Порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц и предоставления налоговых вычетов на примере семьи
Таблица 3 – Сведения о налогоплательщике (Голанов А.Д.), по итогам за год:
Показатели | |||
1. Годовой доход, в том числе: | |||
а) заработная плата | |||
б) продажа квартиры | |||
2. Годовой расход, в том числе: | |||
а) на обучение детей | |||
б) на лечение и приобретение медикаментов | |||
3. Вычеты: а) стандартные | |||
б) социальные | |||
в) имущественные | |||
4. Сумма налога подлежащая к уплате в бюджет |
У Голанова А.Д. три ребенка возрастом 18, 17 и 15 лет на начало 2013 года (возраст детей менялся – на начало 2014 года 19, 18, 16 лет, а на начало 2015 года 20, 19, 17 лет соответственно). При этом его ежемесячный доход из одного источника равен:
· 20000 руб. в 2013 году;
· 25000 руб. в 2014 году;
· 30000 руб. в 2015 году;
В начале каждого года он подает необходимые документы работодателю на получение стандартного налогового вычета на трёх детей (в последующих годах на двух детей):
· на содержание 1-го ребенка (вычет предоставляется, т.к. он хоть и достиг возраста 18 лет, но является студентом ВУЗа очной формы обучения) - 1400 руб.;
· на 2-го – 1 400 руб. (вычет будет предоставляться до апреля 2013 года, т.к. ребенок достигнет совершеннолетнего возраста);
· на 3-го – 3 000 руб.
Итого ежемесячная сумма до апреля 2013 года, не облагаемая налогом, для Голанова А.Д. составит 5800 руб., а впоследствии – 4400 руб. Эта сумма начиная с апреля 2013 года и вплоть до октября 2015 года будет ежемесячно освобождаться от налогообложения, так как его совокупный доход, исчисляемый с начала каждого года, не превышает 280 000 руб. (за исключением 2015 года, т.к. в октябре совокупный доход превысил установленное ограничение) [38].
Таким образом, каждый месяц с 2013 по 2015 год НДФЛ будет рассчитываться из суммы:
· с января по апрель (20000 – 5800) = 14200 руб., а остальной период 2013 года (20000 – 4400) = 15600 руб.;
· в 2014 году (25000 – 4400) = 20600 руб.;
· в 2015 году до октября (30000 - 4400) = 25600 руб.;
НДФЛ подлежащий ежемесячной уплате налоговым агентом:
· по апрель 2013 года (14200 × 13%) = 1846 руб., до окончания текущего года (15600 × 13%) = 2028 руб.;
· в 2014 году (20600 × 13%) = 2678 руб.;
· с января по октябрь (25600 × 13%) = 3328 руб., а остальной период 2015 года (30000 × 13%) = 3900 руб.;
В итоге за год, за вычетом НДФЛ, Голанов А.Д. получит от работодателя «чистую» заработную плату в размере:
· 3 × (20000 – 1846) + 9 × (20000 – 2028) = 216210 руб. – в 2013 году;
· 12 × (25000 – 2678) = 267864 руб. – в 2014 году;
· 9 × (30000 – 3328) + 3 × (30000 – 3900) = 318348 руб. – в 2015 году;
Если бы он не подавал заявление на стандартный налоговый вычет, то получил бы годовой заработок в размере:
· 12 × (20000 – 2600) = 208800 руб. – в 2013 году;
· 12 × (25000 – 3250) = 261000 руб. – в 2014 году;
· 12 × (30000 – 3900) = 313200 руб. – в 2015 году.
Таким образом, он получил дополнительные средства в виде вычета НДФЛ на детей:
· 216210 – 208800 = 7410 руб. – в 2013 году;
· 267864 – 261000 = 6864 руб. – в 2014 году;
· 318348 – 313200 = 5148 руб. – в 2015 году.
Сумма налога подлежащая к уплате:
· (3 × 1846) + (9 × 2028) = 23790 руб. – в 2013 году;
· 12 × 2678 = 32136 руб. – в 2014 году;
· (9 × 3328) + (3 × 3900) = 41652 руб. – в 2015 году.
Голанов А.Д., будучи налоговым резидентом РФ, продал в феврале 2014 года квартиру за 2,4 миллиона рублей. Квартира им была приватизирована в феврале 2013 года. То есть, квартира находилась в собственности менее трех лет. В этом случае Голанов А.Д. вправе уменьшить полученный от продажи квартиры доход на налоговый вычет в сумме не более 1 миллиона рублей. В итоге сумма полученного им от продажи квартиры дохода, облагаемого по ставке 13%, составит 1400000 рублей (2400000 – 1000000) [37].
Размер НДФЛ, указанный в налоговой декларации 3-НДФЛ поданной в 2015 году за 2014 год и подлежащего уплате в бюджет, составит 182000 рублей (1400000 рублей × 13%).
У Голанова А.Д. есть дочь (Голанова П.А.) в возрасте 15 лет. С 2013 по 2015 год она получала образование в колледже на очной форме обучения. За указанный период отец уплатили за обучение ребенка 15000 руб., 17500 руб., 20000 руб. в 2013, 2014 и 2015 году соответственно.
Сумма, уплаченная за обучение в колледже, может быть учтена при налогообложении в полном объеме, так как на протяжении всего периода она не превышала установленного ограничения в размере 50 000 руб. на ребенка.
В результате в 2014, 2015 и 2016 году Голанов А.Д. подал налоговую декларацию по ф.3-НДФЛ за 2013, 2014 и 2015 год и заявил о получении социального налогового вычета:
· 15000 × 13% = 1950 руб. – размер возврата в 2014 году;
· 17500 × 13% = 2275 руб. – размер возврата в 2015 году.
В 2013 году Голанов А.Д. купил медикаменты на сумму 15000 руб., которые были назначены ему лечащим врачом и приобретенные за счет собственных средств. Сумма социальных вычетов не превышает установленного лимита в 120000 руб., исходя из этого налогоплательщик заявил о социальном налоговом вычете в декларации по ф.3-НДФЛ в 2014 году, а размер вычета составил: 15000 × 13% = 1950 руб.
Голанов А.Д. получил в течение 2012 года доход в размере 240000 руб. В 2012 году он понес расходы на свое лечение в размере 30 000 руб. Расходы на лечение не превысили лимит в 120 000 руб. Следовательно, Голанов А.Д. будет иметь право на социальный налоговый вычет в размере 30 000 руб. Налоговая инспекция на основании поданной в 2013 году налоговой декларации по ф.3-НДФЛ за 2013 г. вернет ему 3900 руб. (30 000 × 13%).
Таблица 3.1 – Сведения о налогоплательщике (Голанова А.Л.), по итогам за год:
Показатели | |||
1. Годовой доход, в том числе: | |||
а) заработная плата | |||
б) продажа машины | |||
2. Годовой расход, в том числе: | |||
а) на обучение детей | |||
б) на лечение и приобретение медикаментов | |||
3. Вычеты: а) стандартные | |||
б) социальные | |||
в) имущественные | |||
4. Сумма налога подлежащая к уплате в бюджет |
У Голанова А.Д. есть супруга – Голанова А.Л., она также является матерью троих детей и обладает правом на стандартный налоговый вычет. Её ежемесячный доход из одного источника равен 15000 руб. и оставался неизменным на протяжении исследуемого периода с 2013 – по 2015 года.
Она также как и её супруг подает необходимые документы работодателю для получение стандартного налогового вычета на трёх детей (начиная с апреля 2013 и в последующих годах на двух детей).
Итого ежемесячная сумма до апреля 2013 года, не облагаемая налогом, для Голановой А.Л. составит 5800 руб., а впоследствии – 4400 руб. Эта сумма начиная с апреля 2013 года и вплоть до 2015 года будет ежемесячно освобождаться от налогообложения, так как её совокупный доход, исчисляемый с начала каждого года, не превышает 280000 руб. Таким образом, каждый месяц с 2013 по 2015 год НДФЛ будет рассчитываться из суммы:
· с января по апрель (15000 – 5800) = 9200 руб., а остальной период 2013 года (15000 – 4400) = 10600 руб.;
· (15000 – 4400) = 10600 руб. – в 2014 и 2015 году.
НДФЛ подлежащий ежемесячной уплате налоговым агентом:
· по апрель (9200 × 13%) = 1196 руб., до окончания 2013 года (10600 × 13%) = 1378 руб.;
· (10600 × 13%) = 1378 руб. – в 2014 и 2015 году.
В итоге за год, за вычетом НДФЛ, Голанова А.Л. получит от работодателя «чистую» заработную плату в размере:
· 3 × (15000 – 1196) + 9 × (15000 – 1378) = 164010 руб. – в 2013 году;
· 12 × (15000 – 1378) = 163464 руб. – в 2014 и 2015 году.
Если бы она не подавал заявление на стандартный налоговый вычет, то получила годовой заработок в размере:
12 × (15000 – 1950) = 156600 руб. – с 2013 по 2015 год.
Таким образом, она получил дополнительные средства в виде вычета НДФЛ на детей:
· 164010 – 156600 = 7410 руб. – в 2013 году;
· 163464 – 156600 = 6864 руб. – в 2014 и 2015 году.
Сумма налога подлежащая к уплате:
· (3 × 1196) + (9 × 1378) = 15990 руб. – в 2013 году;
· 12 × 1378 = 16536 руб. – в 2014 и 2015 году.
Голанова А.Л. в 2013 г. продала за 200 000 руб. автомобиль, принадлежавший ей на праве собственности менее трех лет. На руках у физического лица имеются документы, в том числе платежные. Исчисление и уплату налога физические лица производят самостоятельно по налоговой ставке 13%. Голанова А.Л. в 2014 году подала декларацию по ф.3-НДФЛ и заявила об имущественном налоговом вычете в размере 250 000 руб., исходя из этого НДФЛ не будет исчисляться, т.к. отсутствует налоговая база.
Голанова А.Л. оплачивает обучение Голанова Н.А. (18 лет на начало исследуемого периода), который с 2012 по 2015 год получал образование в ВУЗе на очной форме обучения. За указанный период она уплатила за обучение сына 80000 руб., 85000 руб., и дважды 90000 руб. в 2012, 2013, 2014 и 2015 году соответственно.
Сумма, уплаченная за обучение в ВУЗе, не может быть учтена при налогообложении в полном объеме, так как на протяжении всего периода она превышала установленное ограничения в размере 50 000 руб. на ребенка [27].
В результате в 2013, 2014, 2015 и 2016 году Голанова А.Л. подала налоговую декларацию по ф.3-НДФЛ за 2012, 2013, 2014 и 2015 год и заявила о получении социального налогового вычета:
50000 × 13% = 6500 руб. – размер возврата с 2013 по 2015 (и 2016) год.
Голанова А.Л. в 2014 году понесла расходы на свое лечение в размере 30 000 руб. Сумма социальных вычетов не превысили лимит в 120 000 руб. Следовательно, Голанова А.Л. будет иметь право на налоговый вычет в размере 30 000 руб. Налоговая инспекция на основании поданной в 2015 году налоговой декларации по ф.3-НДФЛ за 2015 г. вернет ей 3900 руб. (30 000 × 13%).
Таблица 2.2 – Сведения о налогоплательщике (Голанов Н.А.), по итогам за год:
Показатели | |||
1. Годовой доход, в том числе: | |||
а) заработная плата | |||
б) продажа машины | |||
2. Годовой расход, в том числе: | |||
а) на лечение и приобретение медикаментов | |||
б) на накопительную часть трудовой пенсии | |||
3. Вычеты: а) стандартные | |||
б) социальные | |||
в) имущественные | |||
4. Сумма налога подлежащая к уплате в бюджет |
Голанов Н.А. – студент, не женат и не имеет на иждивении детей, исходя из этого у него нет права на стандартные налоговые вычеты. Его ежемесячный доход из одного источника равен 13800 руб. и оставался неизменным на протяжении исследуемого периода с 2013 по 2015 год.
НДФЛ подлежащий ежемесячной уплате налоговым агентом:
13800 × 13% = 1794 руб. – в 2013, 2014 и 2015 году.
В итоге за год, за вычетом НДФЛ, Голанов Н.А. получит от работодателя «чистую» заработную плату в размере:
12 × (13800 – 1794) = 144072 руб. – в 2013, 2014 и 2015 году.
Сумма налога подлежащая к уплате:
12 × 1794 = 21528 руб. – в 2013, 2014 и 2015 году;
Голанов Н.А. в 2014 г. продала за 150 000 руб. автомобиль, принадлежавший ему на праве собственности менее трех лет. На руках у физического лица имеются все документы. Исчисление и уплату налога физические лица производят самостоятельно по налоговой ставке 13%. Голанов Н.А. в 2015 году подал декларацию по ф.3-НДФЛ и заявил об имущественном налоговом вычете в размере 250 000 руб., исходя из этого НДФЛ не будет исчисляться, т.к. отсутствует налоговая база.
Голанов Н.А. в 2012 году понес расходы на свое лечение в размере 50 000 руб. Сумма социальных вычетов не превысила лимит в 120 000 руб. Следовательно, Голанов Н.А. будет иметь право на налоговый вычет в размере 50 000 руб. Налоговая инспекция на основании поданной в 2013 году налоговой декларации по ф.3-НДФЛ за 2012 г. вернет ему 6500 руб. (50 000 × 13%).
В 2013 году Голанов Н.А. купил медикаменты на сумму 20000 руб., которые были назначены ему лечащим врачом и приобретены за счет собственных средств. Сумма социальных вычетов не превышает установленного лимита в 120000 руб., исходя из этого налогоплательщик заявил о социальном налоговом вычете в декларации по ф.3-НДФЛ в 2014 году, а размер вычета составил: 20000 × 13% = 2600 руб.
В течение 2014 года Голанов Н.А. оплачивал пенсионные взносы по договору негосударственного пенсионного обеспечения, который заключен с негосударственным пенсионным фондом. Сумма уплаченных взносов за год составила 60000 руб. В 2015 году была подана декларация по ф.3-НДФЛ и заявлен социальный налоговый вычет в связи с оплатой пенсионных взносов, размер вычета составил: 60000 × 13% = 7800
Таблица 2.3 – Сведения о налогоплательщике (Голанова А.А.), по итогам за год:
Показатели | |||
1. Годовой доход | |||
2. Годовой расход, в том числе: | |||
а) на лечение, приобретение медикаментов и взносы по договорам медицинского страхования | |||
б) на собственное обучение | |||
в) на покупку квартиры | |||
г) на накопительную часть трудовой пенсии | |||
3. Вычеты: а) стандартные | |||
б) социальные | |||
в) имущественные | |||
4. Сумма налога подлежащая к уплате в бюджет |
Голанова А.А. – студентка, не замужем и не имеет на иждивении детей, исходя из этого у неё нет права на стандартные налоговые вычеты. Её ежемесячный доход из одного источника равен 12075 руб. и оставался неизменным на протяжении периода с 2014 по 2015 год (т.к она устроилась на работу в января 2014 года).
НДФЛ подлежащий ежемесячной уплате налоговым агентом:
12075 × 13% = 1570 руб. – в 2014 и 2015 году.
В итоге за год, за вычетом НДФЛ, Голанов Н.А. получит от работодателя «чистую» заработную плату в размере:
12 × (12075 – 1570) = 126060 руб. – в 2014 и 2015 году.
Сумма налога подлежащая к уплате:
12 × 1570 = 18840 руб. – в 2014 и 2015 году.
Голанова А.А. с 2013 по 2015 год получала образование в ВУЗе на заочной форме обучения. За указанный период она уплатила за своё обучение 40000 руб., 42000 руб., 45000 руб. в 2013, 2014 и 2015 году соответственно.
Сумма, уплаченная за обучение в ВУЗе, может быть учтена при налогообложении в полном объеме, так как на протяжении всего периода она не превышала установленного ограничения в размере 120 000 руб.
В результате в 2014, 2015 и 2016 году Голанова А.А. подала налоговую декларацию по ф.3-НДФЛ за 2013, 2014 и 2015 год и заявила о получении социального налогового вычета:
40000 × 13% = 5200 руб. – размер возврата в 2014 году;
42000 × 13% = 5460 руб. – размер возврата в 2015 году.
Голанов А.А. в 2015 году понесла расходы на свое лечение в размере 20 000 руб. Сумма социальных вычетов не превысила лимит в 120 000 руб. Следовательно, Голанова А.А. будет иметь право на налоговый вычет в размере 20000 руб. Налоговая инспекция на основании поданной в 2016 году налоговой декларации по ф.3-НДФЛ за 2015 г. вернет ей 2600 руб. (20 000 × 13%).
В течение 2013 года Голанова А.А. оплачивала пенсионные взносы по договору негосударственного пенсионного обеспечения, который заключен с негосударственным пенсионным фондом. Сумма уплаченных взносов за год составила 35000 руб. В 2014 году была подана декларация по ф.3-НДФЛ и заявлен социальный налоговый вычет в связи с оплатой пенсионных взносов, размер вычета составил: 35000 × 13% = 4550 руб.
Официальная зарплата Голановой А.А. в 2014 году составляет 12075 руб. в месяц, соответственно за год официальная заработная плата сотрудника равна 144900 руб. Сотрудник в 2014 году приобрел квартиру за 2000000 руб. и вправе рассчитывать на имущественный налоговый вычет в размере 2000000 руб., то есть на возврат из бюджета 260 000 руб. (2 000 000руб. × 13%). Однако, если официальная зарплата Голановой А.А. не изменится, то ей придется обращаться в налоговую инспекцию и получать имущественный налоговый вычет больше 12 лет, пока не использует его полностью. Это связано с тем, что при подаче в 2015 году налоговой декларации 3-НДФЛ за 2014 год она сможет рассчитывать на возврат из бюджета только 18840 руб. = 144900 × 13% [25].
2.3 Сравнительная характеристика прогрессивной и плоской шкал налогообложения
Вопрос о возврате к прогрессивной шкале налогообложения давно уже обсуждается в нашем обществе. Прогрессивное налогообложение представляет собой систему, при которой большему объекту налогообложения соответствует более высокий уровень налоговых ставок или же с ростом налоговой базы растёт ставка налога.
В Государственную Думу Российской Федерации уже несколько лет поступает законопроект «О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» от партии КПРФ, предусматривающий введение прогрессивной шкалы по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ). Согласно законопроекту ставка НДФЛ будет зависеть от годового дохода налогоплательщика:
Таблица 4 – Прогрессивная шкала налогообложения согласно законопроекту (КПРФ) [6];
Размер облагаемого совокупного дохода, полученного за год | Ставка налога |
До 120000 руб. | 10% |
От 120001 руб. до 500000 руб. | 12000 руб. + 15% с суммы, превышающей 120000 руб. |
От 500001 руб. до 1,1 млн руб. | 69000 руб. + 25% с суммы превышающей 500000 руб. |
От 1 100 001 руб. до 2,9 млн руб. | 219 000 руб. + 35 % с суммы, превышающей 1,1 млн руб. |
свыше 2 900 001 руб. | 849 000 руб. + 45 % с суммы, превышающей 2,9 млн руб. |
В случае, если годовой доход окажется меньше прожиточного минимума в регионе, НДФЛ платить не придётся вовсе.
Рассмотрим действие данной прогрессивной шкалы налогообложения на налогоплательщика и сравним с плоской шкалой ставок.
Голанов А.Д. и его супруга Голанова А.Л. – их ежемесячный доход в 2015 году из одного источника равен 30000 руб. и 15000 руб. соответственно, следовательно в за год они получают:
· 30000 × 12 = 360000 руб. - Голанов А.Д.
· 15000 × 12 = 180000 руб. - Голанова А.Л.
Согласно прогрессивной шкале, сумма налога, которую требуется уплатить в 2015 году составляет:
· (120000 × 10%) + (240000 × 15%) = 48000 руб. - Голанов А.Д.
· (120000 × 10%) + (60000 × 15%) = 21000 руб. - Голанова А.Л.
Теперь рассчитаем посредством плоской шкалы НДФЛ подлежащий к уплате за 2015 год (без учёта предоставляемых вычетов):
· 360000 × 13% = 46800 руб.
· 180000 × 13% = 23400 руб.
26 марта 2015 года депутаты фракции "Справедливая Россия" внесли в Госдуму Законопроект о изменениях в пункте 1 статьи 224 Налогового кодекса РФ и вводит прогрессивную шкалу налогообложения по доходам граждан, превысивших с начала года 24 миллиона рублей [4].
Законопроект предусматривает введение следующих ставок налога в отношении доходов, облагаемых НДФЛ в порядке, указанном в пункте 1 статьи 224 Налогового кодекса РФ:
Таблица 4.1 – Прогрессивная шкала налогообложения согласно законопроекту (Справедливая Россия) [7];
Размер облагаемого совокупного дохода, полученного за год | Ставка налога |
До 24 000 000 руб. | 13% |
От 24 000 001 руб. до 100 000 000 руб. | 25% |
От 100 000 001 руб. до 200 000 000 руб. | 35% |
свыше 200 000 000 руб. | 50% |
Рассмотрим действие данной прогрессивной шкалы налогообложения на налогоплательщика и сравним с плоской шкалой ставок.
Голанов А.Д. и его супруга Голанова А.Л. – их ежемесячный доход в 2015 году из одного источника равен 30000 руб. и 15000 руб. соответственно, следовательно в за год они получают:
· 30000 × 12 = 360000 руб. - Голанов А.Д.
· 15000 × 12 = 180000 руб. - Голанова А.Л.
Согласно прогрессивной шкале, НДФЛ уплачивать не требуется, т.к. годовой доход данных налогоплательщиков не попадает ни под одну категорию обложения из указанных в данной таблице (см. таблицу 4.2)
Сравниваем полученные результаты:
Таблица 4.2 – Сводная таблица результатов по шкалам налогообложения
Прогрессивная шкала налогообложения (Справедливая Россия) | Прогрессивная шкала налогообложения (КПРФ) | Плоская шкала налогообложения | Экономический эффект | |
Голанов А.Д. | – 1200 | |||
Голанова А.Л. | + 2400 |
Исходя из данных таблицы можно заметить, что согласно предложенным прогрессивным шкалам (что у "КПРФ", что у "Справедливой России") налогоплательщики с низким совокупным годовым доходом оказываются в более выгодном положении, так например Голановой А.Л. при использовании прогрессивной шкалы предложенной фракцией "КПРФ" нужно будет уплатить на 2400 руб. меньше, чем при использовании плоской шкалы, а при использовании шкалы "Справедливой России" и вовсе не потребуется уплачивать налог. И совершенно противоположная ситуация складывается для налогоплательщиков с более высоким уровнем совокупного дохода, используя шкалу "КПРФ" Голанову А.Д. придется на 1200 рублей больше уплачивать НДФЛ в год, по сравнению с плоской шкалой. Следовательно, используя прогрессивную шкалу налогообложения государство облегчит налоговое бремя слоев населения с низким уровнем доходов и увеличит нагрузку на налогоплательщиков с высоким уровнем, создавая более справедливую налоговую систему. При этом плоская шкала, предусматривающая единую ставку по налогу вне зависимости от уровня дохода, хоть и позволяет сверхбогатым людям экономить, относительно прогрессивной шкалы, но также плоская шкала сокращает масштабы уклонения от уплаты налогов.
Цель прогрессивной шкалы налогообложения — перераспределение налогового бремени в сторону богатых. К факторам влияющим на это относят [26]:
· во-первых, доходы россиян сейчас облагаются далеко неравномерно, данный механизм налогообложения может существенным образом сгладить, столь явную социальную дифференциацию.
· во-вторых, отмена предельного порога даст возможность обеспечить дополнительные поступления соц. взносов и снизить налоговую нагрузку на бизнес;
· в-третьих, введение прогрессивной шкалы налогообложения снизит социальную напряженность.
Как показывает опыт многих стран, прогрессивная шкала НДФЛ позволяет изымать сверхдоходы и возвращать эти средства в оборот посредством создания новых рабочих мест. (ВОЮ)
Однако в прогрессивной шкале налогообложения можно выделить и ряд недостатков [24]:
1. При введении прогрессивной шкалы налогообложения может возрасти доля так называемой «теневой экономики».
2. Введение прогрессивной шкалы налогообложения может негативно сказаться на собираемости налогов. На сегодняшний день в России для многих предпринимателей сложились сложные экономические условия, и рост налоговых ставок заставит предпринимателей экономить, в первую очередь на зарплатных проектах.
3. В условиях, когда лица с доходами, в миллиарды, не могут себя заставить платить более или менее адекватные налоги, вопрос сбора платежей и дефицита бюджета будут решаться за счет рядовых граждан, для которых 40 % НДФЛ не будет считаться большой суммой. И при известном стечении обстоятельств, в конечном счете, ситуация в России может походить на ситуацию в США, где плательщики до середины июня работают на подоходный налог, а все оставшееся время на страховые взносы, НДС, акцизы и прочие косвенные поборы.
4. Прогрессивная шкала налогообложения ударит в первую очередь по среднему классу населения России, а именно по высококлассным специалистам, малому и среднему бизнесу.
5. Снизится мотивация и, соответственно, производительность труда. Человек который вложил немалые деньги и старание в собственное обучение и личностное развитие, став высококлассным и высокооплачиваемым специалистом будет недоволен тем, что люди, которые не особо задумывались над собственным развитием и теперь получают меньше, платят налогов в % — ом соотношении меньше, чем он.
6. Применение прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц приведет к увеличению нагрузки на налоговые органы и как следствие потребует совершенствования налогового администрирования.
В отечественных СМИ [20, 28] можно выделить три основные версии того, как может сказаться на российской экономике введение прогрессивной шкалы налогообложения:
1. Первая версия: введение прогрессивной шкалы налогообложения отбросит экономику России назад. Сторонники данной версии утверждают, что переход России к плоской шкале подоходного налога был оправданным и эффективным, а возврат к прежней, дифференцированной системе может вернуть страну на семь лет назад.
2. Вторая версия: введение прогрессивной шкалы налогообложения приведёт к позитивной динамике. Данная версия основывается на опыте западных стран, где прогрессивная шкала налогообложения проявила себя как довольно таки эффективное средство выравнивания социального неравенства.
3. Третья версия: введение прогрессивной шкалы налогообложения сильно не отразится на экономике страны. По мнению ряда экспертов, никаких существенных изменений в российской экономике в связи с принятием прогрессивной шкалы не отразится.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью данной дипломной работы являлось изучение исторических аспектов НДФЛ и особенностей его исчисления, предоставления вычетов на примере семьи, исследование использования в нашей стране прогрессивных шкал налогообложения и плоских шкал. В ходе проведенного исследования, в соответствии с поставленными задачами, была изучена историческая основа возникновения налога на доходы физических лиц, а именно: изучен период с зарождения НДФЛ в зарубежных странах и его становление в России, рассмотрели изменения произошедшие с налогом на доходы физических лиц вплоть до 2016 года, значение налога в формировании бюджетов РФ, элементы налогообложения по НДФЛ , основные преимущества и недостатки плоской и прогрессивной шкал налогообложения и другое.
Анализ налога на доходы физических лиц показывает, что он, как и вся налоговая система РФ, находится в постоянном развитии. Даже после принятия второй части Налогового кодекса НДФЛ в той ли иной мере изменялся с появлением каждой новой редакции Налогового кодекса. В теоретическом же плане, налог вполне проработан, и в предшествующее десятилетие накоплен определенный опыт его взимания.
Вместе с тем, по сравнению с экономически развитыми странами в РФ НДФЛ составляет лишь 19 % консолидированного бюджета против 60% в США [19].
Применяемые вычеты по НДФЛ в РФ носят лишь явочный характер и практически не выполняют свою регулирующую функцию, так как абсолютная величина указанных, например, социальных вычетов много меньше даже минимального прожиточного минимума. Поэтому закон о НДФЛ даже не предусматривает систему выведения из налогообложения доход, обеспечивающий простое биологическое существование россиянина. Как следствие, это вызывает, по меньшей мере нелюбовь, граждан к Российскому государству, его законам, вызывает к жизни поистине легендарную изобретательность в поиске всяческих путей ухода от налогообложения, сокрытия доходов.
В РФ отсутствует действенная система контроля за чрезмерными доходами физических лиц, слабо применяются информационные технологии для повышения эффективности налоговой системы.
Все эти проблемы могут частично решаться путем создания простых и прозрачных правил, которым легко следовать и исполнение которых легко осуществить. Усложнить эту схему можно будет по мере совершенствования экономики и приобретения опыта налогоплательщиками и налоговыми органами.
Такой подход позволит стране использовать налог на доходы физических лиц в основе прогрессивного источника налоговых поступлений, важность которого будет расти после возобновления экономического роста. Все вышеперечисленные меры, по нашему мнению, могут служить повышению поступлений налога на доходы физических лиц, а также достижению справедливости при налогообложении доходов физических лиц.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Налоговый кодекс Российской Федерации: офиц. текст, действующая ред. – М. : Эксмо-Пресс, 2016. – 1312 с.;
2. Закон РФ «О подоходном налоге с физических лиц» от 7.12.1991 (№1998–1) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Режим доступа : http://www.consultant.ru/, свободный – Загл. с экрана. – Дата обращения : 16.06.2016;
3. Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27.12.1991 (№ 2118-1) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Режим доступа : http://www.consultant.ru/, свободный – Загл. с экрана. – Дата обращения : 16.06.2016;
4. Закон РФ «О внесении изменений и дополнений в налоговую систему России» от 16.07.1992 (№ 3317-1) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Режим доступа : http://www.consultant.ru/, свободный – Загл. с экрана. – Дата обращения : 16.06.2016;
5. Закон РФ "О внесении изменений и дополнений в законы РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения", законы Российской Федерации "О государственной пошлине", "О налоге на имущество предприятий", "О налоге на добавленную стоимость", "О подоходном налоге с физических лиц" (с изменениями и дополнениями) от 6.04.1993 (№ 4618-I) // Информационно-правовой портал «Гарант» [Электронный ресурс] / Компания «Гарант». – Режим доступа : http://www.garant.ru/, свободный. – Загл. с экрана. – Дата обращения: 15.05.2016;
6. Законопроект № 576534-5 «О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса РФ (в части введения прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц и увеличение размеров стандартных, социальных и имущественных вычетов)» [Электронный ресурс] / Государственная дума РФ. Режим доступа: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?OpenAgent&RN=576534-5&02, свободный – Дата обращения: 15.06.2016;
7. Законопроект № 753660-6«О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса РФ (в части введения прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц)» [Электронный ресурс] / Государственная дума РФ. Режим доступа: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?OpenAgent&RN=753660-6&02, свободный – Загл. с экрана. – Дата обращения: 15.06.2016;
8. О внесении изменений в статьи 219 и 220 части второй Налогового кодекса Российской Федерации: федер. закон [от 07.07.2003 № 110-ФЗ] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Режим доступа : http://www.consultant.ru/, свободный – Загл. с экрана. – Дата обращения : 16.06.2016;
9. О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах: федер. закон [от 29.07.2004 г. № 95-ФЗ] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Режим доступа : http://www.consultant.ru/, свободный – Загл. с экрана. – Дата обращения : 16.06.2016;
10. О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации : федер. закон [от 29.12.2004 г. № 203-ФЗ] // Информационно-правовой портал «Гарант» [Электронный ресурс] / Компания «Гарант». – Режим доступа : http://www.garant.ru/, свободный. – Загл. с экрана. – Дата обращения: 15.05.2016;
11. О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации: федер. закон [от 24.07.2007 г. №216-ФЗ (ред. от 23.11.2015)] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Режим доступа : http://www.consultant.ru/, свободный – Загл. с экрана. – Дата обращения : 16.06.2016;
12. О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части создания благоприятных условий налогообложения для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, а также внесения других изменений, направленных на повышение эффективности налоговой системы : федер. закон [от 27.07.2006 г. № 144-ФЗ] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Режим доступа : http://www.consultant.ru/, свободный – Загл. с экрана. – Дата обращения : 12.06.2016;
13. О внесении изменений в статьи 4 и 33 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" : федер. закон [от 10.07.2012 г. № 110-ФЗ] // Российская газета. – 2012. – №5832. – С. 9-10;
14. О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в целях повышения ответственности налоговых агентов за несоблюдение требований законодательства о налогах и сборах : федер. закон [от 02.05.2015 г. № 113-ФЗ] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/, свободный – Загл. с экрана. – Дата обращения : 21.04.2016;
15. Постановление Президиума ВАС РФ от 07.02.2012 № 11709/11;
16. Письмо УФНС РФ по г. Москве от 10.04.2009 "О порядке уплаты удержанной суммы НДФЛ за работников и представления ежегодной отчетности по форме 2-НДФЛ" № 20-18/2/034920@ // Консультант Плюс: Версия Проф: Справочно-правовая система;
17. Российский статистический ежегодник. 2015: Стат.сб. / Росстат. - Р76. – М., 2015. – 728 с.
18. Анисимова, Л.Р. Реформа налогообложения доходов населения в России: результаты в 2000–2007 гг. / Л.Р. Анисимова, П.Н. Кадочников, Т.А. Малинина и др.; Ин-т экономики пере- ход. периода. – М.: ИЭПП, 2008. – 256 с.
19. Бушуева, О.А. История и современный опыт подоходного налогообложения / О.А. Бушуева // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, октябрь 2013 г.). — М.: Буки-Веди, 2013. — С. 11-14.
20. Васильева, Ю.Л. Закрытый перечень Минфин пересмотрит НДФЛ / Ю.Л. Васильева // Российская Газета. – 2010. – №.761 – С.10;
21. Ворожбит, О. Ю. Налоговая политика государства и её влияние на развитие предпринимательства / О. Ю. Ворожбит // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. – 2010. – №5. – С. 9-16.
22. Гайдар, Е.Т. Экономика переходного периода. Очерки экономической политики посткоммунистической России. 1998–2002 / Е.Т. Гайдар, В.А. Мау, С.Г. Синельников-Мурылев и др. – М.: Дело, 2003. – 832 с.
23. Герасимова, Н.В. Налоговые агенты по НДФЛ под особым наблюдением / Н.В. Герасимова // Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение. – 2015. – №6. – С.7-8;
24. Гирфанова, Э.С. Прогрессивная шкала налогообложения в России [Электронный ресурс] // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: сб. ст. по мат. XVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(16). – Режим доступа: http://sibac.info/archive/economy/1(16).pdf, свободный – Дата обращения: 19.06.2016.
25. Елина, Л.А. Покупка жилья в ипотеку: заявляем НДФЛ-вычет по процентам / Л.А. Елина // Главная книга. – 2015. – №13. – С.5;
26. Жарова, Е.Н. Развитие потенциала налога на доходы физических лиц в целях обеспечения экономического роста региона / Жарова Е.Н., Морозова Г. В. // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. –2013. – № 4. - С. 9-10.
27. Заров, А.Л. 2 – НДФЛ и 3 – НДФЛ: что, где, когда / А.Л. Заров // Клуб главных бухгалтеров. – 2010 – № 4. – С.3-4;
28. Зыкова, Т.А. Миллионщиков обложили: в России могут ввести налог на большие зарплаты / Т.А. Зыкова // Российская газета. – 2013. – № 6220. – С. 6.
29. Майбуров, И. А. Теория и история налогообложения. – М.: Проспект. – 2011. – 422 с.
30. Михалева, С.Г. К вопросу о ставке налога на доходы физических лиц / Михалева С.Г. // Социально-гуманитарный вестник Юга России. – 2011. – №12. – С. 196-199.
31. Назаров, В.С. Налоговая система России в 1991–2008 годах [Электронный ресурс] // Институт экономической политики
имени Е.Т. Гайдара. – 2010. – Режим доступа: http://www.ru-90.ru/node/1170, свободный – Дата обращения: 9.06.2016.
32. Налоги и налогообложение : учебник / Региональный финансово-экономический инс-т. – Курск, 2010. – 356 с.
33. Оценка результатов реформы подоходного налога в Российской Федерации. Научные труды. – М.: ИЭПП, 2003. – № 52. – С. 21
34. Павленко, С.П. История развития законодательства о подоходном налоге в России / С. П. Павленко / Гражданин и право. – 2010. – № 1. – С. 88-96.
35. Пансков, В. Г. Налоги и налогообложение: теория и практика. В 2 т. Т.1 : учебник и практикум для академического бакалавриата / В. Г. Пансков. – 5-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2016. – 336 с. – Серия : Бакалавр. Академический курс.
36. Рогозина, О.И. Настоящее и будущее в расчетах по НДФЛ / О.И. Рогозина // Информационный бюллетень "Экспресс-бухгалтерия". – 2015. – №22. – С.16-17;
37. Семенихин, В.А. Продажа недвижимого имущества. НДФЛ: получение имущественного налогового вычета. / В.А. Семенихин // Финансовая газета. – 2015. – №21. – С.15
38. Хорошилова, И.А. Проверка на риски: удерживаем у физлица НДФЛ / И.А. Хорошилова // Российский налоговый курьер. – 2015. – №13-14. – С.11-13;
39. Черник, Д. Г. Теория и история налогообложения : учебник для академического бакалавриата / Д. Г. Черник, Ю. Д. Шмелев ; под ред. Д. Г. Черника. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 364 с. — Серия : Бакалавр. Академический курс.
40. Чмерёва, Я.А. Налог на доходы физических лиц: проблемы и пути его совершенствования / Я.А. Чмерёва, И.А. Кузьмичева // Современные научные исследования и инновации [Электронный ресурс]. –2014. – № 6. – Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2014/06/36074, свободный – Дата обращения: 24.05.2016).
[1] п. 2 ст. 230 НК РФ
[2] ст. 126.1 НК РФ в редакции Закона от 02.05.2015 N 113-ФЗ
[3] п. 1 ст. 126 НК РФ
[4] Письма Минфина России от 10.03.2010 N 03-04-08/3-50, от 21.01.2013 N 03-04-05/3-47, от 01.11.2013 N 03-04-05/46788
[5] п. 7 ст. 226 НК РФ
[6] Письмо Минфина России от 22.11.2012 N 03-04-06/3-327