Тема 3.2. Развитие психологических и поведенческих аспектов управленческой мысли
i Лекция 8.2 часа. Форма проведения: лекция-дискуссия. При изложении лекционного материала преподаватель организует свободный обмен мнениями по следующим вопросам:
1. Актуальна ли на сегодняшний день идея: «резервы следует искать не только в методологиях и технологиях управления, но и в самом человеке»?
2. Как доказать концепцию Э.Мэйо: «рабочее место – это социальная среда»?
3. Парадокс Хоторнских экспериментов.
4. Проблема власти и авторитета в работах М.П.Фоллетт.
5. В чем заключается практическое значение основных идей школ поведенческих наук?
Тема 3.3. Управленческая мысль и практика в России и СССР в ХХ в.
Лекция 9.2 часа. Форма проведения – традиционная. Изложение материала по вопросам:
1. Основные принципы управления социалистической экономикой и их взаимосвязь с теорией и практикой управления советским предприятием.
2. Закон организационной суммы и принцип физиологического оптимума О.А.Ерманского .
3. А.К.Гастев: концепция трудовых установок, концепция узкой базы.
4. П.М.Керженцев: теория организационной деятельности .
5. Н.А.Витке об административной функции управления.
6. Идеи автоматизации управления: АСУП В.М.Глушкова.
Тема 3.4. Развитие управленческой мысли и практики в XXI в.
i Лекция 10.2 часа. Лекция-беседа с обсуждением следующих вопросов:
1. Проблемы квантификации и интеграции современного менеджмента в работах современных теоретиков..
2. Причины возникновения и развития о менеджменте как о системе.
3. Обсуждение причин возникновения и актуальности ситуационного менеджмента.
4. Представление о менеджере-предпринимателе в работах П.Дракера.
5. Процессный подход в управлении.
План практических занятий
№ п/п | Указание раздела и темы дисциплины | Тема практического (семинарского) занятия |
Введение | ||
1. | Введение | История управленческой мысли как отражение управленческих практик |
Раздел 1. | ||
2. | Тема 1.1. | Сравнительный анализ управленческих практик в восточных цивилизациях |
Тема 1.2. | Управление в греко-римской цивилизации | |
Тема 1.3. | Западноевропейский средневековый ремесленный менеджмент | |
Тема 1.3 | Западноевропейский средневековый торговый менеджмент | |
Раздел 2. | ||
Тема 2.1. | Торговые акционерные общества в западной Европе в XII – XIII веках | |
Тема 2.2. | Управление мануфактурным производством в Западной Европе и России в XVII-XVIII веках | |
Тема 2.3. | Условия и предпосылки возникновения теорий менеджмента в эпоху промышленной революции. | |
Тема 2.3 | Сравнительный анализ управления сельскохозяйственными товарными предприятиями в XVIII-XIX вв. во Франции, России и Германии | |
Раздел 3. | ||
Тема 3.1. | Теории менеджмента конца XIX - I пол.XX вв. Школа научного управления. | |
Тема 3.1. | Административная школа менеджмента. | |
Тема 3.2. | Бихевиоризм и школа поведенческих отношений. | |
Тема 3.3. | Советский менеджмент. НОТ и становление управления социалистическим производством. | |
Тема 3.4. | Развития управленческой мысли и практики во II половине ХХ- начале XXI века. | |
Тема 3.5. | Специфика американской и европейской моделей менеджмента. | |
Тема 3.5. | Специфика японской и российской моделей менеджмента. |
Содержание семинарских занятий
Практическое занятие 1. (2 часа). История управленческой мысли как отражение управленческих практик.
1. Особенности знания по истории управленческой мысли, истории менеджмента, истории экономики и теории и практики менеджмента. Предмет и методы.
2. Исторические и логические основания для расширения понятия «менеджмент». Развитие менеджмента в динамике исторического процесса (циклической или линейной).
3. Понятие об исторических видах менеджмента. Зависимость видов менеджмента от исторических условий и уровня экономического развития.
4. Роль и место истории управленческой мысли в формировании культуры менеджера, решении актуальных проблем управления и развитии общественной мысли.
5. Взаимосвязь и взаимообусловленность отношения «наука управления» – «обучение управлению».
6. Источниковедческие проблемы в истории управленческой мыли.
2. i Выполнение и заполнение заранее подготовленных форм.
i Работа в малых группах–работа над таблицейвыделение основных положений, выявление вклада исследователей в науку.
Рекомендуемая литература для подготовки к занятию:
1. Барг М.А. О категории «цивилизация» // Новая и новейшая история. 1990. № 5.
2. Данилевский И.Я. Россия и Европа. - М., 1991.
3. Дракер П. Природа менеджмента // Практика менеджмента: Пер. с англ. - М., 2001. С. 18-19
4. Дафт Ричард Л. Менеджмент. - СПб., 2002.
5. Костин В.А., Костина Т.В. Менеджмент: учеб.пособие. – М.: Гардарики, 2008. С.9-15.
6. Мазур И.И., Шапиро В.Д., Ольдеррогге Н.Г. Всеобщая история менеджмента / Под общ. ред. И.И. Мазура, В.Д. Шапиро. – М.: Изд. центр «ЕЛИМА», 2006.
7. Маршев В.И. История управленческой мысли: Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2012.
8. Мизес Л. Теория и история: Интерпретация социально-экономической эволюции. - М., 2001.
9. Рейснер Л.И. Цивилизация и формация: к вопросу о дуалистической природе исторического общества // Цивилизация и способ общения. М., 1993. С. 30–49.
10. Семенов И.И. История менеджмента. Учеб. пособие. – М., 2000.
11. Труды международных конференций по истории управленческой мысли и бизнеса/Под ред. В.И.Маршева. – М.: МГУ, ТЕИС, 1996, 1998, 2000-2004.
12. Уткин Э. А. История менеджмента. - М., 1997.
13. Черняк Е.Б. Цивилизациография: наука о цивилизации. М., 1996. С. 7–8
14. Чудновская С.Н. История менеджмента. Учебник для вузов. – СПб: Питер, 2004.