Для студентов 1 курса факультета экономики и менеджмента
1. Предмет экономической теории, основные стадии его развития: экономия, политическая экономия, экономикс, микро- и макроэкономика. Метод экономической теории, основные этапы развития метода. Функции экономической теории. Экономическая наука и политика государства.
2. Базовые экономические понятия и основы рационального экономического поведения. Потребности и их виды. Безграничность потребностей общества. Экономические ресурсы и их ограниченность. Выбор альтернатив использования ресурсов. Эффективность использования ограниченных ресурсов. Кривая производственных возможностей. Закон возрастающих вмененных издержек.
3. Кругооборот экономических благ, простая модель кругооборота.
4. Основные типы экономических систем: традиционное общество, рыночная экономика, смешанные экономические системы, их общая характеристика. Этапы развития человеческой цивилизации: доиндустриальная экономика, и индустриальные системы, постиндустриальное общество.
5. Условия возникновения рыночной экономики. Ограниченность ресурсов. Разделение труда. Обмен результатами деятельности и принцип “невидимой руки”.
6. Организация рыночной экономики. Функции рынка. Основные проблемы и цели рыночной экономики. Государственное вмешательство в рыночную экономику.
7. Частная собственность как основа рыночной экономики. Собственность как экономическая категория. Многообразие форм собственности в условиях современного рынка.
8. Конкуренция и ее виды. Экономическая конкуренция и рыночная структура. Совершенная и несовершенная конкуренция. Монополия. Олигополия. Монополистическая конкуренция.
9. Спрос и его изменения. Функция спроса и ее график. Закон спроса. Неценовые факторы спроса и его изменение.
10. Предложение на рынке товаров. Функция предложения и ее график. Закон предложения. Неценовые факторы предложения и его изменение.
11. Рыночное равновесие спроса и предложения. Равновесная цена и равновесный объем. Устойчивость рыночного равновесия. Сдвиги кривых спроса и предложения и изменение рыночного равновесия.
12. Эластичность спроса и предложения. Эластичность спроса по цене. Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность спроса. Эластичность предложения. Дуговая эластичность.
13. Свобода выбора и суверенитет потребителя. Рациональность потребителя.
14. Общая и предельная полезность. Кривая спроса индивидуального потребителя. Законы Госсена.
15. Количественная и порядковая теории полезности. Основные положения порядковой теории полезности: о сравнимости, о транзитивности, о ненасыщаемости.
16. Функция полезности и кривые безразличия. Свойства кривых безразличия.
17. Множество допустимых возможностей потребителя. Бюджетная линия.
18. Оптимум потребителя. Условие оптимума потребителя.
19. Реакция потребителя на изменение дохода. Линия “доход-потребление”. Кривые Энгеля.
20. Реакция потребителя на изменение цен. Линия “цена-потребление” и кривая спроса.
21. .Эффект замены и эффект дохода. Случаи однонаправленного и разнонаправленного влияния эффекта замены и эффекта дохода. Товары Гиффена.
22. Излишек потребителя.
23. Предпринимательство и его основные формы. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности за рубежом и в России.
24. Фирма - основа национальной экономики. Бизнес-план и его значение в деятельности фирмы. Внутрифирменное планирование - инструмент обеспечения устойчивого положения фирмы на рынке. Показатели эффективности деятельности фирмы.
25. Трудовые отношения на фирме. Роль профсоюзов и государства в регулировании трудовых отношений на фирме.
26. Менеджмент, его сущность и функции.
27. Маркетинг.
28. Издержки, их сущность и структура. Бухгалтерский и экономический подход к оценке издержек. Бухгалтерские и экономические издержки. Бухгалтерская и экономическая прибыль. Краткосрочный и долгосрочный периоды деятельности фирмы.
29. Производственная функция. Изокванты и их свойства. Совокупный, средний и предельный продукт. Закон убывающей отдачи.
30. Издержки фирмы в краткосрочном периоде. Постоянные, переменные и совокупные издержки фирмы. Предельные, средние издержки. Кривые издержек.
31. Издержки фирмы в долгосрочном периоде. Эффект масштаба.
32. Понятие совершенно конкурентной фирмы и совершенно конкурентного рынка. Кривая спроса на продукцию совершенно конкурентной фирмы. Оптимальный объем выпуска. Двухшаговая процедура.
33. Краткосрочные кривые предложения фирмы и рынка в целом в условиях совершенной конкуренции.
34. Кривые предложения в долгосрочном периоде. Решение фирмы об объеме предложения в долгосрочном периоде. Долгосрочная кривая предложения фирмы и рынка.
35. Монополия и монопольная власть. Предельный доход и монопольный выпуск. Предельный доход. Оптимальный выпуск для монополии. Монопольные прибыли.
36. Сравнение монополии и конкуренции. Цена и выпуск. Социальные издержки монополии.
37. Причины существования монополий.
38. Обобщение базовой модели монополии. Ценовая дискриминация. Доминантные фирмы.
39. Разнообразие форм олигополистического поведения Сговор и соперничество в олигополии. Условия устойчивости олигополистического сговора. Явный сговор: картели. Молчаливый сговор: ценовое лидерство.
40. Монополистическая конкуренция. Краткосрочное равновесие. Долгосрочное равновесие. Сравнение монополистической и совершенной конкуренции.
41. Формирование цен на экономические ресурсы. Спрос на ресурсы в соответствии с теорией предельной производительности. Эластичность спроса на ресурс. Оптимальное соотношение ресурсов.
42. Определение заработной платы. Общий уровень заработной платы, факторы его определяющие. Основы дифференциации ставок заработной платы.
43. Заработная плата на конкурентном и монопсоническом рынках труда.
44. Влияние профсоюзов на уровень заработной платы. Рынок труда в условиях двусторонней монополии.
45. Сущность экономической ренты. Формирование земельной ренты. Абсолютная и дифференциальная земельная рента.
46. Рынок капитала. Сущность ссудного процента, факторы его определяющие. Влияние ссудного процента на экономические процессы. Дисконтирование стоимости.
47. Экономическая прибыль: понятие, факторы ее определяющие. Функции экономической прибыли.
48. Частичное и общее равновесие. Рыночные взаимосвязи на уровне национальной и мировой экономики. Общее равновесие: двухотраслевая модель.