Общая характеристика различных видов средств обеспечения режима в исправительных учреждениях
С определением понятия средств обеспечения режима связан вопрос их классификации, так как это позволяет уяснить место каждого из них в общей системе и их взаимосвязь с другими средствами. В основу классификации должны быть положены определенные признаки, критерии. Их выделение и создает некоторые затруднения в проведении классификации средств обеспечения режима. Видимо, поэтому среди ученых по вопросу о классификации этих средств пока нет единого мнения.
Е.М. Захцер в своем диссертационном исследовании, исходя из внутренней ограничительной сущности и механизма действия средств обеспечения режима, осуществил научную классификацию этих средств, которые разделил на четыре группы:
1. Меры убеждения как совокупность воспитательных мероприятий, активно воздействующих на сознание и волю осужденных;
2. Меры государственного принуждения, непосредственно направленные на воспрепятствование совершению нарушений режима, предупреждение таких нарушений, а также на восстановление нарушенных норм;
3. Прокурорский надзор, ведомственный контроль вышестоящих органов УИС, судебный и общественный контроль;
4. Оперативно-профилактическая работа, осуществляемая администрацией.
П.Е. Чупыгин с учетом того, что нарушением режима следует считать совершенное во время отбывания наказания противоправное, как правило, наказуемое в дисциплинарном порядке действие (бездействие), выражающееся в невыполнении обязанностей или злоупотреблениях, к числу средств обеспечения режима относит средства, используемые для осуществления охраны, конвоирования осужденных и обеспечения надзора за ними; оперативно-розыскные средства[10].
По характеру применения средств обеспечения режима он делит их на гласные и оперативно-розыскные. Гласные средства – это те, которые используются для осуществления охраны, конвоирования осужденных и осуществления за ними надзора (специальный транспорт, ИТСО, вооружение, служебные собаки). Оперативно-розыскные – оперативный учет, оперативная техника, технические приспособления, предназначенные для цензуры корреспонденции и др.
В пенитенциарной науке проблема средств обеспечения режима уже достаточно глубоко исследована. Однако на протяжении всей истории изучения этого института не было, и нет однозначной позиции на вопрос о том, какие элементы следует считать средствами обеспечения режима. В зависимости от авторской позиции одни и те же элементы могут быть отнесены к содержанию режима, либо к средствам его обеспечения, либо включены в состав и той и другой систем.
Нам близка позиция законодателя, который с учетом многочисленных мнений ученых вполне логично установил в главе 12 УИК РФ существование следующих средств обеспечения режима в исправительных учреждениях:
- технические средства надзора и контроля;
- оперативно-розыскная деятельность;
- режим особых условий;
- меры безопасности.
Действительно, именно они в полной мере выполняют охранную функцию по отношению к режиму и его устоям.
Кроме того, считаем возможным, определение в качестве средств обеспечения режима, мер поощрения и взыскания, применяемых как к осужденным, так и к лицам, содержащимся под стражей.
Не будет преувеличением сказать, что инженерно-технические средства охраны и надзора использовались в уголовно-исполнительной системе в той или иной степени на протяжении всей истории становления и развития исправительных учреждений и следственных изоляторов. Однако именно Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации в 1997 году впервые на законодательном уровне урегулировал применение технических средств надзора и контроля при организации режима исполнения наказания в виде лишения свободы (ст. 83 УИК РФ). Это напрямую позволило использовать технические средства в целях профилактики и пресечения побегов осужденных, других преступлений, нарушений установленного порядка отбывания наказания и получения необходимой информации о поведении осужденных (ч. 1 ст. 83 УИК РФ).
Технические средства, обеспечивающие неприкосновенность периметра охраняемой зоны исправительного учреждения или блокирующие какие-то помещения, предупреждают совершение побегов и других преступлений и правонарушений не только психологическим воздействием на сознание осужденных о том, что их попытки администрацией учреждения будут своевременно обнаружены и пресечены, но в ряде случаев и физическим (шокирующим) воздействием либо лишением фактической возможности совершить преступление (например, побег при блокировании с помощью электронных приборов дверей, ворот и т.п. предметов).
Разнообразие имеющихся и предлагаемых промышленностью технических средств не означает свободного их выбора администрацией исправительных учреждений. Перечень и порядок использования таких средств определяется нормативно-правовыми актами Российской Федерации (ч. 3 ст. 83 УИК РФ) после всесторонней их апробации, исключающей причинение вреда жизни и здоровью осужденных и персонала.
Таким образом, появление рассматриваемой правовой нормы в уголовно-исполнительном законодательстве следует считать весьма прогрессивным событием. Поэтому ее значение для уголовно-исполнительной системы трудно переоценить.
Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»[11] в своей первой статье определяет ОРД как вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов (уполномоченных на то вышеназванным Федеральным законом), в пределах их полномочий, посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, общества и государства от преступных посягательств.
УИК РФ не случайно определил оперативно-розыскную деятельность в качестве средства обеспечения режима, ибо задачи, решаемые в ходе ее осуществления, качество их выполнения имеют исключительную важность и напрямую отражаются на состоянии порядка исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы в исправительных учреждениях.
Важнейшим правомочием органов, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности при решении возложенных на нее задач выступает возможность, предусмотренная п. 2 ст. 15 Закона «Об ОРД», устанавливать на безвозмездной либо возмездной основе отношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать содействие на конфиденциальной основе, в том числе и оперативным подразделениям исправительных учреждений и следственных изоляторов.
Таким образом мы можем сделать вывод о том что оперативно-профилактические средства обеспечения режима являются неотъемлемой частью всего режимного воздействия на осужденных.
Правовой основой применения специальных средств обеспечения режима в исправительных учреждениях выступает Закон «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»[12]. Глава V этого документа определяет меры безопасности и основания их применения в исправительных учреждениях.
Сотрудники уголовно-исполнительной системы применяют физическую силу, специальные средства и оружие на территориях учреждений, исполняющих наказания, прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования, и на охраняемых объектах в порядке, предусмотренном настоящим Законом и другими законами. Но нередки случаи превышения сотрудниками учреждений своих полномочий в плане применения специальных средств и физической силы , которые, по мнению некоторых источников СМИ переходят в пытки.
Например, в Государственной думе в 2014 году был предложен законопроект предусматривающий ужесточение наказания за превышение полномочий сотрудниками ФСИН и МВД
Депутаты Госдумы Иван Сухарев и Антон Ищенко подготовили законопроект о внесении изменений и дополнений в ст. 286 Уголовного кодекса РФ с целью ужесточения наказания за превышение должностных полномочий с применением насилия. Законопроектом предлагается причислить подобные деяния к категории особо тяжких преступлений и ввести ответственность за них вплоть до пожизненного заключения[13]
Сотрудники уголовно-исполнительной системы обязаны проходить специальную подготовку и периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и оружия, а также на умение оказывать первую помощь пострадавшим.
Применение сотрудниками уголовно-исполнительной системы физической силы, специальных средств и оружия с нарушением правил, предусмотренных настоящим Законом, влечет за собой установленную законодательством Российской Федерации ответственность.
Подробные описание конкретных мер безопасности содержится в статьях 28,29,30,31 закона «Об учреждениях и органах исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы»[14]