Теория рациональных ожиданий. Альтернативные концепции в макроэкономике
ТЕМА 3
Альтернативные концепции в макроэкономике
План
1. Монетаризм.
2. Теория рациональных ожиданий.
3. Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филлипса.
4. Совокупное предложение в краткосрочном и долгосрочном плане и динамика инфляции.
5. Рекомендации для политики.
В 70-80-е годы новые теории неоклассического направления заметно потеснили кейнсианство. К их числу относятся монетаризм, теория рациональных ожиданий, теория «экономики предложения». Сторонники этих теорий рассматривают рынок как саморегулирующуюся систему и выступают против чрезмерного вмешательства государства в экономику. В то время как кенсианцы считают, что рынки в основном не конкурентны, и поэтому рыночная система подвержена макроэкономической нестабильности, а значит требуется активная стабилизационная политика. Вопросы экономической политики и стали главным пунктом разногласий.
Монетаризм
Особенностью этого направления является признание денежной массы, находящейся в обращении, фактором, определяющим развитие экономики. Лидером монетаристской школы по праву считается профессор Чикагского университета М. Фридмен. Рассмотрим основные пункты разногласий между монетаристами и кейнсианцами.
Кейнсианцы считают основным фактором, определяющим объем производства, уровень совокупных расходов. Их основное уравнение: ЧНП = C+In+G+Xn. Компоненты совокупных расходов по большей части не зависят от предложения денег.
Монетаристы сосредоточились на уравнении количественной теории денег (уравнении обмена): M´V = P´Y, где
M – предложение денег,
V – скорость обращения денег,
Y – реальный объем производства,
P – уровень цен.
В этом уравнении (M´V) – представляет собой общее количество расходов покупателей на приобретение объема произведенных благ, т.е. совокупные расходы; а (P´Y) – это общая выручка продавцов данного объема благ, т.е. ЧНП. Таким образом, денежное предложение определяет объем производства.
Кейнсианцы считают, что изменение денежного предложения воздействует на уровень производства через длинный передаточный механизм:
изменение денежного предложения – изменение процентной ставки – изменение инвестиций – изменение ЧНП.
В этой цепи причинно-следственных связей есть много слабых звеньев. Например, кредитно-денежная политика будет неэффективна, если кривая спроса на деньги относительно пологая, а кривая спроса на инвестиции относительно крутая. (Кейнсианцы полагают, что эти кривые имеют именно такую форму).
Монетаристы считают, что изменение денежного предложения вызывает изменение совокупного спроса в целом, т.е. всех его компонентов. Поскольку, например, население воспринимает увеличение денег в портфелях активов, как рост своего богатства, и в ответ на это увеличивает потребление. Передаточный механизм с точки зрения монетаристов проще и представляет следующую цепь причинно-следственных связей:
изменение денежного предложения – изменение совокупного спроса – изменение ЧНП.
Изменение совокупного спроса изменяет номинальный ЧНП в длительной перспективе преимущественно через изменение уровня цен, а не через изменение реального объема производства. Кроме того, монетаристы полагают, что кривая спроса на деньги относительно крутая, а кривая спроса на инвестиции относительно пологая, что делает кредитно-денежную политику более эффективной, чем считают кейнсианцы.
Влияние денежной массы в обращении на объем производства зависит также от поведения скорости обращения денег. Кейнсианцы считают, что скорость обращения денег изменяется прямо пропорционально ставке процента и обратно пропорционально предложению денег. Эти изменения понижают значение денег в качестве фактора, определяющего уровень объема производства. Например, когда предложение денег повышается, скорость обращения денег снижается, поэтому трудно предсказать, как изменится в итоге величина (M´V) – возрастет или снизится.
Монетаристы не отрицают того факта, что скорость обращения денег изменяется. Однако они считают, что скорость обращения изменяется предсказуемым образом, т.е. является стабильной величиной.
Учитывая, что передаточный механизм кредитно-денежной политики имеет слабые звенья, а скорость обращения денег подвержена значительным колебаниям, кейнсианцы считают, что эффективность использования кредитно-денежной политики для стабилизации экономики невысока. Более надежным средством с их точки зрения является фискальная политика, так как государственные расходы непосредственно входят в состав совокупных расходов.
Монетаристы полагают, что неэффективным стабилизационным инструментом является как раз фискальная политика, ее беспомощность обусловлена существованием эффекта вытеснения. Наблюдаемая же экономическая нестабильность является результатом неправильного использования такого мощного средства как кредитно-денежная политика. Ошибки в применении кредитно-денежного регулирования монетаристы связывают, во-первых, с существованием непредвиденных временных лагов: период, за который изменение денежного предложения существенно изменит ЧНП, составляет от шести месяцев до двух лет. Поэтому использование дискретной кредитно-денежной политики может усиливать циклические колебания. Так меры, направленные на расширение денежного предложения, окажут свое воздействие на экономику не ранее, чем через шесть месяцев. Но за это время спад в экономике может смениться фазой инфляционного подъема. В этот момент политика дешевых денег оказывает свое действие и усиливает инфляцию.
Во-вторых, монетаристы указывают на то, что руководящие кредитно-денежные учреждения стремились обычно стабилизировать процентную ставку с целью стабилизации инвестиций и экономики в целом. Однако не возможно при изменении спроса на деньги одновременно стабилизировать и предложение денег, и процентную ставку. Поэтому, стремясь стабилизировать процентную ставку, Центральный банк может дестабилизировать экономику.
По мнению М. Фридмена необходимо стабилизировать темп роста денежного предложения. Монетаристы выступают за законодательное установление монетарного правила, согласно которому денежное предложение должно ежегодно расширяться в том же темпе, что и ежегодный темп потенциального роста реального ВНП, т.е. в среднем на 3 – 5% (средний темп экономического роста в США в долгосрочном периоде). В этом случае смещение кривой совокупного спроса с AD1 до AD2 будет соответствовать смещению кривой совокупного предложения от AS1 до AS2, и уровень цен останется неизменным (рис. 3.1).
Рис. 3.1 Монетарное правило в модели «совокупный спрос – совокупное предложение»
Теория рациональных ожиданий.
Эта теория получила широкое распространение с середины 70-х годов ХХ века. Ведущие разработчики теории рациональных ожиданий – Р. Лукас, Т. Сарджент, Н. Уоллес. В центре этой теории находятся экономические агенты способные быстро приспосабливаться к меняющейся хозяйственной конъюнктуре благодаря рациональному использованию всей получаемой информации.
Теория рациональных ожиданий исходит из следующих фундаментальных предпосылок:
а) потребители, предприниматели и рабочие понимают как функционирует экономика, способны оценить будущие результаты политических и экономических изменений и выбирают линию поведения, отвечающую их собственным интересам;
б) рынки высококонкурентны, а цены и ставки зарплаты быстро приспосабливаются к изменениям спроса и предложения.
Сочетание рациональных ожиданий и мгновенного приспособления рынка делает беспомощной любую дискреционную стабилизационную политику.
Например, если правительство увеличит предложение денег, желая увеличить реальный объем производства, население предпримет защитные меры (в ожидании инфляции рабочие потребуют увеличения зарплаты, а предприниматели увеличат цены), в результате реальный объем производства не изменится (рис. 3.2).
Рис. 3.2 Рациональные ожидания и модель «совокупный спрос – совокупное предложение»
Таким образом, по мнению сторонников теории рациональных ожиданий дискретная политика как минимум бесполезна, поэтому ее лучше заменить политикой правила. Хотя сторонники теории также как и монетаристы настаивают на установлении монетарного правила, их аргументация отличается от аргументов монетаристов. Сторонники теории рациональных ожиданий считают, что неэффективность любой дискретной политики обусловлена не политическими ошибками, а реакцией людей на ожидаемые результаты этой политики. Теория рациональных ожиданий абстрагируется от таких явлений как несовершенная конкуренция, государственный сектор, кризис, неполнота информации и т.п.