Спрос на потребительские товары и услуги торговли.
3.1 Сущность и виды покупательного спроса.
В рыночной, покупательной торговле, ориентированной на потребителя проблемы организации спроса на потребительские товары становятся наиболее актуальными.
Спрос является одним из инструментов рыночного механизма, способного дать глубокое представление не только об отдельных экономических проблемах, но также и о функционировании всего рынка потребительских товаров. Спрос формирует предложение товаров, определяет политику ценообразования. Его изучение необходимо как для товаропроизводителей, и для продавцов конкретного товара так и для потребителей.
Выбор форм и методов организации спроса напрямую связан с пониманием сущности этой категории факторов его формирования, закономерностей развития, т.е. с изучением общетеоретических вопросов потребительского спроса.
В рыночной теории присутствует множество определений спроса, но наиболее типичные из них сводятся к следующему:
- спрос как экономическая категория характеризует объем товаров, которые потребитель желает и может купить;
- спрос как предмет анализа хозяйственной деятельности рыночного субъекта отражает объем продукции, который потребитель хочет и в состоянии приобрести по некоторой из возможных течение определенного периода времени цен на конкретном рынке;
- спрос отражает потребности в приобретении на рынке определенного количества материальных благ и представляет собой специфическую форму проявления потребностей, обеспеченных денежным эквивалентом, т.е. платежеспособных потребностей. Его побуждающие мотивы – сами потребности, их носители – потребители.
Сущность спроса на потребительские товары проявляется неоднозначно.
Спрос – прежде всего рыночная форма проявления потребности в определенных благах.
На рынке потребительских товаров, главным образом, удовлетворяются личные потребности индивидов, домохозяйств и отдельных контингентов в связи, с чем важно четко определить их сущность.
Потребность – осознанная необходимость индивида, коллектива, общества в благе, продукте услуге.
Экономическая теория выделяет несколько признаков, определяющих потребность:
1) потребность связана с жизнедеятельностью индивидов во всех ее проявлениях и обеспечивает ее воспроизводство;
2) потребность носит массовый, привычный характер;
3) потребность реализуется с помощью благ, созданных в производстве;
4) потребность носит исторический характер, меняется с развитием производства и общества.
Физиологи, социологи и философы рассматривают значительно больше характеристик потребности, однако для экономистов сферы потребительского рынка выше названные признаки главенствуют, т.к. потребности, выносимые на рынок, как бы преломляются через призму рыночных отношений, принимая форму покупательского спроса.
Являясь формой выражения потребностей, спрос населения в своем движении подчиняется тем же законам, которые управляют развитием потребностей, и прежде всего – закону возвышения потребностей. Действие этого закона реализуется в том, что потребность и спрос возрастают, не только количественно, но и претерпевают существенные качественные изменения. Причем развитие нового качества в процессе развития личных потребностей и спроса происходит путем исчезновения, уничтожения старого.
Исследование спроса как формы выражения потребностей имеет решающее значение для планирования производства потребительских товаров и торговли. Особый интерес при этом представляет изучение классификации потребностей. Существует классификация личных потребностей по многим признакам. Наиболее важным является разделение их на физические, социальные и интеллектуальные. Они выделены по так называемому генетическому признаку, распознающему природу из возникновения.
Физические (естественные) потребности людей – это потребности связанные с физической жизнью людей, удовлетворение этих потребностей служит воспроизводству человека как биологического существа (потребность в пище, жилье, передвижении).
Социальные потребности, связанные с деятельностью человека как общественного субъекта, а точнее – как члена общества, с выполнением им некоторых социально значимых функций (потребность в труде, отдыхе, охране здоровья, самовыражении, обеспечении социальных гарантий и т.д.)
Интеллектуальные потребности связаны с интеллектуально-творческой деятельностью человека (потребность в образовании, информации, повышении культурного уровня, творчестве, эстетическом наслаждении, познании окружающего мира и т.д.)
Другой важный признак, в соответствии, с которым могут классифицироваться личные потребности – сфера жизнедеятельности человека, в которой эти потребности проявляются. В соответствии с таким подходом выделяются материальные и духовные потребности. Первые проявляются в сфере материальной жизнедеятельности человека, вторые – в духовной сфере.
Материальные потребности удовлетворяются в помощью конкретных материальных благ, а также услуг материального характера. Духовные потребности удовлетворяются, как правило, продуктами духовной деятельности, и лишь в отдельных случаях – продуктами материального производства.
Следует отметить, что разграничение потребностей по данным признакам сложная задача, а классификация в значительной мере условна.
Признаком в соответствии с которым могут быть классифицированы потребности, является и степень их количественной определенность. По этому признаку выделяют абсолютные действительные и платежеспособные потребности.
Абсолютные потребности в количественном отношении практически безграничны, т.е. они не ограничены ни ресурсными возможностями производства, ни платежеспособностью населения. Абсолютные потребности в конкретных благах и услугах могут быть существенно выше возможных на данном этапе и даже ожидаемых в перспективе размеров их производства ресурсов для их удовлетворения. Абсолютные потребности – первый иерархический уровень, они представляют идеальный, внутренне побуждающий мотив, существуют на протяжении всей истории человечества и являются стимулом развития производства. Они абстрактны по отношению к конкретным потребительным стоимостям (потребность в пище, в информации, в духовном развитии и т.д.)
Действительные потребности – второй иерархический уровень - имеют относительный характер и отражают «вещевые» потребности, т.е. потребности в реальных услугах и предметах. Действительные потребности выступают как потребности, сформировавшиеся в рамках сложившегося уровня развития экономики. Они определяются масштабами развития производства и ограничиваются этими масштабами.
Платежеспособные потребности – это потребности, обеспеченные денежным эквивалентом и ограниченные платежеспособными возможностями потребностей. Платежеспособные потребности – третий иерархический уровень – они ограничены реально существующей товарной массой, доходами населения, ценами на товары и т.д. Платежеспособные потребности выражаются в Спросе, который имеет две стороны – платежеспособную и потребительную.
Между абсолютными, действительными и платежеспособными потребностями существует определенная логическая последовательная связь во времени.
Абсолютная потребность под влиянием достигнутого на данном этапе уровня развития производства потребительских товаров и услуг превращается в действительную потребность. Последняя же в результате распределения общественного продукта (в соответствии с господствующими в обществе принципами распределения) принимает форму платежеспособной потребности, которая затем и «выносится» на рынок.
Спрос – форма существования потребности. Различия спроса и потребностей проявляется прежде всего в том, что спрос по своим количественным размерам не совпадает с потребностью. Потребность, как правило, больше спроса. Спрос ограничивает возможности удовлетворения потребности. Потребность, принимающая форму спроса, может быть удовлетворение лишь в пределах платежеспособности населения. Спрос и потребности не совпадают не только в количественном отношении, но и в качественных различиях. Спрос всегда связан с существованием товарного производства и рынка, тогда как потребности могут возникать и удовлетворяться вне связи с товарно-денежными отношениями.
В современной экономике рыночные отношения сводят возможности нетоварного удовлетворения потребностей к весьма ограниченным и четко обусловленным параметрам. Задачи торговли состоят в изучении спроса как рыночной формы действительных платежеспособных потребностей индивидов, домохозяйств, организаций.
Рынок потребительских товаров можно рассматривать как триединство спроса, предложения и цены, поэтому Спрос представляет собой важнейший элемент рынка потребительских товаров.
На рынке он характеризуется следующим:
1) Спрос имеет четкую натурально-вещественную направленность. Поскольку покупательский спрос – потребность в товарах, то он обусловлен особенностями его носителя (возрастными, половыми, образовательными, социальными и т.д.) и представляет собой платежеспособную потребность в конкретных потребительных стоимостях.
В рамках спроса взаимодействие
Производитель | Потребитель |
приобретает качественно новую характеристику как взаимодействие
Покупатель | Продавец |
2) Спрос имеет на рынке Стоимостное выражение.
Если потребность в определенном товаре может быть удовлетворена только через оплату товара, то размер этой платы – (цены) влияет и на выбор приобретаемого товара, и на его количество. Поэтому Спрос – количество товара, которое действительно может быть куплено на данном рынке при неизменном уровне цен.
Спрос – это одна из сторон многомерного процесса рыночного ценообразования. Характерные для него причинно-следственные зависимости имеют вид устойчиво действующих экономических рыночных законов.
Так, между ценой и количеством покупок конкретного потребительского товара существует обратная зависимость, т.е. чем ниже цена товара, тем больше его количество (при прочих равных условиях) можно купить, и наоборот. Эта зависимость в экономической теории названа закон спроса, который математически был сформулирован в 1838 г. А. Курно.
Закон Спроса выражает:
- обратную зависимость между ценой и покупательным количеством товаров;
- постепенное убывание спроса на данный товар или услугу.
Закон спроса – между уровнем цены (p) и величиной спроса (D) существует обратная зависимость. Di = b (i/p) – при прочих равных условиях |
Почему снижение цены увеличивает спрос?
1. Удешевление цены товара делает его доступным для всех покупателей, в т.ч. и для тех, которым ранее он был недоступен. Т.е. увеличилось число покупателей.
2. Часть покупателей товара ранее не полностью удовлетворяла свою вещевую потребность, а сейчас (со снижением цен такую возможность получила)
Экономисты предложили объяснение в виде трех «эффектов» возникающих при снижении цены на товар.
А – эффект роста выгоды.
Покупка эквивалентный обмен | ____ | Расходы на приобретение товара | = | Полезности от него |
Рассмотрим ситуацию, когда рыночная цена (р) снижается:
Если р1<р0, то расходы 1< расходов 0, а Полезность – const (постоянна неизменная), т.о. соотношение расходов на товар и полезности от него меняется к большей выгоде покупателя.
при р1<р0
и при расходах на товар – const – полезность, выгода растет, т.е. полезность 1 > полезности 0
В – Эффект дохода.
Сниженная цена позволяет на прежнюю сумму расходов на данный товар приобрести его в большем количестве.
∑ расходов = рg
если ∑- const – постоянная и имеет фиксированные параметры (g), а р1<р0, то g1 >g0.
это равнозначно увеличению денежного дохода покупателя, но только по отношению к данному товару, только при покупке данного товара.
С – эффект Замещения.
Подешевевший товар относительно удорожает другие товары, хотя их собственные цены могут и не меняться. Поэтому «замещая» в потреблении другие товары подешевевшим, покупатель обеспечивает себе дополнительный эффект дохода.
Таким образом, снижение цены на отдельный товар вызывает многочисленные последствия, - как и рост цены.
Закон спроса отражает и другой важный процесс:
- постепенное убывание спроса
снижение количества продаж данного товара или услуги происходит не только вследствие роста их цен, но и вследствие насыщения потребительского спроса. Убывание спроса происходит потому, что каждая последующая покупка одного и того же товара (услуги) приносит потребителю сравнительно меньшую пользу, выгоду, удовлетворение.
В данном случае Закон спроса сопряжен с Законом убывающей предельной полезности экономических благ.
Закон Спроса – величайший закон рыночной экономики – ибо он придает поведению покупателей и продавцов ОБЪЕКТИВНУЮ ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ЛОГИКУ, а это позволяет прогнозировать их реакцию на изменение цены и конъюнктуры рынка.
3) Спрос на рынке имеет временную и пространственную характеристики. Они заключаются в том, что на одном и том же рынке спрос меняется во времени, что связано и с изменением потребности, и изменением условий ее рыночного удовлетворения.
Если D1 – величина спроса начального периода, за который изучается рынок, а Dn – спрос периода последнего то их отношение (индекс спроса) отражает степень его развития во времени.
ID = Dn/ D1 * 100 %
Временные индексы спроса могут быть рассчитаны как по общероссийскому, так и по региональным и местным рынкам.
Территориальные индексы спроса характеризуют его развитие в пространстве в определенный момент времени.
Если спрос на конкретный товар изучается в пункте А, то территориальные индексы характеризуют его развитие в сравнении со спросом в пунктах В, С, Д и др.
ID терр = DА/ DВ и DА/ DС и DА/ DQ и т.д.
Для территориальных и временных характеристик спроса важно сравнение индивидуальных его значений со средними, и расчет коэффициентов вариации. Методики этих расчетов подробно изложены в курсе «Экономическая статистика».
Спрос как рыночная форма потребности представлен на рынке в различных видах, изучение и удовлетворение которых важная задача экономики торговли.
Категория потребительского спроса может выступать как Макроспрос и микроспрос эти понятия целесообразно рассматривать в двух аспектах: с точки зрения классификации товаров и с точки зрения территориальной определенности рынка.
В соответствии с первым подходом Макроспрос – спрос на отдельную группу товаров (услуг), объединенных либо по потребительскому (одежда, обувь, продовольственные товары) или по отраслевому (сельхозтовары, швейные изделия, меховые изделия, ликероводочная продукция и т.д.) признакам.
В зависимости от второго подхода выделяют Макроспрос на уровне определенного рыночного пространства – страны, республики, экономического района, края, области, города и т.д.
Микроспрос по первому признаку – спрос на отдельные разновидности товара, а по второму – спрос на уровне отдельного торгового субъекта.
Многие признаки позволяют классифицировать Спрос и на макро и микро уровне. Классификация видов спроса представлена в табл. и представляет практический интерес для специалистов торговли.
Таблица