V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета 5 страница
Класс (68 ч)
Тема | Характеристика основных видов деятельности учащихся |
Раздел «Как устроен мир» (6ч) | |
Природа Разнообразие природы. Как классифицируют объекты природы. Биология — наука о живой природе. Царства живой природы (растения, животные, грибы, бактерии). Ценность природы для людей | — Знакомитьсяс учебником и учебными пособиями по курсу «Окружающий мир» для 3 класса, с целями и задачами раздела «Как устроен мир»; — пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — доказывать, пользуясь иллюстрацией учебника, что природа удивительно разнообразна; раскрыватьценность природы для людей; — работать в паре: анализироватьтекст учебника, извлекатьиз него необходимую информацию; сравниватьобъекты неживой и живой природы по известным признакам; предлагатьзадание к рисунку учебника и оцениватьответы одноклассников; классифицировать объекты живой природы, осуществлятьсамопроверку; — формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке |
Человек Человек — часть природы. Отличие человека от других живых существ. Внутренний мир человека. Ступеньки познания человеком окружающего мира | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — находить сходствочеловека и живых существ и отличиеего от животных; — различатьвнешность человека и его внутренний мир; анализироватьпроявления внутреннего мира человека в его поступках, внешности, взаимоотношениях с людьми, отношении к природе; оцениватьбогатство внутреннего мира человека; — работать в паре: наблюдатьи описыватьпроявления внутреннего мира человека; обсуждать, как возникают богатства внутреннего мира человека; — моделироватьступени познания человеком окружающего мира в ходе ролевых игр; — формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке |
Проект «Богатства, отданные людям» Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы | В ходе выполнения проекта дети учатся: — определятьцель проекта; — распределять обязанностипо проекту в группах; — собирать материалв дополнительной краеведческой литературе, музее, Интернете, в ходе интервью; — подбиратьиллюстративный материал (фотографии, открытки, слайды), изготавливатьнедостающие иллюстрации (фотографии, рисунки), оформлятьстенд; — презентоватьпроект; — оцениватьрезультаты работы |
Общество Человек как член общества. Человечество. Семья как часть общества. Народ как часть общества, многообразие народов Земли. Страна (государство). Символы государства. Глава государства. Представление о гражданстве. Мы — граждане России | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — определятьместо человека в мире; — характеризоватьсемью, народ, государство как части общества; — обсуждатьвопрос о том, почему семья является важной частью общества; — сопоставлятьформы правления в государствах мира; — работать в группе: анализировать таблицус целью извлечения необходимой информации; описыватьпо фотографиям достопримечательности разных стран; соотноситьстраны и народы, осуществлятьсамопроверку; рассуждатьо многообразии и единстве стран и народов в современном мире; — формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке |
Что такое экология Экология как наука о связях между живыми существами и окружающей средой, её роль в жизни человека и общества. Экологические связи, их разнообразие | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — анализироватьтекст учебника с целью обнаружения взаимосвязей в природе, между природой и человеком, прослеживатьпо схеме обнаруженные взаимосвязи, рассказыватьо них, опираясь на схему; — работать в паре: анализироватьсхемы учебника и с их помощью классифицироватьэкологические связи; приводитьпримеры взаимосвязей живого и неживого, растений и животных, человека и природы; описыватьокружающую среду для природных объектов и человека; моделироватьсвязи организмов с окружающей средой, обсуждатьи оцениватьпредложенные модели; — формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке |
Природа в опасности! Положительное и отрицательное влияние человека на природу. Морская корова, странствующий голубь — примеры животных, исчезнувших по вине человека. Охрана природы. Заповедники и национальные парки — особоохраняемые природные территории | — Пониматьучебную задачу и стремитьсяеё выполнить; — устанавливать причинно-следственные связимежду поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды; различатьположительное и отрицательное влияние человека на природу; сравниватьзаповедники и национальные парки как виды особоохраняемых природных территорий; — работать в группе: сопоставлять(по фотографиям в учебнике) примеры отрицательного и положительного воздействия человека на природу; рассуждатьо том, почему люди не могут полностью прекратить использование природных богатств; объяснять, какое отношение к природе можно назвать ответственным, приводить примерытакого отношения из современной жизни; — моделироватьв виде схемы воздействие человека на природу; — обсуждать, как каждый может помочь природе; — работать со взрослыми: готовить сообщениео заповедниках и национальных парках в своём регионе, о природоохранных мероприятиях в своём городе (селе); участвоватьв природоохранной деятельности; — формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке |
Раздел «Эта удивительная природа» (18 ч) | |
Тела, вещества, частицы Знакомство с целями и задачами раздела. Тела, вещества, частицы. Естественные и искусственные тела. Твёрдые, жидкие, газообразные вещества | — Пониматьучебные задачи раздела и данного урока и стремитьсяих выполнить; — характеризоватьпонятия «тела», «вещества», «частицы»; — классифицироватьтела и вещества, приводить примерыестественных и искусственных тел, твёрдых, жидких и газообразных веществ; — наблюдатьопыт с растворением вещества, высказывать предположения, объясняющие результат опыта, доказыватьна основе опыта, что тела и вещества состоят из частиц; — работать в группе: проверятьс помощью учебника правильность приведённых утверждений; различатьтела и вещества, осуществлятьсамопроверку; моделироватьпроцесс растворения, а также расположение частиц в твёрдом, жидком и газообразном веществах; — формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке |
Разнообразие веществ Разнообразие веществ в окружающем мире. Химия — наука о веществах. Наиболее распространённые в быту вещества (соль, сахар, крахмал, кислоты). Обнаружение крахмала в продуктах. Кислотные дожди | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — наблюдать и характеризоватьсвойства поваренной соли, сахара, крахмала, кислоты; — практическая работа: ставить опытыпо обнаружению крахмала в продуктах питания, использоватьлабораторное оборудование, фиксироватьрезультаты исследования в рабочей тетради; — работать в паре: описыватьизучаемые вещества по предложенному плану; использоватьинформацию из текста учебника для объяснения содержания рисунков; — работать со взрослыми: различатьсахар, соль, крахмал по характерным признакам; — формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке |
Воздух и его охрана Воздух как смесь газов. Свойства воздуха. Источники загрязнения воздуха. Охрана чистоты воздуха | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — анализироватьсхему (диаграмму) с целью определения состава воздуха; — исследоватьс помощью опытов свойства воздуха; различатьцель опыта, ход опыта, вывод; фиксироватьрезультаты исследования в рабочей тетради; — работать в паре: объяснятьсвойства воздуха, используя знания о частицах; осуществлять самопроверку; извлекатьиз текста учебника информацию в соответствии с заданием; — работать со взрослыми: интервьюироватьвзрослых о мерах охраны чистоты воздуха в родном городе; — формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке |
Вода Вода как вещество. Значение воды для жизни на Земле. Свойства воды | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — практическая работа: исследоватьпо инструкции учебника свойства воды (определятьи называтьцель каждого опыта, устно описыватьего ход, формулироватьвыводы и фиксироватьих в рабочей тетради); — работать в паре: находитьглавные мысли учебного текста, раскрыватьих, используя информацию из текста; анализироватьсхемы учебника и применятьих для объяснения свойств воды; рассказыватьоб использовании в быту воды как растворителя, сравниватьсвой ответ с ответами одноклассников, обобщатьинформацию; — работать со взрослыми: проводитьмини-исследование об использовании питьевой воды в семье; — формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке |
Превращения и круговорот воды Три состояния воды. Круговорот воды в природе | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — высказывать предположенияо состояниях воды в природе; различатьтри состояния воды; — наблюдатьв ходе учебного эксперимента образование капель при охлаждении пара, формулироватьна основе наблюдения вывод о причинах образования облаков и выпадении дождя; — работать в паре: анализироватьрисунок-схему, объяснятьс его помощью особенности образования льда; рассказыватьпо схеме о круговороте воды в природе, осуществлятьвзаимопроверку; моделироватькругооборот воды в природе, осуществлять самопроверку; — формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке |
Берегите воду! Использование воды человеком. Источники загрязнения воды. Меры по охране чистоты воды и её экономному использованию | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — высказывать предположенияо том, почему нужно беречь воду; находитьи использоватьпри ответе на вопрос цифровые данные из учебника; — работать в паре: извлекатьиз текста учебника информацию в соответствии с заданием; анализироватьсхему в учебнике, сопоставлятьполученные сведения с информацией из текста; рассматриватьфотодокументы и высказыватьсоответствующие суждения; моделироватьв виде динамической схемы источники загрязнения воды, рассказыватьо загрязнении воды с помощью модели; обсуждатьспособы экономного использования воды; — работать со взрослыми: интервьюироватьвзрослых о мерах по охране чистоты воды в родном городе (селе); — формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке |
Что такое почва Почва как верхний плодородный слой земли. Состав почвы. Значение плодородия почвы для жизни растений. Животные почвы. Образование и разрушение почвы. Охрана почвы | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — анализироватьрисунок учебника по предложенным заданиям и вопросам; — высказыватьпредположения (гипотезы) о том, почему почва плодородна, обосновыватьих; — практическая работа: исследоватьсостав почвы в ходе учебного эксперимента, использоватьполученные данные для проверки выдвинутых гипотез; — анализироватьсхему связей почвы и растения; на основе схемы моделироватьсвязи почвы и растений; — обсуждатьвопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве; — характеризоватьпроцессы образования и разрушения почвы; характеризоватьмеры по охране почвы от разрушения (на основе материала учебника о деятельности В. В. Докучаева); — обсуждатьрассказ «Уважайте жизнь дождевого червя» из книги «Великан на поляне»; — формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке |
Разнообразие растений Группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Виды растений. Ботаника — наука о растениях | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — доказывать, используя свои знания и рису нок учебника, что растения очень разнообразны; — знакомитьсяс группами растений по материалам учебника; — работать в группе: классифицироватьрастения из предложенного списка, предлагатьподобные задания одноклассникам, проверятьи оцениватьих ответы; знакомитьсяпо учебнику с понятием «виды растений»; использоватьпредложенную информацию при характеристике групп растений; определятьрастения с помощью атласа-определителя, осуществлятьвзаимопроверку; — приводитьпримеры растений разных групп и видов с помощью атласа-определителя — используя книгу «Зелёные страницы», подготавливатьсообщение об одном из видов растений любой группы; — формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке |
Солнце, растения и мы с вами Дыхание и питание растений. Связи между растениями и окружающей средой. Роль растений в жизни животных и человека | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — выявлятьс помощью схемы сходство и различие процессов питания и дыхания растений; — моделироватьпроцессы дыхания и питания растений, рассказыватьоб этих процессах с помощью выполненной схемы; — выявлятьроль листьев, стебля и корня в питании растений; — доказывать, что без растений невозможна жизнь животных и человека; — формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке |
Размножение и развитие растений Опыление. Роль насекомых в опылении растений. Приспособленность растений к разным способам распространения плодов и семян. Развитие растений из семян | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — характеризоватьусловия, необходимые для размножения растений и их распространения; — наблюдатьв природе, как распространяются семена деревьев; — выявлятьроль животных в размножении и развитии растений; — характеризоватьс помощью схем стадии развития растения из семени; — работатьс терминологическим словариком; — формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке |
Охрана растений Роль растений в природе и жизни людей. Факторы отрицательного воздействия человека на мир растений. Растения, нуждающиеся в охране. Меры охраны растений. Правила поведения в природе | — Пониматьучебную задачу урока и стремиться её выполнить; — актуализироватьсведения, полученные в 1—2 классах, об исчезающих и редких растениях, о Красной книге, правилах поведения в природе; — характеризоватьфакторы отрицательного воздействия человека на мир растений; — обсуждатьматериалы книги «Великан на поляне» с целью выяснения правил поведения человека в природе; — оформлятьпамятку (книжку) «Берегите растения»; — формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке |
Разнообразие животных Многообразие животного мира. Классификация животных: черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери (млекопитающие). Виды животных. Зоология — наука о животных | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — актуализироватьзнания о животном мире, полученные в 1—2 классах; — классифицироватьживотных из списка, предложенного одноклассниками; — приводитьпримеры животных разных групп; — с помощью атласа-определителя «От земли до неба» определятьживотных, изображённых на рисунках, и относитьих к определённой группе; — обсуждатьрассказ «История с пиявкой» из книги «Великан на поляне»; — работатьс электронным приложением к учебнику; — работатьс терминологическим словариком; — формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке |
Кто что ест Классификация животных по способу питания: растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные. Цепи питания. Приспособление животных к добыванию пищи, к защите от врагов | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — характеризоватьживотных по типу питания; — приводитьпримеры животных по типу питания; — анализироватьсхемы цепей питания; — характеризоватьзащитные приспособления растений и животных; — обсуждатьматериал книги «Зелёные страницы» о божьих коровках; — обсуждатьроль хищников в поддержании равновесия в природе; — формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке |
Проект «Разнообразие природы родного края» Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы | В ходе выполнения проекта дети учатся: — определятьцель и этапы работы; — распределятьобязанности; — совместно со взрослыми определятьс помощью атласа-определителя растения, птиц, другие природные объекты, делать фотографии, зарисовки; — находитьв краеведческой литературе материалы о природе родного края; — составлятьи презентовать«Книгу природы родного края» |
Размножение и развитие животных Размножение и развитие животных разных групп | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — характеризоватьживотных разных групп по способу размножения; — моделироватьстадии размножения животных разных групп; — рассказывать, как заботятся домашние животные о своём потомстве; — обсуждатьматериалы книг «Зелёные страницы» и «Великан на поляне» о размножении животных; — работатьс терминологическим словариком; — формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке |
Охрана животных Роль животных в природе и жизни людей. Факторы отрицательного воздействия человека на мир животных. Исчезающие и редкие животные, занесённые в Красную книгу России. Правила поведения в природе. Меры по охране животного мира | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — актуализироватьзнания о редких и исчезающих животных, Красной книге России, полученные в 1—2 классах; — характеризоватьфакторы отрицательного воздействия человека на животный мир; — с помощью атласа-определителя и электронного приложения определятьживотных, занесённых в Красную книгу России; — обсуждатьмеры по охране животных; — обсуждатьматериалы книги «Великан на поляне» об исчезновении насекомых; — формулироватьс помощью экологических знаков правила поведения в природе; — с помощью дополнительной литературы готовитьсообщение о животных, занесённых в Красную книгу, которые не изучались ранее; — создатькнижку-малышку «Береги животных»; — формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке |
В царстве грибов Разнообразие грибов. Строение шляпочных грибов. Взаимосвязи грибов с деревьями. Грибы из Красной книги России. Съедобные, несъедобные, ядовитые грибы. Правила сбора грибов. Лишайники | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — характеризоватьстроение шляпочных грибов; — с помощью иллюстраций учебника и атласа- определителя различатьсъедобные, несъедобные и ядовитые грибы; — обсуждатьматериал рассказа «Кому нужен мухомор» из книги «Великан на поляне»; — моделироватьразличие грибов-двойников; — формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке |
Великий круговорот жизни Круговорот веществ. Основные звенья круговорота веществ: производители, потребители, разрушители. Роль почвы в круговороте веществ | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — характеризоватьорганизмы-производители, организмы-потребители и организмы-разрушители; — обсуждатьопасность исчезновения хотя бы одного из звеньев цепи круговорота веществ в природе; — моделироватькруговорот веществ в природе; — рассказыватьо круговороте веществ на Земле; — формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке |
Раздел «Мы и наше здоровье» (10 ч) | |
Организм человека Анатомия, физиология, гигиена как науки. Понятие об органах и системе органов тела человека: (на примерах пищеварительной, кровеносной, нервной систем). Измерение своего роста и массы тела | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — актуализироватьзнания по анатомии и физиологии человеческого организма, полученные во 2 классе; — характеризоватьсистемы органов человека (их части и назначение); — обсуждатьвзаимосвязь наук анатомии, физиологии и гигиены; — анализироватьсхемы расположения органов тела человека, уметь показыватьрасположение внутренних органов на своём теле и теле собеседника; — практическая работа в паре:измерение роста и массы тела человека; — работатьс терминологическим словариком; — формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке |
Органы чувств Органы чувств человека: глаза, уши, нос, язык, кожа, их роль в восприятии мира. Гигиена органов чувств | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — работать в группе:самостоятельно изучатьматериал темы и готовитьрассказы по предложенному плану; — распознаватьпредметы на ощупь и по запаху в ходе учебного эксперимента; — формулироватьправила гигиены органов чувств; — работатьс терминологическим словариком; — формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке |
Надёжная защита организма Кожа как орган защиты от повреждений и внешних воздействий. Свойства кожи. Гигиена кожных покровов. Первая помощь при повреждении кожных покровов (ранки, ушибы, ожоги, обморожение) | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — практическая работа: изучитьсвойства кожи; — характеризоватьсредства гигиены и ухода за кожей; — характеризоватьмеры первой помощи при повреждениях кожи; — работать в паре: осваиватьприёмы оказания первой помощи при повреждениях кожи; — подготовить рассказоб уходе за кожей; — работатьс терминологическим словариком; — формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке |
Опора тела и движение Опорно-двигательная система, её роль в организме человека. Осанка. Важность выработки и сохранения правильной осанки. Роль физической культуры в поддержании тонуса мышц | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — характеризоватьроль скелета и мышц в жизнедеятельности организма; — раскрыватьроль правильной осанки для здоровья человека; — следитьза правильной осанкой на уроке и вне его; — выполнятьфизкультминутки; — работатьс терминологическим словариком; — формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке |
Наше питание. Проект «Школа кулинаров» Питательные вещества, необходимые организму (белки, жиры, углеводы, витамины), продукты, в которых они содержатся. Пищеварительная система, её строение и функционирование. Гигиена питания. Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — практическая работа: определятьналичие питательных веществ в продуктах питания; — моделироватьстроение пищеварительной системы; — характеризоватьизменения, которые происходят с пищей в процессе переваривания; — обсуждатьправила рационального питания; — составлятьменю здорового питания; — работатьс терминологическим словариком; — формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке; — готовитьсяк выполнению проекта «Школа кулинаров» |
Дыхание и кровообращение Дыхательная и кровеносная системы, их строение и работа. Взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем. Измерение частоты пульса | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — актуализироватьзнания о лёгких и сердце, полученные во 2 классе; — характеризоватьстроение дыхательной системы и её роль в организме; — моделироватьстроение дыхательной системы — характеризоватьстроение кровеносной системы и роль крови и кровеносной системы в организме; — моделироватьстроение кровеносной системы; — обсуждатьвзаимосвязь дыхательной и кровеносной систем; — практическая работа в паре: измерятьпульс на запястье и подсчитыватьколичество его ударов в минуту при разной нагрузке; — работатьс терминологическим словариком; — работать со взрослыми: измерятьпульс у членов своей семьи; — формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке |
Умей предупреждать болезни Закаливание как фактор предупреждения заболеваний. Способы закаливания организма. Предупреждение инфекционных болезней и аллергии. Правила поведения в случае заболевания | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — характеризоватьфакторы закаливания; — формулироватьправила закаливания; — составлять памяткупо закаливанию; — составлятьинструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний; — работатьс терминологическим словариком; — регулярно проводитьзакаливание своего организма; — формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке |
Здоровый образ жизни Понятие о здоровом образе жизни. Правила здорового образа жизни для школьников | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — различатьфакторы, укрепляющие здоровье, и факторы, негативно на него влияющие; — обсуждатьи формулироватьправила здорового образа жизни и старатьсясоблюдать; — работатьс терминологическим словариком; — формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке |
Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений | — Выполнятьтесты с выбором ответа; — оцениватьправильность/неправильность предложенных ответов; — адекватно оцениватьсвои знания в соответствии с набранными баллами |
Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие при- роды родного края», «Школа кулинаров» Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений | — Выступатьс подготовленными сообщениями, иллюстрироватьих наглядными материалами; — обсуждатьвыступления учащихся; — оцениватьсвои достижения и достижения других учащихся |
Раздел «Наша безопасность» (7 ч) | |
Огонь, вода и газ Знакомство с целями и задачами раздела. Действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа | — Пониматьучебные задачи раздела и данного урока и стремитьсявыполнить; — актуализироватьзнания об опасностях в быту, полученные в 1—2 классах; — характеризоватьдействия при пожаре, аварии водопровода и утечке газа; — моделироватьдействия при этих ситуациях в виде схем и ролевой игры; — называтьнаизусть телефоны экстренного вызова, родителей, соседей; — работатьс терминологическим словариком; — анализироватьсхему эвакуации из школы и моделироватьеё в ходе учебной тревоги; — формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке |
Чтобы путь был счастливым Правила безопасного поведения по дороге в школу, при переходе улицы, езде на велосипеде, в автомобиле, общественном транспорте | — Пониматьучебную задачу урока и стремиться её выполнить; — актуализироватьправила безопасного поведения на улице, полученные в 1—2 классах; — работать в группах: изучатьпо материалам учебника правила поведения на улице и в транспорте, готовитьсообщения; — обсуждатьпредложенные ситуации, которые являются потенциально опасными; — выполнятьтесты с выбором ответа о правильном/ неправильном поведении на улице и в транспорте; — моделироватьсвои действия в ходе ролевой игры; — формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке |
Дорожные знаки Дорожные знаки. Знаки предупреждающие, запрещающие, предписывающие, знаки особых предписаний, знаки сервиса | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — актуализироватьзнание дорожных знаков, полученное в 1—2 классах; — анализироватьразные типы знаков, обсуждать,как они помогают пешеходам; — выполнятьтесты с выбором ответа, требующие знания дорожных знаков; — моделироватьв виде схемы путь от дома до школы с обозначением имеющихся дорожных знаков; — работатьс терминологическим словариком; — формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке |
Проект «Кто нас защищает» Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распре- деление заданий, обсуждение способов и сроков работы | В ходе выполнения проекта дети учатся: — находитьв Интернете и других источниках информации сведения о Вооружённых силах России, деятельности полиции, службы пожарной охраны, МЧС; — интервьюироватьветеранов Великой Отечественной войны, военнослужащих, сотрудников полиции, пожарной охраны, МЧС; — оформлятьсобранные материалы в виде стендов, альбомов и т. д.; — презентоватьи оцениватьрезультаты проектной деятельности |
Опасные места Правила поведения в потенциально опасных местах: на балконе, в лифте, на стройплощадке, пустыре, в парке, лесу, на обледеневших поверхностях и т. д | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — актуализироватьполученные ранее знания о потенциально опасных местах; — обсуждатьпотенциальные опасности в доме и вне его; — работать со взрослыми: составлятьсхему своего двора и окрестностей с указанием опасных мест; — формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке |
Природа и наша безопасность Опасности природного характера (гроза, ядовитые растения и грибы, змеи, собаки, кошки) | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — характеризоватьопасности природного характера; — находитьв атласе-определителе «От земли до неба» информацию о ядовитых растениях и грибах; — обсуждатьрассказ «Опасные двойники» из книги «Зелёные страницы»; — характеризоватьправила гигиены при общении с домашними животными; — отличатьгадюку от ужа; — формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке |
Экологическая безопасность Экологическая безопасность. Цепь загрязнения. Правила экологической безопасности. Знакомство с устройством и работой бытового фильтра для очистки воды | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — анализироватьпо схеме цепь загрязнения; — приводитьпримеры цепей загрязнения; — моделироватьпути поступления загрязняющих веществ в организм; — обсуждатьпроблему экологической безопасности и меры по охране окружающей среды; — практическая работа: знакомитьсяс устройством и работой бытового фильтра для очистки воды; — работатьс терминологическим словариком; — формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке |
Раздел «Чему учит экономика» (12 ч) | |
Для чего нужна экономика Потребности людей. Удовлетворение потребностей людей — главная задача экономики. Товары и услуги | — Пониматьучебные задачи раздела и данного урока и стремитьсяих выполнить; — раскрыватьпонятия «экономика», «потребности», «товары», «услуги»; — различатьтовары и услуги; приводитьпримеры товаров и услуг; — характеризоватьроль труда в создании товаров и услуг; — работатьс терминологическим словариком; — работать со взрослыми: прослеживать, какие товары и услуги были нужны семье в течение дня; — формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке |
Природные богатства и труд людей — основа экономики Использование природных богатств в экономике. Бережное использование природных богатств. Роль труда людей в экономике, труд умственный и физический. Роль образования в экономике | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — раскрыватьроль природных богатств и труда людей в экономике по предложенному плану; — приводить примерыиспользования природных богатств и труда в процессе производства товаров; — прослеживатьвзаимосвязь труда людей разных профессий; — объяснятьзначение образования для успешного труда человека в выбранной сфере деятельности; — работать со взрослыми: выяснятьроль профессий родителей в экономике; — работатьс терминологическим словариком; — формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке |
Полезные ископаемые Понятие о полезных ископаемых. Наиболее важные в экономике полезные ископаемые. Значение, способы добычи и охрана полезных ископаемых | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — актуализироватьзнания о полезных ископаемых, полученные в 1—2 классах; — определятьполезные ископаемые с помощью атласа-определителя «От земли до неба»; — выявлять, при производстве каких товаров применяются изучаемые полезные ископаемые; — характеризоватьособенности добычи различных полезных ископаемых (шахты, карьеры, нефтяные вышки); — с помощью атласа-определителя готовитьсообщения о каком-либо полезном ископаемом; — работатьс терминологическим словариком; — работать со взрослыми:в краеведческом музее выяснять, какие полезные ископаемые добываются в регионе; — формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке |
Растениеводство Сельское хозяйство как составная часть экономики. Растениеводство как отрасль сельского хозяйства. Использование культурных растений для производства продуктов питания и промышленных товаров. Классификация культурных растений: зерновые, кормовые и прядильные культуры, овощи, фрукты, цветы. Труд растениеводов | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — актуализироватьзнания о дикорастущих и культурных растениях, полученные в 1—2 классах; — практическая работа в паре: исследовать выданное учителем сельскохозяйственное растение и описыватьего по плану; — обсуждать, зачем люди занимаются растениеводством; — различатьи классифицироватькультурные растения; — определятьс помощью атласа-определителя культурные растения; — характеризоватьроль выращивания культурных растений в экономике и труд растениеводов; — выявлятьсвязь растениеводства и промышленности; — работатьс терминологическим словариком; — исследовать, какие продукты растениеводства используются в семье в течение дня; — работать со взрослыми: интервьюироватьработников сельского хозяйства; — формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке |
Животноводство Животноводство как отрасль сельского хозяйства. Домашние сельскохозяйственные животные: млекопитающие, птицы, рыбы, насекомые. Содержание и разведение домашних сельскохозяйственных животных, их роль в экономике. Труд животноводов | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — актуализироватьзнания о диких и домашних животных, полученные в 1—2 классах; — классифицироватьдомашних сельскохозяйственных животных; — характеризоватьроль разведения сельскохозяйственных животных в экономике и труд животноводов; — выявлятьвзаимосвязь растениеводства, животноводства и промышленности; — работатьс терминологическим словариком; — исследовать, какие продукты животноводства использует семья в течение дня; — работать со взрослыми: интервьюироватьработников животноводства; — формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке |
Какая бывает промышленность Промышленность как составная часть экономики. Отрасли промышленности: добывающая, электроэнергетика, металлургия, машиностроение, электронная, химическая, лёгкая, пищевая | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — характеризоватьотрасли промышленности по их роли в производстве товаров; — соотноситьпродукцию и отрасли промышленности; — выявлятьвзаимосвязь отраслей промышленности; — характеризоватьтруд работников отраслей промышленности; — работатьс терминологическим словариком; — работать со взрослыми: найтив краеведческой литературе или выяснитьу взрослых членов семьи, какие отрасли промышленности, какие крупные предприятия есть в регионе; — формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке |
Проект «Экономика родного края» Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распре- деление заданий, обсуждение способов и сроков работы | В ходе выполнения проекта дети учатся: — собиратьинформацию об экономике своего края (города, села); — оформлятьсобранные материалы в виде фотовыставки, стенгазеты, альбома и т. д.; — коллективно составлятькнигу-справочник «Экономика родного края»; — презентоватьи оцениватьрезультаты проектной деятельности |
Что такое деньги Обмен товарами: бартер, купля-продажа. Роль денег в экономике. Виды денежных знаков (банкноты и монеты). Денежные единицы различных стран. Зарплата и сбережения | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — характеризоватьвиды обмена товарами (бартер и купля-продажа); моделироватьситуации бартера и купли-продажи; — раскрыватьроль денег в экономике; — различатьденежные единицы разных стран; — практическая работа в паре: рассматриватьи сравниватьмонеты России по внешнему виду, устно описыватьих; — работатьс терминологическим словариком; — формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке |
Государственный бюджет Понятие о государственном бюджете, расходах и доходах. Источники доходов. Основные статьи расходов государства | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — характеризоватьгосударственный бюджет, его доходы и расходы — определять, люди каких профессий получают зарплату из государственного бюджета; — выявлятьвзаимосвязь между доходами и расходами государства; — моделироватьдоходы и расходы государства в виде математических задач; — работатьс терминологическим словариком; — формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке |
Семейный бюджет Понятие о семейном бюджете, доходах и расходах семьи | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — характеризоватьсемейный бюджет, его доходы и расходы; — выявлятьсходство и различия государственного и семейного бюджета и их взаимосвязь; — определять, какие доходы и из каких источников может иметь семья; — обсуждать, какие расходы семьи являются первостепенными, а какие — менее важными; — моделироватьсемейный бюджет; — работатьс терминологическим словариком; — формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке |
Экономика и экология (2 ч) Положительное и отрицательное воздействие экономики на окружающую среду. Взаимозависимость экономики и экологии. Экологические прогнозы, их влияние на экономику | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — актуализироватьзнания о влиянии человека на окружающую среду, полученные в 1—2 классах; — характеризоватьвредное воздействие различных отраслей экономики на окружающую среду; — раскрыватьвзаимосвязь между экономикой и экологией; — обсуждать, почему при осуществлении любого экономического проекта в настоящее время осуществляется экологическая экспертиза; — приводитьпримеры изменения экономических проектов под влиянием экологов; — моделироватьэкологические прогнозы; — работатьс терминологическим словариком; — работать со взрослыми: выяснять, какие меры экологической безопасности предпринимаются в регионе; — формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке |
Раздел «Путешествия по городам и странам» (15 ч) | |
Золотое кольцо России (3 ч) Золотое кольцо России — слава и гордость страны. Города Золотого кольца (Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов, Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль, Владимир и др.), их достопримечательности | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — прослеживатьмаршрут путешествия по карте в учебнике и настенной карте России; — рассказыватьо достопримечательностях городов Золотого кольца; — узнаватьдостопримечательности городов Золотого кольца по фотографиям; — составлятьвопросы к викторине по Золотому кольцу; — моделироватьмаршрут Золотого кольца, используя фотографии достопримечательностей, сувениры и т. д.; — выполнятьзадания из электронного приложения к учебнику; — с помощью Интернета готовитьсообщение о любом городе Золотого кольца; — формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке |
Проект «Музей путешествий» Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распре- деление заданий, обсуждение способов и сроков работы | В ходе выполнения проекта дети учатся: — собиратьэкспонаты для музея (фотографии, открытки, значки и др.), составлять этикетки(кем, когда и где собран материал); — оформлятьэкспозицию музея; — готовитьсообщения (экскурсии по музею); — презентоватьсвои сообщения с демонстрацией экспонатов |
Наши ближайшие соседи Государства, граничащие с Россией, их столицы | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — показыватьна карте России её границы и пограничные государства, их столицы, в том числе страны, граничащие только с Калининградской областью или имеющие с Россией только морские границы; — обсуждать,почему с государствами-соседями нужно иметь добрососедские отношения; — выполнятьзадания из электронного приложения к учебнику; — работатьс терминологическим словариком; — с помощью дополнительной литературы готовитьсообщения о странах, граничащих с Россией; |
На севере Европы Страны севера Европы (Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания, Исландия), их столицы, государственное устройство, государственные языки, флаги, достопримечательности, знаменитые люди | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — работать в группе:самостоятельно изучитьматериал учебникао странах севера Европы (каждой группе по одной стране), подготовитьсообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступатьодному из представителей группы или распределятьматериал на несколько сообщений; — соотноситьгосударства и их флаги; — узнаватьпо фотографиям достопримечательности изучаемых стран; её замечательных людей; — составлятьвопросы к викторине по странам севера Европы; — формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке |
Что такое Бенилюкс Страны Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург), их столицы, государственное устройство, флаги, достопримечательности | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — работать в группе:самостоятельно изучитьматериал о странах Бенилюкса (каждой группе по одной стране), подготовитьсообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступатьодному из представителей группы или распределятьматериал на несколько сообщений; — составлятьвопросы к викторине по странам Бенилюкса; — описыватьдостопримечательности стран Бенилюкса по фотографиям; — выполнять заданияэлектронного приложения к учебнику; — используя дополнительную литературу, находитьнесколько интересных фактов по изучаемым странам; — формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке |
В центре Европы Страны центра Европы: Германия, Австрия, Швейцария, их столицы, флаги, достопримечательности, знаменитые люди | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — работать в группе:самостоятельно изучитьматериал о странах центра Европы (каждой группе по одной стране), подготовитьсообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступатьодному из представителей группы или распределятьматериал на несколько сообщений; — узнаватьи описыватьдостопримечательности по фотографиям; — выполнятьзадания по электронному приложению к учебнику; — моделироватьдостопримечательности из пластилина; — формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке |
В центре Европы Страны центра Европы: Германия, Австрия, Швейцария, их столицы, флаги, достопримечательности, знаменитые люди | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — работать в группе:самостоятельно изучитьматериал о странах центра Европы (каждой группе по одной стране), подготовитьсообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступатьодному из представителей группы или распределятьматериал на несколько сообщений; — узнаватьи описыватьдостопримечательности по фотографиям; — выполнятьзадания по электронному приложению к учебнику; — моделироватьдостопримечательности из пластилина; — формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке |
По Франции и Великобритании (Франция) Франция, её местоположение на карте, столица, государственное устройство, государственные символы, достопримечательности, знаменитые люди | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — работать в группе:самостоятельно изучитьматериал о Франции, подготовитьсообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступатьодному из представителей группы или распределятьматериал на несколько сообщений; — описыватьдостопримечательности Франции по фотографиям; — составлятьвопросы для викторины о Франции; — выполнятьзадания из электронного приложения к учебнику; — в дополнительной литературе и Интернете находитьинтересные факты о Франции; — формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке |
По Франции и Великобритании (Великобритания) Великобритания, её местоположение на карте, столица, государственное устройство, государственные символы, достопримечательности, знаменитые люди | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — работать в группе:самостоятельно изучитьматериал о Великобритании, подготовитьсообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступатьодному из представителей группы или распределятьматериал на несколько сообщений; — описыватьдостопримечательности Великобритании по фотографиям; — составлять вопросыдля викторины о Великобритании; — выполнять заданияиз электронного приложения к учебнику; — в дополнительной литературе и Интернете найтиинтересные факты о Великобритании; — формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке |
На юге Европы Греция и Италия, их географическое положение, столицы, государственное устройство, факты истории, памятники архитектуры и искусства, города | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — работать в группе:самостоятельно изучитьматериал о Греции и Италии, подготовитьсообщения с показом местоположения стран и их столиц на политической карте Европы; выступатьодному из представителей группы или распределятьматериал на несколько сообщений; — составлятьвопросы к викторине по Греции и Италии; — описыватьдостопримечательности Греции и Италии по фотографиям; — выполнять заданияэлектронного приложения к учебнику; — используя дополнительную литературу, находитьинтересные факты об изучаемых странах; — формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке |
По знаменитым местам мира Отдельные памятники архитектуры и искусства, являющиеся символами стран, в которых они находятся (Тадж-Махал в Индии, египетские пирамиды, статуя Свободы в США, здание Сиднейской оперы) | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — соотноситьпамятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся; — обсуждатьцели международного туризма; — работатьс картой; — описыватьпо фотографиям изучаемые достопримечательности; — находитьв дополнительной литературе и Интернете материал о достопримечательностях разных стран, готовитьсообщения; — формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке |
Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений | — Выполнятьтесты с выбором ответа; — оцениватьправильность/неправильность предложенных ответов; — адекватно оцениватьсвои знания в соответствии с набранными баллами |
Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий» (2 ч) Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений | — Выступатьс подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; — обсуждатьвыступления учащихся; — оцениватьсвои достижения и достижения других учащихся |