Типы конкурентного поведения
Довольно часто в ценообразовании используется стратегия «ценового лидерства», когда фирма, доминирующая в отрасли или на определенном рыночном сегменте, устанавливает свою цену, а остальные следуют за ней. Однако этот вариант ценовой стратегии сегодня используется только в совокупности с другими видами (стратегией высоких цен, низких цен, льготных цен, психологического ценообразования и т. д.).
Ценовая конкуренция все больше вытесняется неценовыми методами соперничества. Последние включают:
- – изменение свойств продукции;
- – создание нового продукта для удовлетворения прежних
потребностей;
- – создание товаров-новинок для удовлетворения новых потребностей;
- – обновление свойств товаров, являющихся символами моды, престижа;
- – совершенствование услуг по обеспечению сопутствующими товарами (технический сервис).
Можно выделить следующие основные типы конкурентного поведения: креативный, приспособленческий и гарантирующий.
При креативном типе действия конкурентов состоят из мер, направленных на создание каких-либо новых компонентов рыночных отношений, которые обеспечивали бы превосходство над соперниками. Например, создание новых товаров, в том числе субститутов, использование новых технологий, изменение маркетинговой стратегии и пр.
Приспособленческий тип состоит в учете инновационных изменений в производстве и сбыте, стремлении в наиболее сжатые сроки скопировать достижения конкурентов.
Гарантирующий типповедения основан на стремлении сохранить за собой достигнутые на рынке позиции, закрепиться в выбранной рыночной нише за счет повышения качества продукции, оказания дополнительных услуг (часто используется некрупными фирмами со слабым инновационным потенциалом).
Выбор конкурентного поведения зависит от ролевой и содержательной функций фирм в процессе их взаимодействия. В соответствии с ролевой функцией фирмы на рынке (по классификации Ф. Котлера) принято выделять следующие типы конкурентов:
1) лидеры;
2) вице-лидеры;
3) аутсайдеры (ведомые);
4) новички (в рыночных нишах).
Лидерам в первую очередь присущ креативный тип поведения, они ведут конкурентную борьбу по многим направлениям одновременно (ассортимент, сервис, инновации и т. д.).
Вице-лидеры, также имеющие значительный потенциал, чаще всего используют приспособленческий тип поведения, пытаясь предупредить действия конкурентов, связанные с модернизацией производства.
Аутсайдеры и новички (или, наоборот, окопавшиеся в рыночных нишах) обычно предпочитают гарантирующее конкурентное поведение.
Антимонопольная политика
Антимонопольная политикапредставляет собой серию законов, цель которых – предотвратить использование фирмами рыночной власти путем сокращения производства и повышения цен или проведения иной, антиконкурентной, практики. Главная проблема в реализации этой политики – ограничение монополистических тенденций олигополии. К основным мерам антимонопольной политики относится коррекция поведения фирмы и структурная политика. Меры по коррекции поведения состоят в том, что правительство заставляет ту или иную монополистическую структуру отказаться от следующих действий:
- фиксирования цен (картельный сговор по ценам);
- слияния компаний (трест – объединение производственной и коммерческой деятельности фирм с сосредоточением реальной власти у головной компании, синдикат – объединение коммерческой деятельности нескольких фирм);
- ценовой дискриминации – покупателю ставится обязательным условием дополнительное приобретение какого-либо товара;
- переплетения директоратов (запрещается быть членом совета директоров двух и более крупных компаний).
Монополизация рынка явным образом распространяется на компании, чья рыночная доля составляет 60 % и более.
Монополизм в российской экономике иного рода, чем в развитых странах. Многие крупные предприятия в нашей стране создавались искусственно – как единственные производители определенной продукции. При этом проблемы конкуренции имеют системообразующее значение для функционирования рыночной экономики.