Инфляция в условиях перехода к рыночным отношениям
С конца 1991 г. страна взяла курс на изменение базовых основ российской
экономики — перевод государственно-монополизированной системы
на рыночные отношения при разгосударствлении в максимально короткие
\ сроки по упрощенной схеме собственности, приватизации предприятий,
финансовой и банковской систем и либерализации всех сфер хозяйствова-
k ния. Эти отношения устанавливались при неразработанности правовой базы
[ и невозможности установить правовую ответственность всех субъектов
товарного, финансового, валютного и кредитного рынков.
L В рамках рыночных преобразований с начала 1992 года должна была осуще-
i ствляться либерализация цен, в ходе которой предполагалось их увеличение для \ ликвидации разрыва между спросом и предложением и устранения неравновесия между товарной и денежной массой, накопившейся к этому времени.
Существовало мнение, что в новых условиях хозяйствования сразу же заработают рыночные механизмы самонастройки, свободного переливания капитала, обеспечивающие структурную перестройку экономики. Сокращение совокупного спроса под воздействием либерализации иен должно было высвободить дополнительные ресурсы для их использования в наиболее эффективных производствах и видах хозяйственной деятельности.
Отказ от государственного ценового регулирования в январе 1992 года, как считали некоторые экономисты, был единственно возможным и наиболее эффективным средством ликвидации «подавленной» инфляции, преодоления товарного дефицита, предотвращения окончательного развала потребительского рынка и распада финансовой системы в целом. Одновременно предполагалось проведение жесткой денежно-кредитной и бюджетной политики для достижения рыночного равновесия.
В результате полного «освобождения» цен вместо рыночного равновесия в стране начался глубокий экономический кризис, приведший к гиперинфляции, а затем стагфляции экономики. Это было связано с тем, что либерализация цен проходила в условиях крайне монополизированных структур, не поддающихся быстрому превращению в конкурентоспособных собственников. Схемы демонополизации и разгосударствления собственности еще не были до конца проработаны, их применение начиналось без надежной правовой базы при деформированной структуре производства и крайне низкой его эффективности.
Нарастанию хозяйственного и финансового кризисов, усугубивших инфляцию, способствовали национальная и социальная политическая нестабильность, а также политические процессы, связанные с распадом СССР.
Либерализация цен в нашей стране совпала с дезинтеграцией хозяйственных связей со странами социалистического содружества и бывшими союзными республиками. Разрушались единый народнохозяйственный комплекс, единая банковская и бюджетная система страны, единое рублевое пространство.
Дезинтеграция экономики стимулировала нарастание инфляции в результате резкого спада производства и введения национальных валют. Глобальный развал товарных рынков, обособление денежных систем бывших союзных республик вызвали массовый сброс платежных средств на российский республиканский рынок — свыше 1 трлн руб.,
что подняло иены в Российской Федерации примерно на 10%. Под государственном контролем оставались иены на топливно-энергетические ресурсы, ряд важнейших видов | продовольственных товаров, жилье, транспортные услуги.
Либерализация цен ликвидировала избыток денежной массы в обращении, но создала огромный дефицит платежных средств, что деформировало финансовые потоки в народное хозяйство, нарушило формирование доходов населения, предпринимателей, государства, обесценило основной и оборотный капитал в промышленности, что привело к депрессии в ведущих отраслях производства, резко сокративших поступления финансовых ресурсов в бюджет России. Финансовые проблемы возникли во всех секторах экономики.
Экономическое напряжение в стране усугублялось расстройством финансовой системы, «войной бюджетов» между центром и другими регионами, огромными потерями государства из-за спада производства, затрат, связанных с конверсией военно-промышленного комплекса, выводом войск из стран дальнего и ближнего зарубежья, военных действий на окраинах бывшего СССР.
Стремительный инфляционный рост оптовых и розничных цен в отсутствие конкуренции и государственного регулирования повышал затраты государства на содержание армии, науки, культуры, здравоохранения и образования. Увеличивался дефицит государственного бюджета, который финансировался за счет централизованных кредитов Банка России, создавая в денежном обороте ничем не обеспеченную массу платежных средств.
Огромной проблемой для России стали внешние займы. Не решив ни одной экономической, социальной и политической проблемы с помощью иностранных кредитов, их активно использовали для покрытия бюджетного дефицита, который из года в год нарастал и требовал еще больших заимствований, поскольку все большую долю в бюджетных расходах занимали расходы по обслуживанию внешнего долга.
Таким образом, спровоцированная «отпуском» цен инфляция издержек дополнялась инфляцией спроса.
Важнейшим фактором нарастания инфляции в России в этот период явились дальнейшая либерализация валютного законодательства,внешней торговли, устранение валютных ограничений по текущим операциям, введение внутренней конвертируемости рубля в условиях огромной внешней задолженности государства.
Отказ от торговых и валютных барьеров привел к огромным потокам дешевых импортных товаров, которые вытеснили с внутреннего рынка аналогичную отечественную продукцию и привели к сокращению ее производства.
Мощные спекуляции на валютном рынке вызвали быстрое падение курса рубля и удорожание всех импортируемых товаров, что усилило внутреннюю инфляцию издержекза счет импортируемой инфляции.
Одновременно резко сократились возможности импорта инвестииионных товаров, сводя на нет долгосрочные перспективы экономического роста и решение проблем инвестиций в народном хозяйстве. Мошным негативным фактором в этом плане стало «бегство» капиталов за рубеж, лишивших только в 1992 году российскую экономику инвестиций в размере 12—13 млрд дол., что эквивалентно 15—16% ВВП. В последующие годы этот процесс нарастал.
государственного внешнего долга равнялся 123,5 млрд дол. (или 36,2% к ВВП против 158,4 млрд дол, или 89,5% к ВВП в 2000 году). Отношение платежей по обслуживанию долга к собственным доходам федерального бюджета снижалось и в 2002 году (около 12%), удалось решить проблему «пиковых» платежей по внешнему долгу в 2003 году.
На базе этих положительных тенденций постепенно снижается инфляция. В 2003 году она была запланирована в размере 10—12%, а в последующем в течение трех лет ее планируется довести до 8% в год. Снижение инфляции будет способствовать проведению эффективной макроэкономической политики государства, улучшению инвестиционного климата в стране, укреплению тенденции долгосрочного экономического роста.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
Природа инфляции в России и причины, ее усугубляющие, не характерны для стран с развитой рыночной экономикой, поскольку в нашей стране переплелись экономические и политические факторы, денежные и воспроизводственные. Как мы уже говорили, на путь рыночных преобразований Россия вступила со специфической инфляцией планово-распределительной системы, на которую стали давить мощные факторы инфляции издержек. На фоне глобального товарного дефицита происходил огромный отток материальных и валютных ресурсов России в ближнее и дальнее зарубежье, отечественное производство вытеснялось импортом, наблюдался масштабный разрыв хозяйственных связей из-за распада СССР, было ослаблено внутрироссийское экономическое сотрудничество и происходил катастрофический спад производства, разрушалось сверхмонополизированное производство, искусственно сдерживалась инфляция, нарастали неплатежи во всех экономических структурах, были сделаны огромные внутренние и внешние займы и т.д.
Уникальный характер российской инфляции требует использования особых методов ее регулирования, соответствующих современным реальным условиям хозяйствования. Антиинфляционная программа должна учитывать реальное развитие рыночных отношений, возможность использования рыночных механизмов с участием государственного регулирования.
Цель антиинфляционной политики государства состоит в том, чтобыуста-новить контроль над инфляцией и добиться приемлемых для народного хозяйства темпов ее роста. Попытки справиться с инфляцией путем рестрикционной денежной политики в российских условиях имеют значительно более тяжелые последствия, чем сама инфляция, так как отбрасывают экономику назад вследствие снижения уровня производства, нарастания неплатежей во всех секторах экономики, откладывания выплат по государственному внешнему и внутреннему долгу. Негативные последствия имеет такая политика и для социальной сферы: возрастает безработица, своевременно не выплачиваются заработная плата, пенсии, пособия, резко снижается жизненный уровень населения.
Поскольку цивилизованные рыночные отношения в России только формируются, еще не создана хорошо работающая законодательная база, не закончен процесс разгосударствления и приватизации собственности, в стране по-прежне-
му будут осуществляться экономические реформы. В связи с этим стоит задача более четкого определения финансовой стратегии государства, направленной на создание предпосылок финансовой стабилизации и экономического роста.
Основным фактором в борьбе с инфляцией являются преодоление экономического спада, платежного кризиса, уменьшения инвестиционной активности, формирование стабильной рыночной инфраструктуры. В связи с этим особое значение для экономики приобретает поддержка приоритетных отраслей народного хозяйства, стимулирование экспорта продукции, разумная протекционистская политика и политика валютного курса, что будет способствовать повышению конкурентоспособности отечественных товаров.
Большое значение в антиинфляционной политике имеют структурная перестройка экономики и ее приспособление к потребностям рынка благодаря грамотной конверсии военно-промышленного комплекса, демонополизации и регулированию деятельности существующих монополий, стимулированию конкуренции в производстве, распределении, секторе услуг и т.д.
В сложившихся условиях решающим фактором борьбы с инфляцией будет возможность восстановления государственных структур управления и контроля за ценами и доходами, распределением и перераспределением материальных и финансовых ресурсов при проведении курса на преимущественное применение свободных рыночных цен. Сохраняется регулирующая роль в отношении цен на энергоносители, продукцию, выпускаемую монопольными структурами, транспортные услуги, а также в процессе ликвидации ножниц цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию.
При переходе к рынку становится необходимой цивилизованная приватизация с учетом реальных экономических, технологических и экологических потребностей общества на базе реальной оценки приватизируемого имущества, обеспечивающей соответствующие поступления средств в государственный бюджет. Для достижения необходимого эффекта важно обеспечить разумное соотношение между всеми формами собственности.
В результате этих преобразований может быть осуществлен комплекс мер макроэкономической политики по формированию и развитию единого общероссийского рынка товаров, кредита, валюты, фондового рынка, рынка недвижимости, земли, труда и т.д. Большую роль в этом играет восстановление экономического союза стран СНГ с учетом взаимных интересов и интересов России.
Блокировка финансовых факторов инфляции связана с решением проблемы собираемости налогов.
Особое внимание в антиинфляционной политике должно быть уделено совершенствованию налоговой системы:
■ сокращению количества взимаемых налогов;
■ отказу от использования инфляции как источника финансирования бюд
жета. С этой целью необходимо регулярно переоценивать основные фонды,
индексировать все ограничители доходов предприятий, выступающих в абсолют
ных суммах, корректировать отчеты о прибылях и убытках;
■ пересмотру налоговых платежей, включаемых в издержки производ
ства, которые стимулируют рост цен — отчислений в пенсионный фонд, фонд
социального страхования, фонд занятости населения, платы за землю, налога
на имущество и т.д.;
В странах с развитой рыночной экономикой при регулировании инфляции монетаристские методы в чистом виде используются крайне редко; они, как правило, сочетаются с элементами других теорий: кейнсианской, концепцией «экономики предложений», «структурной инфляцией» посредством макроэкономического регулирования и структурной перестройки экономики, стимулирования производства товаров.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. В чем заключается сущность инфляции? Связана она с ростом стоимо
сти жизни или падением покупательной способности денег?
2. Всем ли общественно-экономическим формациям присуща инфляция?
3. Как инфляция связана с ростом цен, всегда ли рост цен — признак инф
ляции?
4. Какие условия вызывают возникновение инфляционных процессов?
5. Как проявляется инфляция в условиях планово-регулируемой эконо
мики и рыночной экономики?
6. Каковы формы проявления подавленной инфляции в зависимости
от общественно-экономических отношений в стране?
7. Как параллельное обращение устойчивой и падающей валюты влияет
на развитие инфляции, какова роль иностранных займов в этом процессе?
8. Чем обусловлена корректирующая инфляция? Приведите примеры
такой инфляции.
9. Какова взаимосвязь инфляции и безработицы?
10. Каковы социально-экономические последствия инфляции? Одинаковы
ли они для стран с разными экономическими условиями?
11. Как диспропорции в развитии народного хозяйства СССР влияли
на инфляционные процессы в стране?
12. Каковы причины инфляции спроса и инфляции издержек в условиях
планово-распределительной системы?
13. Каковы специфические условия инфляции в России при переходе к рыноч
ным отношениям?
14. Какое влияние на сдерживание инфляционных процессов в России ока
зала денежно-кредитная политика государства?
15. Каковы основные направления антиинфляционной политики госу
дарства?
16. Существуют ли пределы сжатия денежного оборота в борьбе с инфля
цией?
17. Как влияет на инфляционные процессы обслуживание ВВП денежны
ми суррогатами?
ТЕСТЫ
1. Подавленная инфляция проявляется:
а) во все большем разрыве между ценой на товары, устанавливаемой государством, и рыночной ценой на эти же товары, складывающейся под влиянием спроса и предложения;
б) в потере стимулов для производителей повышать качество выпускае
мой продукции;
в) в потере стимулов для производителей увеличивать количество выпу
скаемой продукции;
г) в дефиците товаров и услуг в стране;
д) в принудительном курсе национальной валюты;
е) правильный ответ включает все названное выше.
2. Открытая инфляция характеризуется:
а) постоянным повышением цен;
б) ростом дефицита;
в) увеличением денежной массы.
3. Дефляция приводит к возрастанию:
а) производства;
б) занятости населения;
в) покупательной способности денег;
г) ни один ответ не подходит.
4. Инфляция спроса наблюдается в следующих случаях:
а) роста общего уровня цен и безработицы;
б) снижения уровня безработицы и роста общего уровня цен;
в) роста уровня безработицы и снижения общего уровня цен;
г) снижения общего уровня цен и безработицы;
д) правильный ответ включает все названное выше.
5. Инфляция предложения наблюдается в следующих случаях:
а) роста общего уровня цен и безработицы;
б) снижения уровня безработицы и роста общего уровня цен;
в) роста уровня безработицы и снижения общего уровня цен;
г) снижения общего уровня цен и безработицы;
д) правильный ответ включает все названное выше.
6. Показателем темпа инфляции в стране считается:
а) индекс цен внешней торговли;
б) номинальный обменный курс;
в) индекс потребительских цен;
г) паритет покупательной способности валют;
д) ни один из этих показателей.
7. Инфляция выгодна:
а) лицам, имеющим фиксированный доход;
б) держателям облигаций;
в) заемщикам;
г) предпринимателям;
д) ни одной из названных групп.
8. Процентная ставка в условиях инфляции:
а) падает, так как снижается уровень занятости;
б) растет, так как уменьшается стоимость денег;
в) не меняется.