ...................... 9
5. Образовательные технологии..................................................................................................... 10
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов 10
6.1. Методические указания студентам.................................................................................... 10
6.2. Примерная тематика контрольных работ.......................................................................... 12
6.3. Практические задания для самостоятельной подготовки................................................ 13
6.4. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточной аттестации 16
6.5. Вопросы для подготовки к экзамену................................................................................. 17
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.................................. 18
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины............................................................. 19
Цели и задачи освоения дисциплины
Цели:
- помочь студентам овладеть теоретическими знаниями, необходимыми для понимания экономических процессов, механизмов распределения производственных ресурсов и доходов; а также
- сформировать экономическое мировоззрение будущего специалиста;
- дать целостные представления об экономической сфере общества; определить роль и место материального производства, основой которого выступают экономические отношения;
- познакомить с основополагающими категориями и закономерностями развития экономики в исторической ретроспективе.
Задачи:
- дать студентам знания и навыки в области овладения основами экономической теории, необходимыми и достаточными для дальнейшего изучения специальных теоретических и прикладных дисциплин;
- уяснить мотивацию и целевую функцию экономической деятельности человека;
- научить использовать понятийный инструментарий для самостоятельного анализа конкретных микро- и макроэкономических процессов, явлений и проблем;
- научить анализировать экономические закономерности;
- раскрыть теоретические основы развития всемирного хозяйства, системы международных экономических отношений и глобальных экономических проблем.
Бакалавр по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
нормотворческая деятельность
- участие в подготовке нормативно-правовых актов;
- правоприменительная деятельность:
- обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм;
- составление юридических документов;
правоохранительная деятельность
- обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства;
- охрана общественного порядка;
- предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование правонарушений;
- защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;
экспертно-консультационная деятельность
- консультирование по вопросам права;
- осуществление правовой экспертизы документов;
педагогическая деятельность
- преподавание правовых дисциплин;
- осуществление правового воспитания.
Место дисциплины в структуре ООП ВПО
Учебная дисциплина «Экономика» входит в базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла и является обязательной для изучения. Рабочая программа дисциплины подготовлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению 030900 «Юриспруденция», профили «Гражданско-правовой», «Государственно-правовой». Учебный курс экономики занимает в подготовке специалиста по юриспруденции одно из ведущих мест.
Дисциплина «Экономика» относится к блоку гуманитарных и социально-экономических дисциплин и поэтому ответственна за формирование мировоззрения и мышления будущих бакалавров. Дисциплина «Экономика» непосредственно взаимодействует с такими гуманитарными дисциплинами, как «История», «Социология», «Философия», и создает основу для восприятия профессиональных предметов.
3. Компетенции обучающегося,
формируемые в результате освоения дисциплины
Выпускник по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» с квалификацией (степенью) «бакалавр» в результате освоения дисциплины «Экономика» должен обладать следующими компетенциями:
а) общекультурными (ОК)
- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
- способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);
- способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);
- обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);
- имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);
- стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);
- способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);
- способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);
б) профессиональными (ПК)
в экспертно-консультационной деятельности
- способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16);
в педагогической деятельности
- способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17);
- способен управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18);
- способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).
В результате освоения дисциплины «Экономика» студент должен (ФГОС ВПО)
знать:
- закономерности функционирования современной экономики на макро- и микроуровне;
- методы экономической науки и хозяйствования, их юридическое отражение и обеспечение в российском законодательстве;
- современное состояние мировой экономики и особенности функционирования российских рынков;
- роль государства в согласовании долгосрочных и краткосрочных экономических интересов общества;
- принципы и методы организации и управления малыми коллективами;
владеть:
- методологическими подходами к решению различных теоретических и практических проблем;
- навыками постановки экономических и управленческих целей и их эффективного достижения, исходя из интересов различных субъектов и с учетом непосредственных и отдаленных результатов;
- навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения поручений;
уметь:
- использовать экономические знания для понимания движущих сил и закономерностей исторического процесса, анализа социально значимых проблем и процессов, решения социальных и профессиональных задач;
- находить эффективные организационно-управленческие решения;
- самостоятельно осваивать прикладные экономические знания, необходимые для работы в конкретных сферах юридической практики.
Структура и содержание дисциплины