Тема 3.2. Развитие психологических и поведенческих аспектов управленческой мысли

i Лекция 8.2 часа. Форма проведения: лекция-дискуссия. При изложении лекционного материала преподаватель организует свободный обмен мнениями по следующим вопросам:

1. Актуальна ли на сегодняшний день идея: «резервы следует искать не только в методологиях и технологиях управления, но и в самом человеке»?

2. Как доказать концепцию Э.Мэйо: «рабочее место – это социальная среда»?

3. Парадокс Хоторнских экспериментов.

4. Проблема власти и авторитета в работах М.П.Фоллетт.

5. В чем заключается практическое значение основных идей школ поведенческих наук?

Тема 3.3. Управленческая мысль и практика в России и СССР в ХХ в.

Лекция 9.2 часа. Форма проведения – традиционная. Изложение материала по вопросам:

1. Основные принципы управления социалистической экономикой и их взаимосвязь с теорией и практикой управления советским предприятием.

2. Закон организационной суммы и принцип физиологического оптимума О.А.Ерманского .

3. А.К.Гастев: концепция трудовых установок, концепция узкой базы.

4. П.М.Керженцев: теория организационной деятельности .

5. Н.А.Витке об административной функции управления.

6. Идеи автоматизации управления: АСУП В.М.Глушкова.

Тема 3.4. Развитие управленческой мысли и практики в XXI в.

i Лекция 10.2 часа. Лекция-беседа с обсуждением следующих вопросов:

1. Проблемы квантификации и интеграции современного менеджмента в работах современных теоретиков..

2. Причины возникновения и развития о менеджменте как о системе.

3. Обсуждение причин возникновения и актуальности ситуационного менеджмента.

4. Представление о менеджере-предпринимателе в работах П.Дракера.

5. Процессный подход в управлении.

План практических занятий

№ п/п Указание раздела и темы дисциплины Тема практического (семинарского) занятия
  Введение  
1. Введение История управленческой мысли как отражение управленческих практик
  Раздел 1.  
2. Тема 1.1. Сравнительный анализ управленческих практик в восточных цивилизациях
Тема 1.2. Управление в греко-римской цивилизации
Тема 1.3. Западноевропейский средневековый ремесленный менеджмент
Тема 1.3 Западноевропейский средневековый торговый менеджмент
  Раздел 2.  
Тема 2.1. Торговые акционерные общества в западной Европе в XII – XIII веках
Тема 2.2. Управление мануфактурным производством в Западной Европе и России в XVII-XVIII веках
Тема 2.3. Условия и предпосылки возникновения теорий менеджмента в эпоху промышленной революции.
Тема 2.3 Сравнительный анализ управления сельскохозяйственными товарными предприятиями в XVIII-XIX вв. во Франции, России и Германии
  Раздел 3.  
Тема 3.1. Теории менеджмента конца XIX - I пол.XX вв. Школа научного управления.
Тема 3.1. Административная школа менеджмента.
Тема 3.2. Бихевиоризм и школа поведенческих отношений.
Тема 3.3. Советский менеджмент. НОТ и становление управления социалистическим производством.
Тема 3.4. Развития управленческой мысли и практики во II половине ХХ- начале XXI века.
Тема 3.5. Специфика американской и европейской моделей менеджмента.
Тема 3.5. Специфика японской и российской моделей менеджмента.

Содержание семинарских занятий

Практическое занятие 1. (2 часа). История управленческой мысли как отражение управленческих практик.

1. Особенности знания по истории управленческой мысли, истории менеджмента, истории экономики и теории и практики менеджмента. Предмет и методы.

2. Исторические и логические основания для расширения понятия «менеджмент». Развитие менеджмента в динамике исторического процесса (циклической или линейной).

3. Понятие об исторических видах менеджмента. Зависимость видов менеджмента от исторических условий и уровня экономического развития.

4. Роль и место истории управленческой мысли в формировании культуры менеджера, решении актуальных проблем управления и развитии общественной мысли.

5. Взаимосвязь и взаимообусловленность отношения «наука управления» – «обучение управлению».

6. Источниковедческие проблемы в истории управленческой мыли.

2. i Выполнение и заполнение заранее подготовленных форм.

i Работа в малых группахработа над таблицейвыделение основных положений, выявление вклада исследователей в науку.

Рекомендуемая литература для подготовки к занятию:

1. Барг М.А. О категории «цивилизация» // Новая и новейшая история. 1990. № 5.

2. Данилевский И.Я. Россия и Европа. - М., 1991.

3. Дракер П. Природа менеджмента // Практика менеджмента: Пер. с англ. - М., 2001. С. 18-19

4. Дафт Ричард Л. Менеджмент. - СПб., 2002.

5. Костин В.А., Костина Т.В. Менеджмент: учеб.пособие. – М.: Гардарики, 2008. С.9-15.

6. Мазур И.И., Шапиро В.Д., Ольдеррогге Н.Г. Всеобщая история менеджмента / Под общ. ред. И.И. Мазура, В.Д. Шапиро. – М.: Изд. центр «ЕЛИМА», 2006.

7. Маршев В.И. История управленческой мысли: Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2012.

8. Мизес Л. Теория и история: Интерпретация социально-экономической эволюции. - М., 2001.

9. Рейснер Л.И. Цивилизация и формация: к вопросу о дуалистической природе исторического общества // Цивилизация и способ общения. М., 1993. С. 30–49.

10. Семенов И.И. История менеджмента. Учеб. пособие. – М., 2000.

11. Труды международных конференций по истории управленческой мысли и бизнеса/Под ред. В.И.Маршева. – М.: МГУ, ТЕИС, 1996, 1998, 2000-2004.

12. Уткин Э. А. История менеджмента. - М., 1997.

13. Черняк Е.Б. Цивилизациография: наука о цивилизации. М., 1996. С. 7–8

14. Чудновская С.Н. История менеджмента. Учебник для вузов. – СПб: Питер, 2004.

Наши рекомендации