Организационная структура Министерства по чрезвычайным ситуациям России.
Концептуальная схема управления приведена на рис. 4.
Одним из направлений в деятельности Министерства является руководство созданием и развитием Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС). Она создана с целью объединения усилий федеральных и местных органов исполнительной власти, их сил и средств в деле предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Функциональная схема Российской системы предупреждения
и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС)
Рис. 5
Функциональная подсистема и комиссии по чрезвычайным ситуациям включает в себя:
· органы повседневного руководства и дежурные диспетчерские группы;
· силы и средства наблюдения и контроля за чрезвычайными ситуациями;
· силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций и др.
Режимы работы РСЧС
В зависимости от результатов повседневного контроля и прогноза все службы Российской системы предупреждений и действий в чрезвычайных ситуациях работают в трёх режимах.
Режим повседневной деятельности. При этом режиме осуществляется:
· повседневное наблюдение и контроль соответствующих служб;
· повседневная работа по предупреждению чрезвычайных ситуаций;
· подготовка и поддержание в рабочем состоянии органов управления РСЧС на всех уровнях;
· работа по созданию резервных фондов;
· организация работы по страхованию населения и организаций от возможного воздействия чрезвычайных ситуаций и др.
Режим повышенной готовности. При этом режиме решаются задачи по:
· организации руководства и детальному изучению обстановки;
· усилению работы диспетчерской службы;
· усилению контроля и прогнозированию обстановки;
· защите населения и повышению устойчивости работы объектов народного хозяйства;
· повышению готовности сил ликвидации чрезвычайной ситуации;
· уточнению планов действий в чрезвычайной ситуации и др.
Чрезвычайный режим предполагает следующие действия:
· организацию защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций;
· организацию и отправку оперативных групп в район действия чрезвычайной ситуации;
· выдвижение сил ликвидации черезвычайной ситуации в район бедствия;
· организацию работы объектов народного хозяйства в условиях действия чрезвычайных ситуаций;
· организация комплекса работ по обеспечению жизнедеятельности населения;
· усиление контроля обстановки в районе действия чрезвычайной ситуации и др.
Существуют определённые критерии оценки загрязнения природной среды, классифицируемые как ЧС.
Под экстремально высоким загрязнением окружающей природной среды понимается следующее.
1. Для атмосферного воздуха:
· содержание одного или нескольких загрязняющих веществ, превышающее предельно допустимую концентрацию:
· в 20-29 раз в течение времени более 2 суток;
· в 30-49 раз при сохранении этого уровня от 8 часов и более;
· в 50 и более раз (без учёта времени);
· визуальные и органолептические признаки:
· появление устойчивого, не свойственного данной местности (сезону) запаха;
· обнаружение влияния воздуха на органы чувств человека - резь в глазах, слезотечение, привкус во рту, затруднённое дыхание, покраснение или другие изменения кожи, рвота и д.р. (одновременно у нескольких десятков человек);