История становления Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
КАФЕДРА МОБИЛИЗАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ
Экз. №_____
УТВЕРЖДАЮ Заведующий кафедрой мобилизационной подготовки здравоохранения и медицины катастроф кандидат медицинских наук, доцент С. Сидельников «____»______________ 2015 года |
ЛЕКЦИЯ
Дисциплина: Медицина катастроф, безопасность жизнедеятельности
Модуль: Безопасность жизнедеятельности
Тема №1.3. Чрезвычайные ситуации. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Для студентов, обучающихся по специальности:
31.05.02 – Педиатрия
САРАТОВ-2015 г.
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ | 5 мин. |
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ | |
1. История становления Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. | |
2. Понятие и классификация чрезвычайных ситуаций и их источников. | 35 мин. |
3. Задачи и основные принципы организации деятельности Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций | 15 мин. |
4. Состав и функционирование Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, назначение ее элементов. | 20 мин. |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 5 мин. |
Итого | 90 мин. |
ЛИТЕРАТУРА:
а) основная литература:
1. Левчук И.П., Третьяков Н.В. Медицина катастроф. Курс лекций: [учебное пособие для мед.вузов] – М.,: ГЭОТАР – Медиа,2011. – С. 224-238.
2. Акимов В.А. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера: Учебное пособие / В.А. Акимов, Ю.Л. Воробьев, М.И. Фалеев и др. - М.: Высшая школа, 2007. — 592 с.
б) дополнительная литература:
1. Кукин П.П. Человеческий фактор в обеспечении безопасности и охраны труда: Учебное пособие / П.П. Кукин, Н.Л. Пономарев, В.М. Попов, Н.И. Сердюк.— М.: Высшая школа, 2008. - 317 с.
2. Мастрюков Б.С. Опасные ситуации техногенного характера и защита от них. Учебник для вузов / Б.С. Мастрюков. - М.: Академия, 2009. – 320 с.
3. Михайлов Ю.М. Сборник инструкций по охране труда для работников медицины и фармацевтики / Ю.М. Михайлов. – М. : Издательство «Альфа-Пресс», 2010 г. - 208 с.
4. Санитарно-противоэпидемическое обеспечение населения в чрезвычайных ситуациях: Руководство - М.: "МП Гигиена", 2006. - 580 с.
5. Технические индивидуальные и коллективные средства защиты. Учебное пособие / Под ред. проф. Гладких В. Д. - М.: Первый МГМУ им. И.М. Сеченова 2010. – 78 с.
6. Травкин А.К. Пожарная безопасность в медицинских учреждениях. – М., Инфра-М, 2007. – 438 с.
УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
а) наглядные пособия: мультимедийная презентация лекции.
б) технические средства:
- персональный компьютер;
- мультимедийный проектор.
Введение
Среди мер, обеспечивающих национальную безопасность страны, важное место занимают меры по предупреждению чрезвычайных ситуаций (ЧС) в мирное и военное время, а в случае их возникновения – мероприятия по ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечению защиты населения, территорий и окружающей среды, уменьшению материальных потерь.
Более полувека мир живет без глобальных военных конфликтов, опустошительные последствия которых надолго остаются в памяти людей, однако, и в условиях относительного мира человечество несет огромные потери, связанные с локальными военными конфликтами, стихийными бедствиями, политическими и социальными коллизиями, а в последние годы – с крупными промышленными авариями и террористическими актами.
Во всём мире наблюдается устойчивая тенденция к росту человеческих жертв и материального ущерба от чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и экологического характера. За последние 35-40 лет их количество увеличилось почти в 3 раза. Материальные потери, вызванные техногенными авариями и катастрофами, достигают около 3% внутреннего валового продукта. Главными причинами техногенных ЧС являются, с одной стороны, изношенность основных производственных фондов и существенное ухудшение материально-технического снабжения, а с другой стороны – резкое снижение уровня производственной и технологической дисциплины, грубое нарушение требований техники безопасности при эксплуатации оборудования, механизмов и машин, невыполнение нормативных требований профилактических осмотров и планово-предупредительных ремонтов.
Из объектов экономики в нашей стране в настоящее время свыше 12 тысяч (более четверти) потенциально опасны, в зоне их действия проживают более 50 млн человек.
Экономическая нестабильность и инфляция привели к обветшанию и закрытию большого количества станций наблюдения и лабораторного контроля, что не позволяет выполнять в полном объёме мероприятия по мониторингу, прогнозированию и предупреждению природных и экологических чрезвычайных ситуаций. Это, в свою очередь, ведёт к росту количества пострадавших в результате землетрясений, наводнений, селей, обвалов и других стихийных и экологических бедствий и катастроф.
Характеризуя современное общество, обычно отмечают неуклонный рост количества и масштабов негативных последствий различного рода аварий, социально-политических и других кризисных явлений, которые всё чаще относят к чрезвычайным ситуациям, влияющим на социальные, экономические, политические и другие процессы в обществе. Они приводят к локальным (иногда драматическим) сбоям в размеренном функционировании общественных институтов государства. Это требует принятия мер по формированию нового общественного мнения, пересмотру некоторых основополагающих принципов и организационных подходов к обеспечению безопасности жизнедеятельности.
В ближайшее время настоятельно требуется преодолеть:
- технократическое мышление подавляющей части руководителей экономической, политической и производственных сфер общества. Следствием такого мышления являются нарастающая деградация окружающей среды, нарушение естественного баланса природных процессов и равновесия самой системы «человек – общество – природа»;
- недостаточный уровень образования населения по вопросам безопасности жизнедеятельности и поведения в условиях чрезвычайных ситуаций;
- просчёты в выборе и проектировании новых технологий, поскольку в них доминирует принцип экономической целесообразности;
- возрастание роли человеческого фактора в возникновении техногенных катастроф. По оценкам экспертов, человеческие ошибки обусловливают 45% экстремальных ситуаций на атомных электростанциях, 80% авиакатастроф и свыше 80% катастроф на море. Ещё выше этот показатель для автодорожных аварий, в том числе – при перевозке опасных грузов.
Для современного состояния России характерны:
- разрыв хозяйственных связей;
- падение технологической дисциплины;
- снижение квалификации кадров;
- прогрессирующий износ средств производства и техники;
- рост стрессовой нагрузки на граждан из-за снижения жизненного уровня и нестабильности.
В связи с этим защита населения и территорий от возможных опасностей мирного времени стали сегодня новой общечеловеческой задачей, настоятельным велением времени.
Повышение уровня защищённости общества от последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий возможно на основе тщательно проработанной и организованной непрерывной системы образования и воспитания.
История становления Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
В феврале 1918 года России пришлось принимать меры по защите Петрограда от бомбардировок германских аэропланов. Комитет обороны обратился с воззванием к населению города. В документе говорилось о создании штаба воздушной обороны, сети наблюдательных пунктов, отрядов для оказания первой медицинской помощи пострадавшим гражданам, о правилах поведения при воздушном нападении. Так зарождалась система противовоздушной обороны России.
Массовая подготовка населения по противовоздушной обороне и противохимической защите позволила создать к 1932 году свыше 3 тыс. добровольных формирований, более 3,5 млн. было обеспечено противогазами, строились защитные сооружения, в т.ч. и метрополитен. Проводились мероприятия по свето-маскировке городов в угрожаемой зоне и созданию быстродействующей системы оповещения населения.
4 октября 1932 года Совет Народных Комиссаров СССР утвердил «Положение о противовоздушной обороне СССР». Этим актом было положено начало деятельности централизованной общесоюзной организации – Местной противовоздушной обороны СССР (МПВО), преемницей которой стала Гражданская оборона СССР.
Важную роль в мобилизации МПВО на успешное решение задач, встав-ших в связи с нападением фашисткой Германии на Советский Союз, сыграло Постановление СНК СССР от 2 июля 1941 года «О всеобщей обязательной подготовке населения к противовоздушной обороне». Согласно этому докумен-ту всё население страны от 16 до 60 лет должны были овладеть знаниями по МПВО. Кроме того, мужчины от 16 до 60 лет и женщины от18 до 50 лет обязаны были состоять в группах самозащиты. Этим же постановлением предусматривалось обучение детей в возрасте от 8 до 16 лет пользованию средствами индивидуальной защиты и действиям при воздушном нападении.
Силы МПВО успешно справились со своей задачей в годы Великой Отечественной войны 1941 -1945 годов. Они ликвидировали последствия более 30 тыс. налётов фашистской авиации, обезвредили свыше 430 тыс. авиационных бомб и почти 2,5 млн. снарядов и мин, обеспечили укрытие в убежищах, землянках и щелях почти 25 млн. человек, предотвратили в городах свыше 32 тыс. серьёзных аварий на объектах народного хозяйства. Усилиями формирований и частей МПВО было ликвидировано 90 тыс. возгораний и пожаров. Таким образом, во взаимодействии с частями Вооруженных Сил СССР, МПВО внесла свой огромный вклад в дело защиты населения и народного хозяйства от налётов фашисткой авиации.
В послевоенный период, опираясь на богатый опыт Великой Отечественной войны, МПВО неуклонно продолжала совершенствоваться. Появление в арсенале вооруженных сил США ядерного оружия и быстрое наращивание его запасов вынудело в 1956 году вновь пересмотреть организацию МПВО. Впервые она была названа системой общегосударственных мероприятий, осуществляемых в целях защиты населения от современных средств поражения, создания условий, обеспечивающих надёжность работы объектов народного хозяйства в условиях нападения с воздуха и проведения спасательных и других неотложных работ (СиДНР). Хотя ядерное оружие при этом не упоминалось, но основные усилия системы мероприятий МПВО были направлены на организацию защиты именно от него. На МПВО возлагалась ответственность за организацию подготовки всего населения по противовоздушной, противоатомной, противохимической, противобактериологической защите. Были пересмотрены также способы защиты населения и объектов народного хозяйства.
Революция в военном деле выдвинула необходимость иметь такую оборонительную систему в государстве, которая смогла бы осуществлять эффективную защиту населения и народного хозяйства на всей его территории. В силу этого, 13 июля 1961 года МПВО была преобразована в Гражданскую оборону СССР, которая стала составной частью системы общегосударственных оборонных мероприятий, осуществляемых в мирное и военное время для защиты населения и народного хозяйства от оружия массового поражения и других средств нападения противника, а также для проведения спасательных и аварийно-восстановительных работ в очагах поражения и зонах чрезвычайных и катастрофических ситуаций.
Трагедия Чернобыля показала жизненную необходимость пересмотра традиционных подходов к обеспечению безопасности человека. Она подтвердила, что в мирное время возможны крупномасштабные катаклизмы для преодоления которых потребуется привлечение всех ресурсов государства.
В Российской Федерации выполнение мероприятий по защите населения и территорий в мирное время возложено на Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), деятельность которой определяется Положением о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС, утверждённым постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 года № 794.
Временем создания данной системы можно считать 1990 год, когда проблемы защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера в мирное время были подняты на государственном уровне, что привело к созданию Российского корпуса спасателей на правах Государственного комитета РСФСР.
В 1991 году на базе корпуса спасателей образован Государственный комитет по делам ГОЧС при Президенте РФ.
18.04 1992 года постановлением Правительства РФ была создана Российская система предупреждения и действий в ЧС (РСЧС).
25 ноября 1992 года Правительство России утвердило Положение о Государственном комитете РФ по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГКЧС).
После принятия в 1994 году Федерального закона «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» Российская система предупреждения и действий в ЧС реформирована в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, однако сокращённое название осталось прежним – РСЧС.
В январе 1994 года ГКЧС преобразуется в Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий(МЧС).