Особенности государственного управления в области использования, защиты и охраны лесного фонда.
Государственное управление правовым режимом лесопользования - это исполнительно-распорядительная деятельность органов по рациональному использованию лесов, их охране и защите, воспроизводству и повышению продуктивности для удовлетворения различных потребностей народного хозяйства и населения, а также по усилению полезных природных свойств лесов. Различается управление эколого-правовым режимом лесопользования со стороны государства и внутрихозяйственное управление со стороны лесопользователей.
Юридическое содержание права лесопользования составляют субъективные права и юридические обязанности лесопользователей, установленные лесным законодательством, иными нормативными актами, регулирующими отношения лесопользования, договором на пользование участком лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд.
Лесопользователи при осуществлении пользования лесными ресурсами имеют следующие права:
1)получать информацию об участках лесного фонда, передаваемых в пользование;
2)осуществлять лесопользование на установленных условиях;
3)возводить на срок лесопользования строения и сооружения, пункты хранения древесины, связанные с пользованием лесным фондом;
4)иметь другие права, если их реализация не противоречит требованиям лесного законодательства РФ.
Лесопользователи обязаны:
1)осуществлять лесопользование в соответствии с лесным законодательством РФ, условиями договоров лесопользования, лесорубочного билета, ордера, лесного билета;
2)не допускать нанесения вреда здоровью граждан, окружающей природной среде;
3)вести работы способами, исключающими или ограничивающими негативное воздействие лесопользования на леса, земли, водные и другие природные объекты;
4)соблюдать правила и требования пожарной безопасности в лесах, а в случае возникновения лесного пожара обеспечивать его тушение;
5)не оставлять недорубов ( лесосек с незаконченными рубками) и заготовленной древесины в местах рубок по истечении сроков ее заготовки и вывозки, проводить очистку лесосек одновременно с заготовкой древесины;
6)сдавать участки лесного фонда лесхозу федерального органа управления лесным хозяйством после завершения на них работ;
7)своевременно вносить платежи за пользование лесным фондом;
8)не допускать нарушений прав других лесопользователей;
9)предоставлять информацию о пользовании лесным фондом, а также информацию, необходимую для определения размеров платежей за пользование лесным фондом, лесхозам федерального органа управления лесным хозяйством, органам государственной статистики и территориальным органам федерального органа управления лесным хозяйством в субъектах Федерации. [3;209 -210 с.]
Использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов. Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права бессрочного пользования лесным участком или безвозмездного срочного пользования лесным участком.
Использование лесов может быть следующих видов: заготовка древесины; заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений; ведение сельского и охотничьего хозяйства; осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности; создание лесных плантаций и их эксплуатация; выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений; выращивание посадочного материала лесных растений; иные виды, определенные в соответствии с частью 2 статьи 6 Лесного Кодекса.
Использование лесов, представляющее собой предпринимательскую деятельность, осуществляется на землях лесного фонда лицами, зарегистрированными в РФ в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Допускается установление ограничений использования лесов: запрет на осуществление одного или нескольких видов использования лесов, предусмотренных частью 1 статьи 25 Лесного Кодекса; запрет на проведение рубок; иные установленные Лесным Кодексом и другими федеральными законами ограничения использования лесов.
Использование лесов может быть приостановлено только в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Лесовосстановление - процесс и мероприятия, направленные на восстановление лесной растительности с преобладанием древесных лесообразующих пород, осуществляемые в течение определенного периода. Лесовосстановление является составной частью обязательных мероприятий по воспроизводству лесов после проведения сплошных рубок на лесных участках, предоставленных для заготовки древесины, а также при освоении лесов на основе комплексного подхода. Оно осуществляется путем естественного, искусственного или комбинированного восстановления лесов.
На лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, лесовосстановление осуществляется арендаторами этих лесных участков. Правила лесовосстановления устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Цели лесовосстановления: воспроизводство лесов в максимально короткие сроки; рациональное использование земель лесного фонда; повышение продуктивности и качества лесов; обеспечение оптимального породного состава и площадей, занятых лесами; повышение водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических и других полезных свойств лесов для выполнения ими средозащитных и средообразующих функций.
Основными территориальными единицами управления в области лесовосстановления в лесном фонде являются лесничества и лесопарки.
Задачи лесовосстановления определяются Лесным планом субъекта РФ. Лесной план субъекта РФ утверждается высшим должностным лицом субъекта РФ. Планы мероприятий по лесовосстановлению лесничеств и лесопарков детализируют Лесной план субъекта РФ для конкретной территории и являются основой для планирования лесовосстановления на арендуемых участках лесных земель. Организацию лесовосстановления и обеспечение его на землях лесного фонда осуществляют органы государственной власти субъектов РФ. Мероприятия по лесовосстановлению осуществляют органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных Лесным кодексом, или лицами, использующими леса в соответствии с Лесным кодексом.
Воспроизводство лесов включает в себя лесоразведение - создание лесов на нелесных землях, сокращение непродуктивных земель лесного фонда, создание защитных насаждений на землях, не входящих в лесной фонд.
Государственное регулирование лесопользования и контроль за ним невозможны без полной, достоверной информации о количественных и качественных параметрах лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд. Такая информация необходима и для лесопользователей. Сбор и накопление лесной информации обеспечивается за счет ведения мониторинга лесов. Концентрируется лесная информация в лесном реестре.
Государственный лесной реестр - систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках.
Ведение государственного лесного реестра, внесение в него изменений осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти осуществляет обобщение документированной информации, содержащейся в государственном лесном реестре. Порядок представления в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документированной информации, содержащейся в государственном лесном реестре, органами государственной власти и органами местного самоуправления устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Заключение
Государственное управление лесами заключается в проведении единой национальной лесной политики, защищающей интересы лесного сектора своей страны. При этом главными считаются вопросы государственного регулирования лесопользования, воспроизводства, охраны и защиты лесов, а также самые разнообразные аспекты организации ведения лесного хозяйства, охраны природы, лесоинвентаризации и лесоустройства в лесах, находящихся в государственной, корпоративной и частной собственности.
Список использованной литературы
1. Лесной кодекс Российской Федерации, принятый 4 декабря 2006 г.
2. Боголюбов С.А. Экологическое право. Учебник для ВУЗов. – М.: Изд-во НОРМА, 2014. – 448 С.
3. Калинин И.Б. Правовое регулирование ресурсопользования. Томск : Изд-во Научно-технической литературы, 2012 – 314 с.
4. Федеральный закон от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
5. Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».