Региональная экономическая политика.
Региональная экономическая политика - это комплекс различных, законодательных, административных и экономических мер, которые государство осуществляет с целью устранения диспропорций в региональном развитии, достижения более эффективного использования ресурсов регионов. Становление региональной политики приходится на первую треть прошлого века. В западных странах это произошло в связи с необходимостью ликвидации последствий Великой депрессии, в СССР - в связи с началом индустриализации. |
В СССР начало активного проведения РЭП приходится на 1920-е гг.
I этап ее проведения охватывает 1920-1930 гг. Это период преодоления последствий гражданской войны и индустриализации страны. В этот период в управлении страной преобладал территориальный принцип.
II этап РЭП охватывает 1940-е - первую половину 1950-х гг. В это время система совнархозов (т. е. территориальных органов управления) была заменена системой наркоматов (отраслевых органов). В управлении экономикой доминировал отраслевой принцип.
III этап приходится на 1957-1965 гг. В этот период снова были созданы совнархозы, и в управлении народным хозяйством территориальный принцип вновь стал превалирующим.
IV этап начался в 1965 г., когда совнархозы были упразднены, и продлился до 1980-х гг. В это время вновь возобладал отраслевой принцип управления. Проблемам регионального развития уделялось явно недостаточно внимания. В конце 1980-х гг. была предпринята попытка резкой активизации РЭП. Разрабатывались модели «республиканского хозрасчета», усилилось внимание к проблемам, существовавшим в республиках СССР. Тем не менее, это был весьма короткий период.
V этап РЭП начинается с 1993 г., когда были подписаны Маастрихтские соглашения. РЭП принимает межнациональной характер и осуществляется в рамках Европейского союза. К ее основным целям относятся:
1) обеспечение ускоренного развития стран ЕС, которые отстают от среднего уровня;
2) решение внутренних проблем регионального развития, существующих в отдельных странах ЕС. В настоящее время в странах Западной Европы проводится весьма активная РЭП, которая дифференцирована по четырем группам стран: • первая - это страны «сплочения». К ним относятся Ирландия, Греция, Португалия и Испания. Они являются относительно слаборазвитыми странами Европейского союза, на их территории расположены самые бедные регионы в Западной Европе;
• вторая группа - страны «высокой дифференциации». Данную группу образуют Германия и Италия. Эти страны характеризуются существенными внутренними различиями в уровне развития территорий - между севером и югом Италии, а также между «старыми» и «новыми» землями Германии;
• третья группа - Скандинавские страны (включают Финляндию и Швецию). Эти государства отличаются низкой плотностью населения, существенной удаленностью населенных пунктов друг от друга;
• четвертая группа - страны Северной Европы, включают Австрию, Францию, Данию, Бенилюкс, Объединенное Королевство. Главные региональные проблемы, имеющиеся в этих странах, связаны с происходящими структурными изменениями экономики, региональными проблемами занятости.
Следует отметить, что в странах Восточной Европы, многие из которых стали членами ЕС, проблемы регионального развития гораздо острее, чем в странах Западной Европы. Основные противоречия имеют место как в связи с существенной разницей в ситуации по линии «центр - периферия», так и с наличием депрессивных районов. Эти же проблемы весьма остры и в России.
Понятие, задачи и принципы региональной экономической политики.
Региональная экономическая политика (РЭП) - комплекс различных, законодательных, административных и экономических мер, проводимых государством как на центральном, так и местном уровне с целью устранения диспропорций в экономическом развитии, достижения более полного использования потенциала региона, содействия развитию депрессивных регионов страны, решения экологических и социально-экономических проблем регионального развития.
Соответственно, к задачам региональной экономической политики можно отнести следующие:
• создание условий для ликвидации различий в качестве жизни населения между регионами, а также крупными, средними и малыми городами, городскими и сельскими населенными пунктами;
• развитие специализации экономики регионов, обеспечивающей наиболее полное соответствие ресурсного потенциала местным условиям, формирование эффективных национальных и внутрирегиональных производственных комплексов;
• обеспечение комплексного развития территорий регионов;
• решение существующих проблем регионального развития (экологических, демографических и др.);
• приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение для государства в целом. РЭП, для того, чтобы быть эффективной, должна отвечать определенным принципам. К ним следует отнести:
• приоритетность. Данный принцип заключается в концентрации усилий на решении наиболее'важных проблем развития регионов;
• субсидиарность. Означает, что центр или вышестоящий орган власти должны обеспечивать решение только тех проблем регионального развития, которые местные органы управления не в состоянии решить сами;
• гибкость и превентивность. Предполагается, что проведение РЭП должно осуществляться на регулярном анализе ее эффективности и своевременной корректировке, а также постоянном мониторинге и прогнозировании социально-экономической ситуации в регионах и принятии своевременных мер, упреждающих развитие негативных последствий;
• партнерство. Взаимодействие и сотрудничество республиканских и местных органов управления и самоуправления, а также всех заинтересованных сторон в разработке и реализации региональной политики.
Виды и методы региональной экономической политики.
Региональная экономическая политика подразделяется на различные виды в зависимости от того, кто ее осуществляет, на какие объекты она направлена, как, какими методами и для решения каких задач осуществляется. Прежде всего, следует отметить, что РЭП может быть как государственной, так и негосударственной. Первый ее вид разрабатывается и осуществляется государственными органами управления, он является составной частью всей социально-экономической политики государства. Негосударственная РЭП осуществляется крупными производственными, торговыми и финансовыми структурами, деятельность которых распространяется на различные регионы и которые, как правило, имеют в своем составе широкую территориальную сеть филиалов и подразделений. Это могут быть транснациональные корпорации или национальные структуры. Например, ОАО «АСБ Бела-русбанк» имеет сотни региональных подразделений в своем составе, деятельность которых охватывает все административные районы республики, а также заграничные представительства. Естественно, что он осуществляет определенную РЭП, включающую стратегию и тактику развития сети отделений и представительств. Кроме того, можно выделить национальную и межнациональную РЭП. Пример последней - РЭП Европейского союза.
РЭП относится к различным районам и уровням территориальной организации. В первом случае речь идет о различных регионах или их совокупностях, выделенных по тому или иному признаку (географическому, экономическому и др.), во втором - о типах населенных мест и территорий (сельская территория, малые города и т. д.). Возможно и сочетание этих предметных областей (например, малые города северного региона). Исходя из видов общественных подсистем, на которые направлена региональная политика, можно выделить собственно экономическую, а также научно-техническую, экологическую, демографическую и другие виды региональной политики. По степени охвата выделяется локальная (осуществляется в пределах районов или областей), национальная и межнациональная РЭП. Важное значение имеет разделение РЭП на такие виды, как эксплицитпая (от англ. explicit - ясный, открыто выраженный) и имплицитная (от англ. implicit - подразумеваемый). Эксплицитная РЭП отражена в соответствующих программных документах, направлена на решение четко определенных задач, относящихся к проблемам регионального развития. Что касается имплицитной РЭП, то она четко не декларируется, как относящаяся к региональной, а включает последствия для регионального развития различных социально-экономических решений, относящихся к промышленной, аграрной и другим видам экономической политики. Как и другие виды экономической политики, региональная может осуществляться прямыми и косвенными методами. К инструментам косвенного регулирования относятся те, посредством которых формируются условия, определяющие деятельность социально-экономических субъектов. К ним относятся налоговая, денежно-кредитная политика, создание правовых основ регионального развития и др. Инструменты прямого регулирования включают разработку и осуществление определенных программ, принятие административных и экономических решений, относящихся к конкретным экономическим субъектам. Важным методом осуществления РЭП является программный. К числу государственных программ, определяющих цели, задачи, приоритеты, а также конкретные меры регионального развития, можно отнести: «Национальную стратегию устойчивого развития Республики Беларусь до 2020 года»,
«Программу социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы», «Государственную комплексную программу развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007-2010 годы», «Государственную программу возрождения и развития села на 2005-2010 годы». Эти программы являются республиканскими, определяют основные направления РЭП в Беларуси. Кроме того, на основе республиканских программ разрабатываются областные и районные, конкретизирующие республиканские и направленные на решение локальных задач регионального развития.