Кафедра промышленного маркетинга и коммуникаций

Методические рекомендации подготовлены в соответствии с требованиями стандарта СТП 20-04-2008 «Общие требования, порядок выполнения и правила оформления студенческих работ и магистерской диссертации».

Данные рекомендации предназначены для выполнения курсовых работ студентами специализаций 1-26 02 03 06 «Промышленный маркетинг» и 1-26 02 03 01 «Рекламная деятельность».

1.ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ И ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ.

1.1 Выбор и утверждение темы курсовой работы

С целью определения темы курсовой работы следует ознакомиться с перечнем тем, приводимых в настоящих рекомендациях в разделе 2.

Критерии выбора темы курсовой работы:

· Имеющийся опыт разработки данной проблемы или смежных с ней в процессе написания научных работ (курсовых работ, рефератов, тезисов на конференции и т.д.) по другим дисциплинам;

· Актуальность выбранной темы;

· Связь (если имеется) с практической деятельностью студента;

· Достаточная проработка данной темы в отечественной и зарубежной литературе.

Студент по согласованию с руководителем имеет право выбрать тему курсовой работы, не указанную в перечне.

Если студенты пишут курсовую работу на материалах одного объекта исследования, то исследованию подлежат различные аспекты маркетинговой деятельности на предприятии.

Студент обязан согласовать тему курсовой работы с руководителем. Для этого в установленные сроки студент обязан предоставить руководителю для рассмотрения:

· Примерный план курсовой работы;

· Поставленные цели и пути их достижения;

· Перечень аналитического материала, доступного для студента;

· Описание схемы и методов проведения исследования;

· Список возможных литературных источников по теме

Окончательная формулировка темы курсовой работы определяется исходя из предоставленного материала студентом совместно с руководителем.

Не допускается выполнять курсовые работы по темам, которые не согласованы с руководителем и не утверждены на кафедре.

1.2 Структура, содержание и объем курсовой работы.

Курсовая работа состоит из титульного листа, содержания, введения, двух (трех) разделов, заключения, необходимых для анализа приложений и списка использованных источников.

Титульный лист оформляется в соответствии с приложением А, содержание – в соответствии с приложением Б настоящих рекомендаций.

Курсовая работа является логически выстроенной, если: тема курсовой работы соответствует её цели, разделы – задачам. Выполнение поставленных в курсовой работе задач отражается в выводах по итогам написания каждого раздела, которые являются основой заключения. Выводы, отраженные в заключении, подкрепляются фактами, выявленными в ходе написания курсовой работы.

Разделы курсовой работы не следует разбивать на подразделы.

Во введении курсовой работы обосновывается актуальность исследуемой проблемы, формулируются цель и задачи работы, предмет и объект исследования, представляется обзор использованных литературных источников.

К написанию основной части курсовой работы существует два подхода.

Первый подход применяется, в том случае, если предмет работы может быть раскрыт на материалах конкретной организации, с которой студент связан в своей практической деятельности (студент работает в организации – для студентов заочной формы обучения, либо проходил практику). Согласно данному подходу в курсовой работе предусмотрено три раздела.

В первом (теоретическом) разделе работы, используя литературные источники отечественных и зарубежных авторов, студенту необходимо обобщить накопленный опыт в области исследования, раскрыть сущность и содержание исследуемого понятия, самостоятельно попытаться определить его место и роль в комплексе маркетинга.

Во втором (практическом) разделе работы, который должен быть написан на материалах конкретной организации, студенту необходимо рассмотреть особенности какого – либо элемента комплекса маркетинга, характерные для исследуемого объекта, вопросы маркетингового управления в данной организации либо раскрыть другой выбранный студентом предмет курсовой работы на примере организации. Результаты анализа должны быть обобщены в виде таблиц, графиков и соответствующих выводов по исследуемой проблеме.

В третьем разделе (рекомендательном) по результатам аналитической работы, проведенной во втором разделе, необходимо разработать рекомендации по совершенствованию предмета курсовой работы для анализируемой организации. Рекомендации должны носить преимущественно практический характер, быть экономически обоснованными и тесно увязанными с исследуемым объектом.

Второй подход предусматривает два раздела в курсовой работе.

В первом разделе работы (теоретическом) студент изучает, систематизирует и в логической последовательности излагает теоретический материал по выбранной теме: раскрывает сущность изучаемого понятия, перечень его характеристик, описание разновидностей, а также роль и значение в маркетинге организаций.

Во втором разделе необходимо раскрыть особенности применения выбранного предмета исследования на основе отраслевой отчетности, на основе отчетов о ситуации на различных рынках, на материалах, представленных в периодической печати или в сети Интернет. Здесь также имеется возможность сравнить особенности применения предмета курсовой работы в практике работы отечественных организаций с зарубежными, выявить сходства и различия в их использовании, перспективы для практики маркетинга в РБ.

Заключение курсовой работы должно содержать краткие выводы из каждой главы и тезисно предложения по совершенствованию деятельности исследуемого объекта.

Приложения должны оформляться в том случае, если таблицы и графический материал имеют объем свыше одной страницы. В других случаях необходимые для анализа фактические данные помещаются по тексту работы с соответствующими комментариями к ним.

Список использованных источников должен содержать лишь те источники, которые непосредственно использовались при написании и на которые имеются ссылки в работе.

Объем курсовой работы не должен превышать 25-30 страниц машинописного текста (без приложений) при межстрочном интервале - 1.

1.3 Оформление курсовой работы

Курсовая работа оформляется в соответствии с требованиями СТП 20-04-2008 «Общие требования, порядок выполнения и правила оформления студенческих работ и магистерской диссертации».

Размеры полей: Левое – 30 мм.;

Правое – 10 мм.;

Нижнее – 20 мм.;

Верхнее – 20 мм.

Шрифт основного текста: Times New Roman, 14 pt;

Межстрочный интервал: множитель 1; отступ абзацев – 1,25.

Интервал между заголовком раздела и текстом данного раздела: Множитель – 3;

Заголовок раздела пишется строчными буквами, заглавная – прописная шрифтом на 1-2 пункта больше, чем шрифт основного текста (15-16 pt), выравнивается от абзаца, номер раздела не отделяется точкой. В конце заголовков точка не ставится, слова не переносятся.

Последовательность расположения листов в курсовой работе:

· Титульный лист;

· Реферат;

· Содержание;

· Введение;

· Разделы работы;

· Заключение;

· Список использованных источников;

· Приложения;

Курсовая работа оформляется на бумаге стандарта А4 на одной стороне листа.

Работа должна иметь сквозную нумерацию страниц арабскими цифрами без знака №. Номер страницы проставляют в центре нижней части листа без слова страница (стр., с.) и знаков препинания. Титульный лист не нумеруют, но включают в общую нумерацию работы.

Каждый раздел работы следует начинать с нового листа, а его название должно соответствовать содержанию.

Нумерация страниц должна быть единая по всей работе.

В курсовой работе обязательна ссылка на источник при использовании заимствованных из литературы данных, выводов, цитат, формул и т.п., а также под каждой таблицей и иллюстрацией. Номер источника по списку необходимо указывать сразу после упоминания в тексте, проставляя в квадратных скобках порядковый номер источника в списке используемых источников и страница, на которой находится данная выдержка, например [12, с. 57].

Если из литературного источника заимствовалась таблица либо графический материал, то наряду с номером источника и страницей указывается номер таблицы или графического материала.

Курсовая работа обязательно должна содержать таблицы и графический материал, отражающий состояние и тенденции развития исследуемого вопроса. Таблицы, графический материал, список использованных источников и приложения должны быть оформлены в соответствии с

Руководитель имеет право не принимать на проверку курсовые работы, выполненные и оформленные вне соответствия с требованиями методических рекомендаций.

1.4 Контроль выполнения и порядок защиты курсовой работы

На консультации руководителем студенты обязаны предъявлять курсовые работы для текущего контроля за ходом их выполнения.

Итоговый контроль осуществляется в процессе ее защиты. Защита курсовой работы должна быть осуществлена до начала экзаменационной сессии студентов дневной формы обучения и до экзамена по курсу «Маркетинг» у студентов заочной формы обучения. Дату защиты курсовой работы устанавливает руководитель с учетом учебной нагрузки студентов.

Курсовая работа студента дневной формы обучения должна быть зарегистрирована на кафедре, а студента заочной формы обучения в деканате и на кафедре. Курсовая работа студента заочной формы обучения должна быть сдана на проверку до начала сессии. Срок проверки курсовой работы – 10 дней. Руководитель обязан проверить курсовую работу, в письменной форме изложить замечания по ней и предоставить студенту ее либо на доработку с целью устранения замечаний, либо для подготовки к защите. В случае признания работы неудовлетворительной (например, ввиду отсутствия практического материала, либо не соответствия объекта анализа курсу «Маркетинг», либо по каким-то другим объективным причинам) студент обязан переработать работу и затем предоставить ее на повторное рецензирование руководителю с обязательным предъявлением предыдущего варианта работы и первой рецензии.

Курсовая работа защищается комиссии в составе двух – трех преподавателей, один из которых является руководителем работы.

На защиту студент представляет курсовую работу и рецензию руководителя на нее.

В процессе защиты студент должен свободно владеть излагаемым в курсовой работе материалом, кратко изложить суть исследуемой проблемы и полученные в ходе анализа результаты, выводы и рекомендации, ответить на вопросы по содержанию работы.

1.5 Оценка курсовой работы

Курсовая работа оценивается по десятибалльной системе. Студентам, которые не явились на защиту курсовой работы в установленный срок, в ведомости проставляется отметка «не явился (лась)». Студенты, не защитившие курсовые работы до экзамена, к экзамену по данной дисциплине не допускаются.

Основные критерии оценки курсовой работы:

· Актуальность выбранной темы курсовой работы, наличие связи с практической деятельностью производственных предприятий;

· Использование достаточного количества литературных источников отечественных и зарубежных авторов по исследуемой проблеме, а также использование периодической печати и интернет ресурсов;

· Доскональность исследования;

· Использование законодательной базы в области исследования;

· Использование экономико – математических методов анализа и прикладных программ;

· Аргументированность выводов и рекомендаций;

· Наличие достаточного количества таблиц и графического материала;

· Правильность и полнота ответов студента во время защиты курсовой работы.

2. Перечень тем курсовых работ

1. Эволюция маркетинга в его современное состояние

2. Влияние маркетинга на экономику предприятия

3. Этические аспекты маркетинга

4. Место маркетинга в экономике

5. Управление предприятием на основе маркетинга

6. Практическая значимость ключевых категорий маркетинга

7. Концепция совершенствования производства и ее применение на
современном этапе развития маркетинга

8. Концепция совершенствования товара и ее применение на
современном этапе развития маркетинга

9. Концепция интенсификации коммерческих усилий и ее
применение на современном этапе развития маркетинга

10. Концепция социально-этического маркетинга и её применение

11. Концепция маркетинга взаимоотношений и её применение

12. Особенности маркетинга отдельных отраслей и сфер
деятельности (на примере конкретной отрасли или сферы деятельности)

13. Маркетинг предприятия (организации)

14. Правовые основы маркетинговой деятельности в Республике
Беларусь

15. Маркетинговая среда и факторы на нее влияющие

16. Координация деятельности подразделений предприятия,
работающего на принципах маркетинга

17. Обоснование комплекса маркетинга с учетом контролируемых и
неконтролируемых факторов маркетинговой среды.

18. Маркетинговая информационная система предприятия

19. Обработка маркетинговой информации на предприятии

20. Маркетинговые исследования и их виды

21. Возможности использования маркетинговых исследований для
обоснования комплекса маркетинга

22. Анализ и интерпретация результатов маркетингового
исследования (на примере кабинетного или тюлевого исследования)

23. Формирование отчета о результатах маркетингового
исследования

24. Рыночная конъюнктура как объект маркетингового исследования

25. Оценка емкости рынка

26. Оценка рыночного потенциала

27. Оценка доли организации на рынке

28. Оценка спроса (предложения) товара на рынке

29. Оценка перспектив развития рынка

30. Сегментация рынка и выбор целевого сегмента

31. Позиционирование товара

32. Построение карты восприятия и ее интерпретация

33. Поведение потребителей и факторы оказывающие на него
влияние

34. Поведение покупателей и факторы оказывающие на него влияние

35. Моделирование поведения покупателей (потребителей) на рынке

36. Товар в комплексе маркетинга

37. Концепция жизненного цикла товара

38. Элементы товарной политики и их применение

39. Сервис в товарной политике

40. Товарный знак и его роль в коммуникациях организации

41. Восприятие товарного знака

42. Правовая охрана товарных знаков на национальном
(международном) уровне

43. Особенности ассортиментная политики производственного
(торгового) предприятия

44. Маркетинговое обоснование решений о выпуске новой
продукции

45. Маркетинговое обоснование решений о снятии продукции с
производства

46. Роль службы маркетинга в процессе создания нового продукта

47. Маркетинговая роль упаковки товара

48. Управление брендом

49. Оценка стоимости бренда

50. Взаимосвязь цены с элементами комплекса маркетинга

51. Определение рыночных цен с ориентацией на спрос

52. Определение рыночных цен с ориентацией на конкуренцию

53. Особенности установления цен на товары промышленного
назначения

54. Установление цен как инструмент маркетинга

55. Маркетинговое обоснование системы скидок

56. Сущность политики продвижения и её основные положения

57. Реклама как элемент маркетинговых коммуникаций

58. Стимулирование продаж в процессе коммуникаций

59. Связи с общественностью в процессе продвижения, их
становление и развитие

60. Особенности маркетинговых коммуникаций в прямом
маркетинге

61. Маркетинговые коммуникации в процессе личных продаж

62. Основные преимущества и недостатки инструментов
продвижения

63. Выбор средств продвижения в зависимости от фазы жизненного
цикла товара

64. История развития рекламы

65. Классификация рекламы и её применение в маркетинге

66. Характеристика рекламного рынка Республики Беларусь

67. Основные рекламные носители, их преимущества и недостатки

68. Особенности законодательного регулирования рекламной
деятельности в Республике Беларусь

69. Основные аспекты теории общения

70. Особенности применения связей с общественностью в
Республике Беларусь

71. Устные коммуникации в общественных связях

72. Особенности работы с прессой, работа с радио и телевидением

73. Понятие контактных аудиторий, специфика взаимодействия с
ними

74. Становление и развитие ярмарок и выставок

75. Ярмарочная и выставочная деятельность в Республике Беларусь

76. Сущность политики распределения

77. Сущность и эволюция каналов распределения

78. Оптовая торговля в функционировании товарного рынка

79. Сущность розничной торговли, её функции и задачи

80. Мерчандайзинг и его использование в розничной торговле

81. Основные функции и задачи управления маркетингом

82. Планирование маркетинга, виды планов маркетинга и их
содержание

83. История возникновения и развития стратегического маркетинга

84. Сравнение стратегического и оперативного маркетинга

85. Методы проникновения на рынок в стратегическом маркетинге

86. Методы развития товара в стратегическом маркетинге

87. Методы развития рынка в стратегическом маркетинге

ЛИТЕРАТУРА

Основная

1. Акулич И.Л. Маркетинг: практикум: учеб. Пособие / И.Л. Акулич. – 2-е изд. – Мн.: Выш. Шк., 2005.

2. Акулич И.Л. Маркетинг: учебник для студентов экон. спец. вузов / И. Л. Акулич. - 6-е изд., испр. - Минск : Вышэйшая школа, 2008.

3. Акулич И.Л. Международный маркетинг : учебник для студентов вузов по экон. спец. / И. Л. Акулич. - 2-е изд. - Минск : БГЭУ, 2007.

4. Багиев Г.Л., Моисеева Н.К., Черенков В.И. Международный маркетинг: Учебник для вузов. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2008.

5. Багиев Г.Л. и др. Маркетинг: Учебник для вузов/ Г.Л. Багиев, В.М.
Тарасевич, X. Анн; под общ. Ред. Г.Л. Багиева. М.: Гардарики, 2002.

6. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент: экспресс-курс / Ф. Котлер, К. Л. Келлер; [пер. с англ. под науч. ред. С.Г. Жильцова]. - 3-е изд. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2008.

7. Ламбен Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок. Стратегический и операционный маркетинг: учебник для слушателей, обуч. по программам "Мастер делового администрирования": [пер. с англ.] / Ламбен Ж.-Ж. - Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2008.

8. Разумова СВ. Стратегический маркетинг. Мн.: БГЭУ, 2008.

9. Теория маркетинга: Пер. с англ. / Под ред. М.Дж. Бейкера. - Спб.: Питер, 2002.

Дополнительная

1. Алексунин В.А. Электронная коммерция и маркетинг в Интернете: учебное пособие / В. А. Алексунин, В. В. Родигина. - 3-е изд. - Москва : Дашков и К, 2008.

2. Андреев С.Н. Маркетинг некоммерческих субъектов / С. Н. Андреев. - М.: Финпресс, 2002.

3. Армстронг Г. Введение в маркетинг: Пер. с англ. : Учебное пособие / Г. Армстронг, Ф. Котлер. - 5-е изд. - Киев; М. ; СПб. : ИД "Вильямс", 2000.

4. Голубков Е.П. Основы маркетинга : учебник для студентов вузов, обуч. по экон. спец. / Е. П. Голубков. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : Финпресс, 2008.

5. Данько Т.П. Управление маркетингом: Учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп. М: ИНФРА-М, 2001.

6. Дойль П. Маркетинг менеджмент и стратегии : [учебник : пер. с англ.] / П. Дойль, Ф. Штерн. - 4-е изд. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2007.

7. Кревенс Д. Стратегический маркетинг, 6-е издание.: Пер. с англ. М.:
Издательский дом «Вильяме», 2003.

8. Полещук И.И. Ценообразование на мировом рынке: Учеб.-метод. пособие / И.И. Полещук, В.В. Терешина. — Мн.: БГЭУ, 2005.

9. Портер М. Конкуренция: Учебное пособие: Пер. с англ. / Портер Майкл
Э.М.: Вильяме, 2000.

10. Хартли Р. Ошибки и успехи в маркетинге: Пер. с англ. / Р. Хартли; . - 8-е изд. - М.: Вильямс, 2003.

11. Холленсен С. Глобальный маркетинг. Мн., 2004.

12. Черенков В.И. Международный маркетинг: Учеб. Пособие. СПб., 2003.

13.Черник Н.Ю. Товарная политика предприятия: ответы на экзаменационные вопросы / Н. Ю. Черник. - Минск : ТетраСистемс, 2007.

14. Черник Н.Ю. Товарный знак в системе маркетинга. Мн.: БГЭУ, 2002.

15. Ярцев А.И. Распределение товаров: Учеб. пособие / А.И. Ярцев. Мн.: БГЭУ, 2002.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Образец оформления титульного листа

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО "БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"

Кафедра промышленного маркетинга и коммуникаций

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Маркетинг

на тему: Выставочная деятельность в Республике Беларусь

Студент

ФМК, 2 курс, ДМП - 1 И.И. Иванов

Руководитель П.П.Петров

канд.экон.наук,

доцент

МИНСК 2010

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Образец оформления содержания курсовой работы

на тему: «Выставочная деятельность в Республике Беларусь»

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………...............3

1Выставки как инструмент маркетинга …………………………………………. .5

2Особенности организации и проведения выставок в Республике Беларусь… .15

Заключение………………………………………………………………………….25

Список использованных источников……………………………………………...27

Приложение А. Выставки, проведенные в НВЦ «Белэкспо», за отчетный год…………………………………………………………………………………....28

Наши рекомендации