Тема 4. Конкуренция будущего: новая концепция создания ценности в бизнесе и государственном управлении
Традиционная и новая система координат для создания ценности: основные преимущества и точки напряжения. Влияние участников рынка на реализацию новой концепции ценности (массовый, эксклюзивный). Создание среды для быстрого распространения и формирования знания. Влияние сетевых отношений и возникновения межфирменных сетей на отраслевую конкуренцию. Типология сетевых организаций Р. Майлза и Ч. Сноу. Источники конкурентных преимуществ в случае межфирменной сети. Влияние сетевого подхода на ТСМ. Стратегическая роль знаний. Знания как источник конкурентных преимуществ. Связь понятий «данные», «информация», «знания». Понятие«молчаливого» (некодифицируемого) знания. Управлениеинтеллектуальным капиталом современной организации. Генерация новых знаний в компании. Знания и инновации.
Основные термины: сетевые отношения, знания, не кодифицируемое знание, инновации, концепция ценности.
СЕМИНАР3. Тема5. Стратегия, культураи роль лидера в стратегическом управлении публичными организациями
Методология стратегического выбора. Формулирование стратегии: набор альтернатив, критерии оценки и выбора. Проблема согласования интересов. Особенности выбора стратегии в условиях гипердинамичной внешней среды. Базовые стратегические альтернативы и возможные стратегические риски. Матрица И.Ансоффа. Формирование и анализ стратегических альтернатив на основе матрицы SWOT – анализа. Поиск положительной синергии и устранение отрицательной. Установлениебаланса между сильными и слабыми сторонами деятельности. Согласование и взаимосвязь стратегий корпоративного уровня с функциональными стратегиями. Организация реализации стратегии: основные этапы реализации стратегии и объекты стратегических изменений. Формирование политики и поддерживающих стратегий. Модель 7S. Стратегический контроль. Управление в условиях стратегических изменений: индивидуальное и групповое сопротивление изменениям: человеческий фактор, источники и сила сопротивления, управление сопротивлением. Внешние факторы реализации стратегии: виды и способы внешних стратегических изменений (использование интеграции и кооперации путем создания стратегических альянсов, слияния и поглощения). Роль культуры организации в стратегическом процессе. Необходимость соответствия культуры и стратегии. Стили лидерства и стратегия. Стратегическое измерение корпоративной культуры.Публичная организация как объект и предмет теории стратегического менеджмента. Основные неоклассические теории: критический обзор концепций. Принципы построения стратегической теории публичной организации. Дискуссии и направления для научного поиска источников имеханизмов приобретения конкурентных преимуществ.
Основные термины: стратегический выбор, альтернативные риски, синергия, стратегический процесс, публичная организация, механизм приобретения конкурентных преимуществ.
Тема 6. Системный подход к управлению проектами в публичной сфере
Понятие проекта, программы портфеля. Понятие проектной системы. Проект, программа, портфель проектов как системы. Управление проектами как система. Организационные структуры управления проектами как системы. Жизненный цикл проекта. Системное представление проекта через полный жизненный цикл. Процессы управленияпроектами. Системное рассмотрение областей знаний управления проектами. Матрица “процессы-области знаний управления проектами”. Матрица взаимосвязи показателей проекта.
Основные термины: проект, программа, жизненный цикл, процессы управления проектами, организационнаяструктура.
Вопросы к зачету
1. Формирование миссии и целей публичнойорганизации.
2. Классификация(виды)стратегийвсовременномпубличномуправлении.
3. Прогнозирование как основа стратегического управления в публичнойсфере.
4. Стратегическое планирование, его содержание, организация и основныеэтапы.
5. Факторы макроокружения публичной организации, модели и методы их анализа.
6. Анализ непосредственного окружения публичной организации (клиенты и поставщики ресурсов).
7. Конкурентные преимущества публичной организации. Уровни конкурентоспособности. Пять основных сил конкуренции поМ.Портеру.
8. Позициипубличнойорганизациивконкурентнойсреде.
9. Матрица «Продукт-рынок» как практический инструмент классификации рынков ипотребителей.
10. SWOT – анализ деятельности публичной организации: сущность, значение, сфера практическогоприменения.
11. PEST – анализ внешней среды публичнойорганизации.
12. Сущностьизначениемногофакторногосистемногоанализа.
13. Анализ внутренней среды публичной организации: сущность, значение, факторы.
14. Модель последовательных стадий жизненного цикла публичной организации: концепция икритика.
15. Анализтоварногопортфеляпубличнойорганизации.
16. SNW – подход к анализу внутреннихресурсов.
17. Понятие бизнес единиц, их основные характеристики. Базовые стратегии бизнесединиц.
18. Модель БКГ (матрица «Рост – доля рынка»): сущность, возможности и область практического применения в публичнойсфере.
19. Матрица МакКинзи «Привлекательность отрасли – конкурентная позиция»: сущность,возможностииобластьпрактическогоприменениявпубличнойсфере.
20. Матрица «Жизненный цикл – стратегия»: сущность, возможности и область практического применения в публичнойсфере.
21. Применение концепции бенчмаркинга в публичнойсфере.
22. Управление по целям (MBO) в публичнойсфере.
23. Продуктово-маркетинговаястратегияпубличнойорганизации.
24. Производственная стратегия в публичнойсфере.
25. Финансовая стратегия в публичнойсфере.
26. Стратегия управления персоналом в органах государственногоуправления.
27. Современные подходы к формированию человеческих ресурсов в публичной сфере:аутсорсинг,аутстаффингиаутплейсментперсонала.
28. Правовое регулирование найма, использования и высвобождения персонала в органахгосударственноговластииместногосамоуправления.
29. КонцепциижизненногоциклапубличнойорганизацииЛ.ГрейнераиА.Адизеса.
30. Перестройка («реинжиниринг») организационной структуры и бизнес- процессов в соответствии состратегией.
31. Корпоративная культура как ключ к эффективной реализации стратегии в публичнойсфере.
32. Содержательныеи процессуальные теории мотивациии перспективы их применения в публичнойсфере.
33. Концепция устойчивого развития (substainable development) публичной организации.
34. Система сбалансированный показателей как инструмент управления стратегическимразвитиемворганахгосударственногоуправления.
Содержание и методы обеспечения экономической безопасности в органах государственноговластииместногосамоуправления.