Для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Таблица 6

5.1 Оценочные средства контроля формируемых компетенций

ОК – 1 - Выпускник владеет культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения
Конкретизированные цели освоения дисциплины (знать, уметь, владеть) Оценочные средства контроля формирования компетенций
Знать З.1 – основные категории дисциплины «экономика образования»; З.2 – основные направления развития образования: мировой и российский опыт; Текущий контроль: Собеседование, самостоятельная работа, выполнение типовых расчетов, ответы на письменные вопросы, выполнение эссе, кейсы, реферат, письменный отчет, конспект вопроса, тесты, устный опрос     Промежуточная аттестация: зачет/экзамен
Уметь У.1 – применять знания экономических и естественно-научных дисциплин в процессе решения задач образовательной и профессиональной деятельности; У.2 – определять проблемы, направления и перспективы совершенствования бюджетного и внебюджетного финансирования сферы образования;
Владеть В.1 – владеть системой современных знаний в экономике образования; В.2 – технологиями приобретения, использования и обновления современных знаний в области экономики образования.

5.2 Типовые контрольные задания или иные материалы для текущего контроля (примеры типовых заданий):

Проблемно-ситуационные задачи по дисциплине
«Экономика образования»

Задача 1.

Для реализации Федеральной целевой программы развития образования РФ в 2006-2010гг. в сфере дошкольного и высшего профессионального образования были выделены следующие финансовые средства. Для дошкольного образования всего 38,85 трлн руб., в том числе из Федерального бюджета-1,8трлн руб., местных бюджетов- 36,8 трлн руб. и внебюджетных средств-0,25 трлн руб.

Для высшего образования всего-18,6 трлн руб. и соответственно из федерального бюджета-16,6 трлн руб., местных бюджетов- 1,2 трлн руб. и внебюджетных средств – 0,8 трлн руб.

Вопросы

Рассчитайте структуру финансовых ресурсов(в %), необходимых для реализации Федеральной целевой программы развития образования РФ в 2006-2010гг.

Сопоставьте характер финансовых поступлений для дошкольного и высшего профессионального образования.

Почему такая противоположная картина по источникам финансирования данной программы на разных уровнях системы образования?

Задача 2.

В дошкольном образовательном учреждении 50 педагогов и 10 сотрудников учебно-вспомогательного комплекса. Предположим, что средняя заработная плата педагогов 1060 руб., а у сотрудников 540руб.

На хозяйственные нужды в текущем году у дошкольного образовательного учреждения ушло 5560руб., социальные расходы составили 52 480 руб., на поддержание и развитие материальной базы-23 160 руб.

Всего в учреждении в 14 группах обучается 360 детей. Амортизационный фонд в последний год составляет 125 000 руб., а капитальные вложения- 29 000 руб. в год.

Вопрос

Рассчитайте основные показатели затрат на одного воспитанника, используя соответствующие формулы.

Задача 3.

По решению родительского комитета средней группы в одном из дошкольных учреждений с родителей собираются денежные средства на различные сезонные мероприятия и оформление групповой комнаты. Собранные воспитателем средства хранятся у председателя родительского комитета средней группы, расходуется им по мере необходимости, за что он соответственно отчитываются перед остальными родителями на собраниях.

Вопросы

По вашему мнению, насколько правомочны такие действия родительского комитета группы?

Какова в этой ситуации роль воспитателя средней группы?

Можно ли собранные таким образом денежные средства считать средствами ДОУ?

Как более корректно с юридической точки зрения оформить сбор родителями денежных средств на нужды группы?

Задача 4.

Папа одного из учеников школы является руководителем крупной фирмы в городе. Зная о трудностях, которые существуют в финансовом обеспечении учебно-воспитательного процесса в школе, он как юридическое лицо готов предоставить спонсорские деньги для развития школы.

Вопрос

По вашему мнению, каким образом, возможно, документально оформить благотворительный взнос родителя?

Можно ли предоставляемые папой средства рассматривать как внебюджетный источник финансирования школы? Если да, то каким образом?

Задача 5.

В одном из негосударственных образовательных учреждений с учениками, отстающими по основным (обязательным) учебным предметам, проводятся дополнительные занятия. За это с каждого ученика за каждое такое занятие взимается соответствующая дополнительная плата. Собираемые деньги оформляются в качестве внебюджетных средств, поступаемых в негосударственное образовательное учреждение за оказание дополнительных образовательных услуг.

Вопрос

Можно ли в данном случае оказываемую образовательную услугу считать дополнительной либо рассматривать как репетиторство? Почему?

Имеет ли право негосударственное образовательное учреждение взимать плату за данные дополнительные занятия? Почему?

Задача 6.

В негосударственном дошкольном образовательном учреждении услуги педагога-психолога предоставляются родителям и их детям за дополнительную плату. За каждое такое занятие педагогом-психологом взимается плата в размере 100руб., из рук в руки. Собираемые денежные средства оформляются руководителем в качестве внебюджетных средств дошкольного учреждения как доход от оказания платных дополнительных образовательных услуг.

Вопросы

Имеет ли право негосударственное дошкольное образовательное учреждение взимать плату за данные занятия с педагогом-психологом? Почему?

Можно ли в данном случае оказываемую дошкольном учреждением образовательную услугу считать дополнительной либо рассматривать как репетиторство? Почему?

Кто будет определять стоимость данной образовательной услуги в дошкольном учреждении?

Как юридически более корректно оформить доходы от оказания платных дополнительных образовательных услуг?
Задача 7.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение сдает в аренду часть своего недвижимого имущества, которое закреплено за ним учредителем на правах оперативного управления. Средства, поступающие от сдачи в аренду, оформляются как внебюджетные и расходуются на усмотрение администрации дошкольного учреждения.

Вопросы

Имеет ли право дошкольное образовательное учреждение сдавать в аренду имущество, закрепленное за ним учредителем? Если да то при каком условии?

Как называется данный внебюджетный источник финансирования ДОУ в соответствии с Законом РФ «Об образовании»?

Задача 8.

Учитель одного из образовательных учреждений занимается репетиторством с учащимися данного учреждения и в стенах данного учреждения. За каждое занятие учителем была установлена плата в размере 50 руб./час. Оплата производилась родителями учащихся наличными из рук в руки. Директор учреждения, узнав об этом, объявил выговор учителю и запретил ему заниматься данным видом деятельности в стенах учреждения.

Вопросы

Насколько правомочны действия учителя в данной ситуации? Прав ли был директор учреждения, запретив ему заниматься репетиторством? Почему?

Изменилась ли ситуация в правовом плане в лучшую сторону, если бы учитель занимался репетиторством в данном учреждении с учащимися других учреждений? А если бы он делал это у себя дома?

Предложите учителю юридически грамотный способ оформления и организации репетиторства.

Задача 9.

Наши рекомендации