III. Рекомендации по выполнению заданий
И подготовке к семинарскому занятию
При изучении данной темы следует обратить особое внимание на принципиальную разницу объяснения источников общественного богатства между меркантилистами и физиократами. Последние сделали важный шаг вперед, признав, что таким источником является вовсе не внешняя торговля, а сфера сельскохозяйственного производства. Тем самым физиократы подготовили почву для классиков политической экономии, которые главное внимание уделяли не сфере обращения, а сфере производства в целом. Это предопределило переход экономической науки на качественно новый уровень развития. При подготовке доклада об «Экономической таблице» Ф. Кенэ необходимо не только уяснить революционную суть его макроэкономического подхода, но и постараться показать своим слушателям какую роль сыграл этот подход в развитии современной экономической теории.
IV. Рекомендуемые источники
Основная литература:
1. История экономических учений /под общ. ред. В. Автономова и др. - М.: 2008. – Гл. 2.
2. Синельник, Л. В. История экономических учений /Л.В. Синельник. - М.: 2010. – Гл. 2,3,4.
3. Фомишин, С. В. История экономических учений /С.В. Фомишин. - Ростов н/Д: 2008. – С. 75-84.
4. Экономическая история мира. Европа. Том 1. /под ред. М. В. Конотопова. - М.: 2006. – Гл. 12.
5. Ядгаров, Я. С. История экономических учений /Я. С. Ядгаров. - М.: 2008. – Гл. 4,6,7.
6. Пайда, Г. В. История экономических учений. Модуль 1 : учеб. пособие. - Ростов н/Д: 2009.
Дополнительная литература
1. Аникин, А. В. Юность науки / А.В. Аникин. - М.: 1985.
2. Блауг, М. Экономическая мысль в ретроспективе /М. Блауг. - М.: 1994.
3. Майбурд, Е. М. Введение в историю экономической мысли /Е. М. Майбурд. - М.: 1996.
V. Контрольные вопросы для самопроверки
1. В чем заключается различие во взглядах меркантилистов и физиократов на источники общественного богатства?
2. Что такое активный торговый баланс?
3. Какую роль в экономической жизни должно согласно теории меркантилистов играть государство?
4. Какую роль в теории Ф. Кенэ играет категория «чистый продукт»?
5. Каковы особенности воззрений Ф. Кенэ о сущности капитала, производительном труде и классовой структуре общества?
6. В чем состоит историко-экономическое значение «Экономической таблицы» Ф. Кенэ?
Модуль 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ НЕРЕГУЛИРУЕМОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
Тема 2.1. Классическая политическая экономия
I. Задания для самостоятельной работы
1.Дайте определение классической школы политической экономии с точки зрения отличия ее предмета и методологии от предшествующих течений экономической мысли. См.: Ядгаров, Я. С. История экономических учений /Я.С. Ядгаров. - М.: 2008. – С. 71-73.
2. Дайте определение введенного А. Смитом разделения капитала на основной и оборотный. Объясните различие между этими частями капитала с точки зрения их участия в создании конечного продукта. См.: Белоусов, В. М. История экономических учений / В.М. Белоусов, Т.В. Ершова. - Ростов н/Д: 1999. – С. 70-71.
3. Объясните, что понимал А. Смит под «невидимой рукой провидения». См.: Бартенев, С. А. История экономических учений /С. А. Бартенев. - М.: 2004. – С. 69-70 и 73-74.
4. Составьте конспект следующего фрагмента основного труда А. Смита: А. Смит. Исследование о природе и причинах богатства народов // Антология экономической классики. Т.1. М.: 1991. – С.83-97.
5. Примите участие в групповом проекте (5 студентов) направленном на углубленное изучение следующей проблемы: «О влиянии учения А. Смита на экономические взгляды русских экономистов Н.С. Мордвинова, А.К. Шторха, М.М. Сперанского». Результатом группового проекта должна стать письменная работа и компьютерная презентация его итогов.
II. План семинарского занятия
(форма обучения очная)
1. Общая характеристика классической политической экономии.
2. Экономическое учение У. Петти.
3. Экономическая теория Адама Смита.
4. Д. Риккардо – экономист эпохи промышленного переворота.
III. Рекомендации по выполнению заданий