Карта компетенций дисциплины

4.1. Компетенция ОК-8: «способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность».

Содержание компетенции:

· знать: закономерности функционирования современной экономики на макро- и микроуровне;

· уметь: анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на микро- и макроуровне; использовать источники экономической, социальной, управленческой информации;

· владеть: навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения поручений.

Технологии формирования: лекции, проблемно-активные практические занятия, семинары, консультации.

Формы оценочных средств:оформленные и защищенные рефераты, контрольные письменные работы по разделам дисциплины, зачет, экзамен.

4.2. Компетенция ПК-11:«способен организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта».

Содержание компетенции:

· знать:основные понятия, категории и инструменты экономической теории и прикладных экономических дисциплин;

· уметь: организовать работу малого коллектива, рабочей группы;

· владеть: основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий.

Технологии формирования: лекции, проблемно-активные практические занятия, семинары, консультации.

Формы оценочных средств:оформленные и защищенные рефераты, контрольные письменные работы по разделам дисциплины, зачет, экзамен.

4.3. Компетенция ПК-13:«способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий».

Содержание компетенции:

· знать: основы построения, расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на микро- и макроуровне;

· уметь: выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально-экономических последствий;

· владеть: методологией экономического исследования.

Технологии формирования: лекции, проблемно-активные практические занятия, семинары, консультации.

Формы оценочных средств:оформленные и защищенные рефераты, контрольные письменные работы по разделам дисциплины, зачет, экзамен.

5. ТРУДОЕМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ
И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Таблица 1. Распределение трудоемкости дисциплины по видам учебной работы

Вид учебной работы Зачетных единиц Академических часов
Общая трудоемкость дисциплины
Аудиторные занятия (всего) 1,9
В том числе:    
Лекции 0,9
Практические занятия (ПЗ) 0,9
Семинары (С)    
Лабораторные работы (ЛР)    
Самостоятельная работа (всего) 1,1
В том числе:    
Расчетно-графические работы    
Реферат 0,6
Другие виды самостоятельной работы (подготовка презентации, доклада) 0,6
Контроль промежуточный и итоговый (балльно-рейтинговый, зачет, экзамен)    

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Структура дисциплины

Таблица 2. Модули (разделы) дисциплины, трудоемкость в часах и виды учебной работы в 3 семестре

Наименование модуля Труд-ть часы Лекции Практич. занятия (в т.ч. семинары) Лаб. занятия Сам. работа
Предмет, цели и задачи дисциплины. История возникновения и развития менеджмента. Эволюция школ и концепций менеджмента. -
Теоретические основы процесса управления, целеполагание и оценка ситуации. Методологические основы менеджмента. -
Управление социально-экономическими системами. Диверсификация менеджмента, типология и выбор альтернатив эффективного управления. -
Основы принятия управленческих решений. Модели и методы принятия, управленческих решений. -
Система информационного обеспечения менеджмента. Организационные и межличностные коммуникации. -
Всего на дисциплину (курс) -

Содержание учебно-образовательных модулей

Модуль 1 «Предмет, цели и задачи дисциплины. История возникновения и развития менеджмента. Эволюция школ и концепций менеджмента».

Сущность менеджмента. Содержание и задачи дисциплины. Структура и взаимосвязь с другими учебными дисциплинами, место дисциплины в программе профессиональной подготовке и ее роль в практической деятельности менеджеров.

Условия и факторы возникновения и развития менеджмента.

Эволюция менеджмента в рамках различных общественно-экономических формаций. Исторические тенденции развития менеджмента.

Эволюция школ и концепций, менеджмента. Школа научного управления (Ф. Тейлор, Ф.иЛ. Гилбрит, Г. Эмерсон, Г. Форд, Г. Ганнт). Административная (классическая) школа менеджмента (А. Файоль, Л. Урвик, Д. Муни). Школа человеческих отношений и ее развитие (М. Фоллетт, Р. Лайкерт. Э. Мейо, А. Маслоу). Современные подходы к управлению. Процессный, ситуационный подходы к управлению.

Становление и развитие менеджмента в США. Управление и планирование в фирмах. Концепция социального рыночного хозяйства Л. Эрхарда. Индикативное планирование.

«Шведская модель социализма» Г. Мюрдаля. Государственное регулирование экономики на макро и микро уровне в западной Европе. Особенности и основные черты японского менеджмента.

Особенности и этапы развития менеджмента в России. Управленческие аспекты реформ Петра I. Регулирование экономической жизни в 18 веке (Екатерина II, М.В. Татищев)

Преобразования Александра I. Реформы Александра II и учреждения земства.

Организационно-управленческая деятельность СЮ. Витте и П.А. Столыпина.

«Военный коммунизм». Новая экономическая политика. Новые .аспекты в управлении экономикой в послевоенный период И.В. Сталин, Н.С. Хрущев, Л.В. Канторович)

Реформы 1965 и 1979 гг. Возврат к отраслевой системе управления и критика затратных методов хозяйствования (Л.И. Брежнев, А.Н. Косигин, Н.А. Тихонов).

Управленческая сущность перестройки и переход к рыночному регулированию экономики (М.С. Горбачев, Б.Н. Ельцин, Н.И. Рыжков, Е.Т. Гайдар). Программа « 500 дней».

Модуль 2 «Теоретические основы процесса управления, целеполагание и оценка ситуации. Методологические основы менеджмента».

Теория управления как наука междисциплинарная система теории управления. Категорный аппарат теории управления. Классификация средств управления. Цели управления. Объективные компоненты управления. Субъективные факторы управления. Управление как развивающая система. Содержание и логика развития управления. Оценка ситуации в управлении.

Закономерности управленческой деятельности:

• единство системы управления производством;

• пропорциональность производства и управления;

• централизация и децентрализация управления;

Познание закономерностей управления на основе теоретического анализа и практического опыта. Законы управления. Принципы управления производством, принципы системности.

Системный подход в управлении. Понятие системы управления. Свойства кибернетических систем; интерпретация свойств и принципов системного подхода в отношении социально-экономических систем.

Функции управления. Сформулированные А. Файолем. Функции процесса управления на современном этапе.

Инфраструктура менеджмента. Факторы отдаленного влияния: экономическое влияние, внешнее экономическое воздействие, политико-правовые воздействия, демографический прогноз. Измерение влияния внешних воздействий.

Факторы производственного воздействия (конкурентная среда). Подход Портера к определению природы конкуренции, условия оперативного влияния: конкурентная позиция, потребители, правительственные воздействия, рынок трудовых ресурсов, мнения заинтересованных лиц, отношения с поставщиками и кредиторами. Поведение менеджера при оценке влияния различных факторов. Косвенное и прямое влияние экономической, обстановки и социальной среды на менеджмент.

Природа и состав функций менеджмента. Классификация функций управления по различным признакам: уровням управления, объектом управления, содержательностью. Влияние целей, задач. Стратегии организации, внешней и внутренней среды, отраслевых факторов на содержательный аспект функций организации.

Общие функции управления: планирование, организация, координация, мотивация, контроль. Частные функции управления: их профессиональная направленность. Вспомогательные функции управления как техническая основа для успешного выполнения общих функций управления.

Взаимосвязь и динамичность общих, частных и вспомогательных функций в системе управления организацией. Понятие результативности функций управления.

Организационные структуры управления. Формы организации Системы менеджмента. Типы организаций по взаимодействую с внешней средой: механический и организационный тип. Типы организаций по взаимодействию подразделений: традиционная, дивизиональная, матричная.

Типы организаций по взаимодействию с человеком: корпоративная, индивидуальная.

Новое в типах организаций. Организация, ориентированная на рынок.

Планирование в системе менеджмента. Стратегические и тактические планы в системе менеджмента. Назначение, смысл и уровни разработки управленческой стратегии.

Типы стратегий и методику стратегического планирования (генетическая стратегия М. Портера, матрица «Товар - рынок» и др.)

Процесс стратегического планирования, его элементы и этапы.

Смысл и назначение текущего, планирования. Три типа текущих планов: функциональные, единовременные и стабильные. Этапы составления функциональных планов различных сфер деятельности предприятия.

Мотивация деятельности в менеджменте. Мотивация как функция менеджмента. Модель мотивации поведения через потребности. Содержательные теории мотивации. Иерархия потребностей по Маслоу. Двухфакторная модель Герцберга, теория потребностей Мак Клелланда и др. Обобщенный взгляд на содержательные теории мотиваций. Теория ожиданий Врума, теория справедливости и др.

Концепция парсипативного управления. Проблемы формирования мотивационного механизма труда в нашей стране на современном этапе и его составляющие в странах Запада.

Регулирование и контроль в системе менеджмента. Понятие контроля и его основные типы: предварительный, текущий, заключительный. Необходимость управленческого контроля.

Процесс контроля, его этапы. Поведенческие аспекты контроля. Характеристики эффективного контроля. Контроль организационного руководства, финансовых и человеческих ресурсов.

Методы управления. Понятие и классификация методов управления. Экономические методы управления, планирование и стимулирование в системе экономических методов управления. Организационно - распорядительные методы управления. Регламентирование и его виды, распорядительные и дисциплинарные методы управления. Социально - психологические методы управления, их роль и перспективы применения. Социальная и психологическая мотивация. Прямая и косвенная психологическая мотивация персонала предприятия.

Модуль 3 «Управление социально-экономическими системами. Диверсификация менеджмента, типология и выбор альтернатив эффективного управления».

Понятие организации. Организация как система управления. Понятие «система». Классификация систем. Основные категории системы управления: объект и субъект управления; прямые и обратные связи; соотносительность и адекватность управляющей и управляемой подсистем.

Основные элементы организации: цели, задачи, структура, технология, люди.

Внутренняя и внешняя среда организации, их взаимодействие и влияние на развитие организации.

Виды организаций; классификация организаций по различным признакам: форма собственности, организационно-правовая форма, виды деятельности. Объемы деятельности. Организационная структура ОАО.

Диверсификация менеджмента, типология и выбор альтернатив эффективного управления. Понятие и сущность диверсификации, основные направления изменений, в деятельности предприятия. Роль диверсификации производства в кризисной ситуации. Особенности управления персоналом в условиях кризиса. Типология организации на основе различных критериев. Виды организаций по степени формализации, ассоциативные, общественные и административные. Обоснование и выбор альтернатив эффективного управления.

Модуль 4 «Основы принятия управленческих решений. Модели и методы принятия, управленческих решений».

Понятие и природа управленческого решения. Классификация решений, требования к качеству управленческих решений.

Процесс принятия решения и его структура. Содержание этапов. Факторы, влияющие на процесс принятия решений.

Индивидуальные качества менеджера и стиль руководства в процессе принятия решений.

Управленческие решения и ответственность. Оценка эффективности решений.

Модели и методы принятия, управленческих решений. Модели теории игр, модели теории очередей, модели управления запасами, модели линейного программирования и др.

Экспертные методы в процессе разработки решений. Характеристики современных моделей разработки решений.

Принятие решений в условиях риска.

Модуль 5 «Система информационного обеспечения менеджмента. Организационные и межличностные коммуникации».

Понятие и сущность системы информационного обеспечения, и интеграционные процессы в менеджменте. Роль коммуникаций в системе управления. Классификация коммуникаций.

Коммуникационный процесс. Элементы и этапы процесса коммуникаций. Межличностные коммуникации. Преграды на пути межличностных коммуникаций и пути их преодоления. Организационные коммуникации. Совершенствование коммуникаций в организациях.

Практикумы

Таблица 3. Тематики семинарных занятий и их трудоемкость в 3 семестре

Учебно - образовательный модуль Цели лабораторного практикума Примерная тематика лабораторного практикума Трудоемкость в часах
Предмет, цели и задачи дисциплины. История возникновения и развития менеджмента. Эволюция школ и концепций менеджмента. Освоение теории управления и эволюции школ и концепций менеджмента Сущность менеджмента. Содержание и задачи дисциплины. Структура и взаимосвязь с другими учебными дисциплинами, место дисциплины в программе профессиональной подготовке и ее роль в практической деятельности менеджеров. Эволюция школ и концепций, менеджмента. Школа научного управления (Ф. Тейлор, Ф.иЛ. Гилбрит, Г. Эмерсон, Г. Форд, Г. Ганнт). Административная (классическая) школа менеджмента (А. Файоль, Л. Урвик, Д. Муни). Школа человеческих отношений и ее развитие (М. Фоллетт, Р. Лайкерт. Э. Мейо, А. Маслоу). Современные подходы к управлению. Процессный, ситуационный подходы к управлению.
Теоретические основы процесса управления, целеполагание и оценка ситуации. Методологические основы менеджмента. Формирование практических навыков в постановке целей и задач управления; освоение методологии менеджмента Познание закономерностей управления на основе теоретического анализа и практического опыта. Законы управления. Принципы управления производством, принципы системности. Инфраструктура менеджмента. Природа и состав функций менеджмента. Организационные структуры управления. Мотивация деятельности в менеджменте. Методы управления.
Управление социально-экономическими системами. Диверсификация менеджмента, типология и выбор альтернатив эффективного управления. Формирование практических навыков в выборе альтернатив эффективного управления Понятие организации. Организация как система управления. Внутренняя и внешняя среда организации. Виды организаций.
Основы принятия управленческих решений. Модели и методы принятия, управленческих решений. Формирование практических навыков в принятии управленческих решений и в применении методов принятия управленческих решений Понятие и природа управленческого решения. Классификация решений, требования к качеству управленческих решений. Модели и методы принятия, управленческих решений.
Система информационного обеспечения менеджмента. Организационные и межличностные коммуникации. Формирование практических навыков в использовании информационного обеспечения менеджмента Понятие и сущность системы информационного обеспечения, и интеграционные процессы в менеджменте. Роль коммуникаций в системе управления. Классификация коммуникаций. Коммуникационный процесс.

Наши рекомендации