Внутренняя среда производственного предприятия

Тема. Организация (предприятие) как хозяйствующий субъект рыночной экономики

Организация (предприятие) — основное звено национальной экономики, самостоятельный хозяйствующий уставный субъект, обладающий правами юридического лица и осуществляющий производственную, научно-исследовательскую и коммерческую деятельность, с целью получения соответствующей прибыли (доходов).

Юридические лица — организации, которые имеют в своей собственности, в хозяйственном ведении или на оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом. Юридические лица могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.

Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности — коммерческие организации.

Некоммерческие организации — не ставят целью своей деятельности извлечение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками (могут получать прибыль лишь постольку поскольку это служит целям, ради которых они созданы.)

Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации. Данные гос. регистрации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

Каждое предприятие действует на основании устава либо учредительного договора. В перечисленных документах указывается предмет и цели деятельности. Особенностью современных предприятий является их многопрофильность.

Основной вид деятельности определяется по следующим критериям:

— удельному весу в выручке от реализации продукции, работ, услуг.

— удельному весу прибыли от реализации продукции.

К производственной деятельности относят производство вещественных благ и выполнение работ по внешним заказам.

Услуги бывают производственного характера (ремонт техники, автомобилей), и непроизводственного (консалтинговые, финансовые, образовательные)

Следует различать понятия «предприятие» и «фирма». Их рассматривают как синонимы, хотя на практике это не всегда так.

Предприятие — это учреждение в форме фабрики, небольшого или крупного магазина, которое выполняет одну или несколько специфических функций по производству и распределению товаров и услуг.

Фирма же владеет этими предприятиями и ведет на них хозяйственную деятельность. Фирма может состоять из нескольких предприятий, которые являются составными частями этой фирмы.

Внутренняя среда производственного предприятия

Внутренняя среда производственного предприятия - student2.ru

Основу предприятия составляют люди, которые характеризуются определённым профессиональным составом квалификацией, интересами. Это руководители, специалисты, рабочие. От их усилий и умения зависят результаты работы предприятия.

Людям необходимы средства производства:

· Основные средства производства, с помощью которых изготавливается продукция;

· Оборотные средства, из которых создаётся эта продукция.

Для расчётов поставки необходимых материалов, оборудования, энергоресурсов, для выплаты заработной платы работникам и осуществление прочих платежей предприятию необходимыденьги, которые накапливаются на его расчётном счёте в банке и частично в кассе предприятия. При отсутствии собственных денежных средств предприятие прибегает к кредитам.

Важное значение для работы предприятия имеет информация. При помощи информации все компоненты действующего предприятия связаны в единый синхронно функционирующий комплекс, нацеленный на производство данного вида продукции, соответствующего количества и качества.

Информация бывает:

· Коммерческая — какую продукцию и в каком количестве изготавливать, по какой цене и кому реализовывать, какие расходы необходимы для производства.

· Техническая— описывает технологию изготовления продукции, при помощи каких машин и оборудования, в какой последовательности из каких материалов производить продукцию.

· Оперативная — на её основе выдаются задания персоналу, осуществляется расстановка по рабочим местам, производится учёт, контроль и регулирование хода производственного процесса.

Наряду с развитием малого предпринимательства идет процесс укрупнения капитала. Основная выгода интегрированных структур — это объединения капитала в сфере технологического развития маркетинга, рекламы, продвижения товаров, снижения внепроизводственных расходов. В современной конкурентной борьбе поражение нередко терпят даже компании гиганты, что заставляет их объединяться в еще более крупные структуры.

В современной экономике превалируют такие формы корпоративных отношений как холдинговые компании, концерны, синдикаты, ассоциации, ФПГ, консорциумы. Все они направлены на использование преимуществ крупного капитала.

Холдинговая компания образуется, когда одно акционерное общество овладевает контрольными пакетами акций других акционерных фирм с целью финансового контроля за их работой и получения дохода на вложенный в акции капитал.

Чистый холдинг — когда через систему участия в акционерном капитале других фирм компания получает доходы.

Смешанный холдинг — когда холдинговая компания занимается самостоятельной предпринимательской деятельностью, и одновременно организует новые зависимые фирмы и филиалы.

Чистые холдинги, как правило, возглавляются крупными банками, во главе смешанного холдинга может находиться любое крупное объединение.

ФПГ напоминают холдинг. В их состав наряду с предприятиями материального производства (промышленность, строительство, транспорт) входят финансовые организации, прежде всего банки. Главная задача объединение банковского капитала и производственного потенциала. При этом основным доходом банка, входящего в ФПГ должны быть дивиденды от повышения эффективности работы предприятий, а не проценты по кредитам.

Ассоциации — это добровольные объединения (союзы) независимых производственных предприятий, научных, проектных, конструкторских, строительных и прочих организаций. Участники самостоятельны. Цель — координация деятельности.

Консорциумы — временные организации для выполнения некоторых задач. (Например, Арал — экологическое спасение Аральского моря и его бассейна).

Синдикат — это ассоциативная форма предпринимательства связана в основном со сбытом продукции. Она распространена главным образом в добывающих отраслях, сельском и лесном хозяйстве. Главная задача — организовать совместный сбыт продукции. Например, международный синдикат ОПЕК — координация объемов добычи и продажи нефти.

Промышленные узлы — это группа предприятий и организаций, которые размещаются на смежных территориях и совместно используют производственную и социально-бытовую инфраструктуру, природные и другие ресурсы, создают общие производства межотраслевого и регионального значения, сохраняя при этом свою самостоятельность. В промышленных узлах формируются условия для развития региональной интеграции, кооперации, специализации производства.

Интеграция — это объединение усилий нескольких фирм для достижения каких либо целей (контроль за ценами, снабжение, облегчение сбыта, рынками, упрощение технологий и т.д.)

Горизонтальная интеграция предполагает объединение усилий фирм, выпускающих однородную продукцию («Торговая лига», «Бумажный мир»)

Вертикальная интеграция осуществляется между фирмами, технологически связанными между собой при производстве продукта (услуги).

Латеральнаяинтеграцияпредполагает объединение разных фирм, никак не связанных между собой. Во многих странах интеграция ограничена с целью недопущения монополии.

Наши рекомендации