Международные организации по стандартизации
В области международной стандартизации работают Международная организация по стандартизации (ИСО), Международная электротехническая комиссия (МЭК) и Международный союз электросвязи (МСЭ).
Ниже рассматривается деятельность ИСО и МЭК как наиболее крупных международных организаций по стандартизации и дается краткая справка о МСЭ.
11.2.2.1 Международная организация по стандартизации (ИСО).
Поскольку в разных языках аббревиатура этой Международной организации по стандартизации могла быть различной, было решено представителями стран — инициаторов создания ИСО использовать производное от греческого исоз — «равный».
ИСО функционирует с 1947 г.
Сфера деятельности ИСО охватывает стандартизацию во всех областях, за исключением электроники и электротехники, которые относятся к компетенции МЭК.
По состоянию на 1 января 2001 г. в работе ИСО участвуют 138 стран.
СССР был одним из основателей организации. Денежные фонды ИСО составляются из взносов стран-членов, от продажи стандартов и других изданий, пожертвований.
Органами ИСО являютсяГенеральная ассамблея, Совет ИСО, комитеты Совета, технические комитеты и Центральный секретариат;высший орган ИСО — Генеральная ассамблея (рис. 11.1).
В период между сессиями Генеральной ассамблеи работой организации руководит Совет, в который входят представители национальных организаций по стандартизации. При Совете создано исполнительное бюро, которое руководит техническими комитетами ИСО.
Проекты международных стандартов разрабатываются непосредственно рабочими группами, действующими в рамках технических комитетов.
Технические комитеты (ТК) подразделяются на общетехнические и комитеты, работающие в конкретных областях техники. Общетехнические ТК (в ИСО их насчитывается 26) решают общетехнические и межотраслевые задачи. К ним, например, относятся ТК 12 «Единицы измерений», ТК19 «Предпочтительные числа», ТК 37 «Терминология». Остальные ТК (количеством около 140) действуют в конкретных областях техники (ТК 22 «Автомобили», ТК 39 «Станки» и др.). ТК, деятельность которых охватывает целую отрасль (химия, авиационная и космическая техника и др.), организуют подкомитеты (ПК) и рабочие группы (РГ).
В зависимости от степени заинтересованности каждый член ИСО определяет статус своего участия в работе каждого ТК. Членство может быть активным и в качестве наблюдателей. Проект международного стандарта (МС) считается принятым, если он одобрен большинством (75%) активных членов ТК.
К началу 2000 г. действовало примерно 13 тыс. МС ИСО. 75% МС ИСО — основополагающие стандарты, или стандарты на методы испытаний.
В практике международной стандартизации основной упор при разработке стандартов на продукцию делается на установление единых методов испытаний продукции, требований к маркировке, терминологии, т.е. на те аспекты, без которых невозможно взаимопонимание изготовителя и потребителя независимо от страны, где производится и используется продукция. В МС также устанавливаются требования к продукции в части безопасности ее для жизни и здоровья людей, окружающей среды, взаимозаменяемости и технической совместимости. Что касается других требований к качеству конкретной продукции, то их нецелесообразно устанавливать в МС, — конкретные нормы качества на конкретную продукцию для разных категорий потребителей регулируются через цену непосредственно в контрактах.
Рассматривая результаты деятельности общетехнических и межотраслевых ТК, следует отметить как значительные достижения ИСО разработку международной системы единиц измерения, принятие метрической системы резьбы, системы стандартных размеров и конструкции контейнеров для перевозки грузов всеми видами транспорта.
В настоящее время особое внимание привлекает работа ТК 176 «Системы обеспечения качества», созданного в 1979 г. В его задачу входят стандартизация и гармонизация основополагающих принципов создания систем обеспечения качества. В 1987 г. была опубликована первая версия четырех стандартов ИСО серии 9000, направленных на единообразный подход к решению вопросов качества продукции на предприятиях, в 1994 г. — вторая версия, в 2000 г. — третья версия, в 2008 г. — четвертая версия.
Другими органами Совета ИСО являются Техническое бюро и шесть комитетов.
Кратно рассмотрим деятельность Комитета по оценке соответствия продукции стандартам(КАСКО), Комитета по вопросам потребления (КОПОЛКО), Комитета по информационным системам и услугам (ИНФКО).
КАСКО создан в начале 70-х гг. в связи с бурным развитием сертификации во всех странах мира. Этому органу поручена выработка международных рекомендаций для стран по всем аспектам сертификации (организация испытательных центров в странах, требования, предъявляемые к ним, маркировка сертифицируемой продукции, требования к органам, осуществляющим руководство системами сертификации, и др.).
В задачи КОПОЛКО входит:
- изучение путей содействия потребителям в получении максимального эффекта от стандартизации продукции, а также установление мер, которые необходимо принять для более широкого участия потребителей в национальной и международной стандартизации;
- выработка с позиции стандартизации рекомендаций, направленных на обеспечение информацией потребителей, защиту их интересов, а также программ их обучения по вопросам стандартизации;
- обобщение опыта участия потребителей в работах по стандартизации, применению стандартов на потребительские товары, по другим вопросам стандартизации, представляющим интерес для потребителей.
Результатом деятельности КОПОЛКО является издание перечней национальных и международных стандартов, представляющих интерес для потребительских организаций, а также подготовка руководств по оценке качества потребительских товаров. Укажем на некоторые из них:
- руководство 12 «Сравнительные испытания потребительских товаров»;
- руководство 14 «Информация о товарах для потребителей»;
- руководство 36 «Разработка стандартных методов измерения эксплуатационных характеристик потребительских товаров».
К задачам ИНФКО относятся: руководство деятельностью информационной сети ИСО (ИСОНЕТ); координация деятельности членов организации в области информационных услуг; консультирование Генеральной Ассамблеи ИСО по разработке политики в области гармонизации стандартов.
Деятельность информационной системы ИСО (ИСОНЕТ) направлена на достижение следующих приоритетных целей: обеспечение обмена информацией о международных и национальных стандартах, других документах и литературе по стандартизации; установление контактов с информационными системами других международных организаций (ООН, ЮНЕСКО и др.); создание тезауруса (толкового словаря).
Актуальной задачей ИСО является совершенствование структуры фонда стандартов. В начале 90-х гг. превалировали стандарты в области машиностроения (около 30%), химии (около 12,5%). На долю стандартов в области здравоохранения и медицины приходилось всего 3,5%, охраны окружающей среды — 3%. Относительно небольшую долю (около 10,5%) занимали стандарты в области информатики, электроники и информационного обеспечения. В перспективе социальные сферы (защита окружающей среды, здравоохранение), а также информационные технологии должны стать приоритетными в деятельности ИСО.
Острая конкуренция на мировом рынке стран и фирм, являющихся мировыми изготовителями конкретной продукции, начинается и проявляется на этапе разработки МС. В региональных и международных организациях по стандартизации идет постоянная борьба за лидерство, поскольку экономически развитые страны вполне справедливо видят в проекте конкретного МС соответствующий национальный стандарт и борются за отражение в этом проекте своих национальных интересов. Не случайно из общего количества МС ИСО, разработанных всеми ТК, более 70% соответствуют национальным или фирменным стандартам промышленно развитых стран мира. Для нашей страны таким примером были стандарты ИСО, принятые в рамках ТК 55 «Пиломатериалы и пиловочные бревна», где за основу МС при их разработке были взяты соответствующие российские стандарты.
Лидерство той или иной страны в разработке МС в огромной мере .определяется степенью участия ее специалистов в деятельности рабочих органов ИСО, МЭК, МСТ — ТК, ПК, РГ.
Работа ИСО в настоящее время осуществляется в рамках 200 технических комитетов. На начало 2002 г. за Российской Федерацией было закреплено ведение секретариатов 2 ТК, 11 ПК и 9 РГ. В целом представительство России в рабочих органах ИСО значительно меньше Германии, Великобритании, США и Франции. Это обстоятельство не может не отражаться на лидерстве страны в разработке МС. Отсюда вытекает актуальная задача Госстандарта и заинтересованных министерств (ведомств), участвующих в работах по международной стандартизации, — обеспечить широкое представительство страны в международных организациях по стандартизации в целях занятия передовых позиций в той или иной сфере техники и экономики. К сожалению, в последние годы наблюдается резкое снижение роли России в деятельности ИСО и других международных организаций по стандартизации из-за катастрофической нехватки валютных средств.
МС ИСО не являются обязательными, т.е. каждая страна вправе применять их целиком, отдельными разделами или вообще не приме пять. Однако в условиях острой конкуренции на мировом рынке изготовители продукции, стремясь поддержать высокую конкурентоспособность своих изделий, вынуждены пользоваться международными стандартами. По оценке зарубежных специалистов, передовые промышленно развитые страны мира применяют до 80% всего фонда стандартов ИСО. Особенно широко используют стандарты ИСО и других международных организаций страны, экономика которых в большой степени зависит от внешней торговли. Это Нидерланды, Швеция, Бельгия, Австрия, Дания, у которых доля внешней торговли по отношению к общему объему производства составляет 40—50%. Эти страны стремятся не создавать национальные стандарты в тех областях, в которых действуют соответствующие международные стандарты.
Согласно информации [49], в публикациях ИСО начиная с 1999 г. стали все чаще встречаться аббревиатуры РАS, ТS, IТА. Речь идет о новых видах документов, принятых ИСО. Появление их — это реакция международной организации на требования рынка быстро разрабатывать нормативные документы, в том числе по определенным отраслям. Срок их подготовки сокращен по сравнению со сроками разработки стандартов, а требования к достижению консенсуса для принятия снижены.
Информационный центр ИСО дает следующие русские эквиваленты наименований новых видов документов:
РАS (Publicly Available Specifications) — общедоступные технические условия;
ТS (Technical Specifications) — технические условия;
IТА (Industry Technical Agreements) — отраслевые технические соглашения.
Разные наименования этих документов отражают разную степень согласия: между техническими экспертами рабочей группы ИСО — для РАS; между членами технического комитета ИСО — для ТS; специальное техническое соглашение, достигнутое в ходе проведения открытого семинара, — для IТА.
Принятым к публикации документам технических условий присваивается категория РАS, если их одобрила половина членов соответствующего комитета, участвовавших в голосовании, и категория ТS, — если их одобрили 2/3 членов комитета, участвовавших в голосовании. Напомним, что для публикации международных стандартов требуется одобрение их проектов по меньшей мере 3/4 комитетов-членов, принимающих участие в голосовании.
IТА представляет собой документ, разработанный на отраслевом семинаре вне рамок технической структуры ИСО, но при административной поддержке определенного комитета — члена ИСО. Таким образом, IТА — это результат консенсуса участников семинара, а не членов технического комитета.
РАS и ТS могут публиковаться только на одном языке. Они подвергаются анализу каждые три года с целью определения, продлевать ли существующий статус на дальнейший трехлетний период, переводить ли документ на новую стадию или отменять его. Через шесть лет РАS и ТЗ либо переводятся в международный стандарт, либо отменяются.
Примером ТS является разработка Международной целевой группой автомобильной промышленности (IАТF) совместно с представителями ИСО/ТК 176 документа ИСО/ТУ16949 «Системы качества. Поставщики изделий для автомобильной промышленности. Отраслевые требования по применению стандарта ИСО 9001:1994», опубликованного 1 марта 1999 г.
Что касается IТА, то это — скорее информативный, чем нормативный документ, который на более поздней стадии также может быть переведен в полноценный международный стандарт.
С одобрения Технического руководящего бюро ИСО, вынесенного на заседании в Милане в сентябре 2000 г., Международная ассоциация по стандартизации Канады (СSАI) и Бюро стандартов Канады (SСС) выступили организаторами семинара по разработке рекомендаций по применению ИСО 9004:2000 в здравоохранении, который был проведен в январе 2001 г. в Детройте (США).
Главным производным документом этого семинара стали первые опубликованные отраслевые рекомендации по разработке систем менеджмента качества в организациях здравоохранения. Этому документу присвоен статус первого отраслевого технического соглашения — ISО/ ITА1. Предусматривается, что он будет применяться при разработке или улучшении систем менеджмента качества в здравоохранении.
11.2.2.2 Международная электротехническая комиссия (МЭК)
МЭК разрабатывает стандарты в области электротехники, радиоэлектроники, связи.
Она была создана в 1906г., т.е. задолго до образования ИСО. Разновременность образования и разная направленность МЭК и ИСО определили факт параллельного существования двух крупных международных организаций. С учетом общности задач ИСО и МЭК, а также возможности дублирования деятельности отдельных технических органов между этими организациями заключено соглашение, которое направлено, с одной стороны, на разграничение сферы деятельности, а с другой — на координацию технической деятельности.
Число членов МЭК (около 52) меньше, чем членов ИСО. Это обусловлено тем, что многие развивающиеся страны практически не имеют или имеют слаборазвитую электротехнику, электронику и связь.
Наша страна является членом МЭК с 1922 г.
Высший руководящий орган МЭК — Совет, в котором представлены все национальные комитеты. Бюджет МЭК, как и бюджет ИСО, складывается из взносов стран — членов этой организации и поступлений от продажи международных стандартов.
Структура технических органов МЭК такая же, как и ИСО: технические комитеты (ТК), подкомитеты (ПК) и рабочие группы (РГ).
В МЭК функционируют 80 ТК, часть которых (как и в ИСО) разрабатывает МС общетехнического и межотраслевого характера, а другая — МС на конкретные виды продукции (бытовая радиоэлектронная аппаратура, трансформаторы, изделия электронной техники). Россия ведет два секретариата ТК и два секретариата ПК (на начало 2002 г.).
В настоящее время разработано более 3 тыс. МС МЭК. Следует отметить важность проводимых в МЭК работ по установлению требований безопасности для бытовых электроприборов и машин. В связи с различным подходом к обеспечению безопасности в разных странах ТК 61 «Безопасность бытовых электроприборов» выпущено более 40 МС, устанавливающих требования практически ко всем электробытовым приборам и машинам. Разработка МС в этой области имеет особенно важное значение в связи с созданием в МЭК системы сертификации электробытовых приборов и машин на соответствие их МС МЭК.
В перспективе, по прогнозу отдельных специалистов, деятельность МЭК и ИСО будет постепенно сближаться: на первом этапе — это разработка единых правил подготовки МС, создание совместных ТК (такой опыт имеется по вопросам информационной технологии), а на втором этапе — возможное слияние, тем более что большинство стран представлено в ИСО и МЭК одними и теми же органами — национальными организациями по стандартизации.
Актуальной задачей является сокращение сроков подготовки МС ИСО и МЭК, так как в настоящее время разработка их занимает в среднем —5 лет. Тенденция к сокращению сроков морального старения продукции, необходимость оперативного реагирования на запросы международной торговли в стандартах ставят задачу резкого сокращения сроков разработки МС. Все чаще начинает практиковаться процедура обсуждения проектов МС в рамках телеконференций. В отличие от традиционных заседаний рабочих органов по стандартизации, на которые командируются специалисты из разных стран, телеконференции могут проводиться чаще, организованнее и оперативнее. По оценкам специалистов, проведение телеконференций экономит 80% средств и 60% времени, затрачиваемых на разработку МС в рамках традиционных процедур.
В зарубежной практике процессы «электронизации процедур разработки стандартов» могут со временем привести к полному отказу от традиционных стадий разработки стандартов: вместо цепочки «проект —отзыв — учет отзыва» планируется работа в режиме реального многостороннего участия всех заинтересованных сторон непосредственно в отработке редакций стандартов.
Глобализация мирового рынка, характеризующаяся стиранием границ на пути свободного перемещения людей, товаров, капитала и информации, требует перехода стран на единые стандарты. Пока средний показатель использования странами — членами ИСО международных стандартов в общем числе национальных — 22%, в странах с более высоким уровнем развития — 40% [4]. Как идеал выдвинут принцип единого стандарта; единых испытаний; сертификатов, признанных повсюду. Этот принцип реализовался в проекте ИСО, предложенного в 2001 г. как «Мечта 1/1/1» (1/1/1 «Dream»). Смысл проекта — в устранении разнообразия в стандартах, в исключении повторов в испытаниях и процедурах подтверждения. Имеются примеры воплощения «Мечты»: на мировом рынке такие объекты стандартизации, как контейнерные перевозки, кредитные карточки, кораблестроение, отвечают стандартам и оцениваются по единым процедурам соответствия.
11.2.2.3 Международный союз электросвязи — МСЭ(ITU) — International Telecommunication Union— это международная организация, координирующая деятельность государственных организаций и коммерческих компаний по развитию сетей и услуг электросвязи в мире.
Корни МСЭ уходят в 60-е гг. XIX в., когда была подписана первая Международная телеграфная конвенция (1865 г.). Большим достижением МСЭ является принятие в 1999 г. Рекомендаций по системе телевидения высокой четкости. В ней зафиксированы базовые параметры (число строк разложения, формат кадра, система развертки) телевидения XXI в. Парк стандартов МСЭ составляет 1,5 тыс. единиц.
Помимо ИСО, МЭК, МСЭ (как организаций, специализирующихся на работах по стандартизации), в работах по международной стандартизации участвуют другие организации.
Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН)широко известна своей деятельностью в области стандартизация требований безопасности механических транспортных средств. Правила ЕЭК ООН (их более 80) имеют статус международных стандартов и являются нормативной базой международной и отечественной систем обязательной сертификации автомобилей. ЕЭК ООН совместно с ИСО разработаны МС на универсальные правила по электронному обмену данными в управлении, торговле и на транспорте (о системе «ЭДИФАКТ» см. 6.2).
Последней разработкой в области товаров народного потребления стали стандарты на мясо — говядину и свинину.
Международная торговая палата (МТП)широко известна работами по унификации торговой документации. «Настольной книгой» специалистов внешней торговли являлся сборник «ИНКОТЕРМС» — Международные правила толкования торговых терминов.
В рамках Объединенного комитета экспертов ФАО/ВОЗ* действует Комиссия «Кодекс алиментариус». Этой комиссией разработано свыше 300 МС на пищевые продукты и несколько десятков сводов гигиенических правил. Европейское отделение комиссии определяет возможность использования пищевых добавок в продуктах (российскому потребителю добавки знакомы по обозначениям на упаковке — Е 103, Е 210 и т.д., где буква Е происходит от усечения слова «Europe»).
В пределах своей компетенции в работах по стандартизации участвуют и другие международные организации при ООН — ЮНЕСКО, МАГАТЭ и пр.
К международным стандартам можно условно отнести стандарты международных профессиональных объединений производителей отдельных видов продукции (их свыше 40), например шерсти, текстиля, мяса и пр. Например, известна (с 1937 г.) деятельность Международного секретариата шерсти па базе компании «Вулмарк». Она выдает лицензии на применение знака «Вулмарк» тем изготовителям шерсти и изделий из нее, которые смогли подтвердить соответствие качества продукции нормативным требованиям Международного секретариата шерсти. На международном рынке известны стандарты, принятые Лондонской ассоциацией рынка драгоценных металлов (London good delivery). В частности, в стандартах этой организации определены требования к слиткам золота, платины и серебра.
При разработке национальных стандартов учитывают требования таких организаций, как Международная организация виноградарства и виноделия, Международная ассоциация производителей бутилированной воды и т.д.