Система цен в рыночной экономике
Цена является одной из самых важных и неотъемлемых категорий рыночной экономики, без которых она не может существовать. Опосредствуя различные экономические отношения и играя ведущую роль в их выражении, цены выступают в самых разнообразных видах и выполняют различные функции.
Анализ структуры цены
Перед формированием и характеристикой системы цен необходимо выделить те признаки, по которым мы сможем ту или иную экономическую категорию отнести к цене. С точки зрения воспроизводства в цене выделяются две части:
1) затратная, определяющая ту сумму расходов, которая была произведена при производстве товара или услуги. Получая за проданные товары или услуги денежные средства, мы компенсируем наши затраты, обеспечивая тем самым простое их воспроизводство;
2) доходная, уровень которой должен быть достаточен для социально-производственного развития самого предприятия или фирмы и отчислений государству для выполнения им общенародных функций - обороны, образования, поддержания порядка и т.д.
Это можно выразить с помощью схемы
Рис. 2. Воспроизводственная структура цены
Наличие того или иного элемента определяет принадлежность той или иной экономической категории к цене. Она, однако, может состоять и только из себестоимости, а по ряду продукции включать лишь элементы чистого дохода. Это, например, относится к реализации отходов, цена которых не содержит производственных затрат, а состоит лишь из элементов чистого дохода. По нашей методологии учета все затраты по отходам списываются на основную продукцию.
Если рассмотреть структуру цены по стадиям прохождения товара или услуги, то она выглядит следующим образом:
Затраты на производство |
Рис. 3. Структура цены в процессе прохождения товара
от производителя до конечного потребителя
Объединив все затраты и чистый доход на каждой из стадий, мы получили воспроизводственную структуру цены. Знание строения цены по стадиям прохождения товара позволяет государству и местным органам разрабатывать и использовать рычаги регулирования ее за счет снижения количества стадий прохождения товара (количества посредников и перекупщиков), фирмам и предприятиям снижать цены благодаря организации фирменных магазинов, переходя на прямые связи с потребителями. Розничные продавцы часто снижают цены, договариваясь с оптовыми торговцами или производителями о компенсации теми затрат и т.д., т.е. рассматриваемая структура цены является основой регулирования экономических отношений в рыночной экономике.
Рассматривать систему цен будем в нескольких аспектах.