Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому (практическому) занятию
Цель данного занятия- изучить понятие и фактор конкурентоспособности, методы ее оценки и способы обеспечения.
При подготовке к теоретическому вопросу студенты должны изучить содержание методов анализа конкурентоспособности. При этом следует обратить внимание на такие вопросы: понятие конкуренции. Конкурентоспособности продукции и предприятия и предприятия в целом. Значение конкурентоспособности продукции предприятии для эффективного развития. Способы обеспечения конкурентоспособности. Основные условия и методы достижения ценовой конкурентоспособности. Основные условия достижения конкурентоспособности по товарам. Ценность товара для потребителей. Высокотехнологичные и высокоэмоциональные товары. Методы достижения конкурентоспособности по товарам.
Методы оценки конкурентоспособности. Методы параметрического ценообразования для оценки конкурентоспособности.
Цель практической работы № 3 заключается в проведении анализа конкурентоспособности продукции конкретного предприятия и формулировании рекомендации о наличие конкурентных преимуществ предприятия.
Выбор предприятия студент производит либо самостоятельно (если он знаком с деятельностью какого-либо предприятия, либо по рекомендации преподавателя). Работа выполняется студентами либо индивидуально, либо по малым группам. В процессе подготовки работы студенты должны описать продукцию предприятии, выделить свойства (характеристики) продукции: экономические, технические, эргономические, эстетические, дополнительные и пр. Применить методы оценки конкурентоспособности: расчета единичных, групповых или интегральных показателей. Сравнить свойства (характеристики) продукции предприятия с продукцией конкурентов и сделать вывод о конкурентоспособности продукции исследуемого предприятия.
На занятии студенты выступают по существу подготовленных вопросов. Происходит обсуждение, студенты делают вывод об особенностях факторов конкурентоспособности, методах ее оценки, преимуществах и недостатках методов, приводят примеры способов создания конкурентных преимуществ.
Пример оценки конкурентоспособности продукции предприятия:
Показатели конкурентоспособности | Удельный вес | Данные по исследуемому предприятию | Данные по конкурентам | ||
Конкурент 1 | |||||
1. Широта ассортимента | 5*0.15=0.75 | ||||
2. Удобство месторасположения | 5*0.10=0.50 | ||||
3. Гибкость цен | 4*0.20=0.80 | ||||
4. Качество услуг | 5*0.15=0.75 | ||||
5. Компетентность персонала | 5*0.15=0.75 | ||||
6. Сервис | 4*0.10=0.40 | ||||
7. Гарантии после продажи | 5*0.15=0.75 | ||||
Итого | 4.7 балла |
В пустых колонках необходимо посчитать взвешенное значение балла.
5, 4 – это баллы за данные показатели качества, а 0.15, 0.20, 0.10 – это удельные веса показателей качества. Потом значения складываются, и получается взвешенный балл качества по предприятию. То предприятие, по продукции которого этот балл будет выше, то и конкурентоспособнее.
Результатом практической работы является подготовка краткого сообщения. Сообщение должно содержать описание свойств продукции, расчет показателей конкурентоспособности и вывод о наличие (или отсутствии) конкурентных преимуществ по цене, либо по характеристикам товара.
Для представления проведенной работы необходимо сделать несколько слайдов (2-4). В качестве слайдов могут быть сравнительные таблицы, диаграммы. На представление подготовленного сообщения студентам (одному или группе) отводится 10-15 минут времени на семинарском занятии.
Рекомендуемые источники
Основная литература
1.Баринов В.А., Харченко В.Л. Стратегческий менеджмент: Учебник- М.:ИНФРА-М, 2005.- 237 с. – (Учебник для программы МВА)
2. Стратегический менеджмент – под ред.А.Н. Петрова.- СПб.: Питер, 2008.-496с.:ил.
3. Грузинов В.П. Экономика предприятия и предпринимательство, учебное пособие - М.: СОФИТ, 2008 -496с
Дополнительная литература
3. Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия. – М.: «ИНФРА-М». – 2007. – 336 с.
4. Сергеев И.В. Экономика предприятия: учебное пособие. – М.: Финансы и статистика 2008. – 304 с.
5. Контрольные вопросы для самопроверки:
1. В чем роль конкурентоспособности продукции предприятия в его деятельности?
2. Дать определение конкурентоспособности продукции и выделить конкурентные преимущества
3. Перечислить конкурентоспособные преимущества по цене.
4. Перечислить конкурентоспособные преимущества по качеству.
5. Какие показатели характеризуют конкурентоспособность предприятия на рынке?