Измерения и нечисловые признаки

Для лучшего понимания дальнейшего материала необходимо пояснить некоторые важные аспекты измерений вообще и специфику измерений в экономике в частности. Исходно первоначальными признаками измерения являются получение информации, сопоставление (сравнение) ее и упорядочение соответствующих данных. Более традиционным и способным приводить к практически используемым результатам является представление об операции измерения, приводящей к числовому значению. Наконец, наиболее точное и одновременно самое узкое определение измерения Измерения и нечисловые признаки - student2.ru предполагает наличие эталона (стандарта) единицы измерения, сравнение с которым и приводит к получению соответствующих чисел (количественной меры), показывающих количество единиц измерения в данной величине.

Соответственно вводятся шкалы измерения, из которых наиболее распространены и удобны шкалы отношений Измерения и нечисловые признаки - student2.ru , или пропорциональные шкалы Измерения и нечисловые признаки - student2.ru , имеющие абсолютный нуль. В таких шкалах начало отсчета нельзя выбрать произвольно — они представляют собой интервальные шкалы с естественным началом. Впрочем, довольно часто именно жесткое фиксирование абсолютного нуля представляется чрезмерным требованием, и тогда пользуются просто интервальными шкалами Измерения и нечисловые признаки - student2.ru без указания абсолютного нуля, допускающими не только упорядочение объектов по количественному признаку какого-либо свойства, но и сравнение между собой разности соответствующих количественных значений.

С точки зрения экономики и экономической статистики весьма важна большая близость (переходящая во внутреннее единство) задачи измерения и задачи классификации. Дело в том, что классификация представляет собой важный частный случай группировки Измерения и нечисловые признаки - student2.ru (устойчивую группировку). В свою очередь, группировка является центральным компонентом разбиения на интервалы, формирующим вариационные ряды и ряды динамики. Кроме того, без измерения (и нередко без соответствующей классификации) невозможно составить никакие уравнения эконометрики, моделирующие поведение экономических систем, процессов и явлений.

Специфика измерений в экономике заключается в наличии большого числа разнородных данных, которые должны быть включены в общую схему, интегрирующую данные различной природы в контексте единой, например, стоимостной интерпретации универсального характера. Количественные характеристики экономики дополняются структурными характеристиками, выражающими качественную сторону явлений и процессов. Более того, имеются так называемые латентные (скрытые) характеристики экономики, которые невозможно измерить непосредственно. Эта проблема разрешается нахождением подходящего экономического (финансового) индикатора, с помощью которого и выражают латентные переменные.

Для всех измерений в экономике важнейшей проблемой является неконтролируемость погрешностей измерений, и поэтому особую важность приобретает правильная интерпретация точности измерений. Она связана с рядом следующих факторов:

· адекватное определение экономических величин и системы основных положений, на базе которых и формируется понятие о точности экономических измерений;

· определение экономических показателей и конструирование измерителей;

· выработка правил агрегирования и свертки экономических показателей;

· выработка правил и методов измерения и некоторых других.

Базой данных для эконометрических исследований служат либо данные бухгалтерского учета, либо специально организованных наблюдений, либо официальной статистики.

Теория измерений (ТИ) Измерения и нечисловые признаки - student2.ru является одним из инструментов эконометрики. Она входит в состав статистики объектов нечисловой природы. Необходимость использования ТИ при анализе экономических данных рассмотрим на примере экспертного оценивания, в частности в связи с агрегированием мнений экспертов, построением обобщенных показателей и рейтингов.

Использование числовых величин Измерения и нечисловые признаки - student2.ru в жизни и хозяйственной деятельности людей отнюдь не всегда предполагает, что они полностью обладают всеми свойствами чисел, т.е. что можно складывать и умножать, производить иные арифметические действия. Что бы вы сказали о человеке, который занимается умножением телефонных номеров? И далеко не всегда 2 + 2 = 4. Если вы вечером поместите в клетку двух животных, а потом еще двух, то необязательно можно утром найти в этой клетке четырех животных. Их может быть и много больше, если вечером вы загнали в клетку овцематок или беременных кошек. Их может быть и меньше, если к двум волкам поместить двух ягнят. Числовые величины, таким образом, используются гораздо шире, чем просто в арифметике чисел.

Так, например, мнения экспертов часто выражены в порядковой шкале, т.е. эксперт может сказать (и обосновать), что один показатель качества продукции более важен, чем другой, первый технологический объект более опасен, чем второй, и т.д. Но он не в состоянии сказать, во сколько раз или насколько более важен или, соответственно, более опасен. Экспертов часто просят дать ранжировку (упорядочение) объектов экспертизы, т.е. расположить их в порядке возрастания (или убывания) интенсивности интересующей организаторов экспертизы характеристики. Ранг Измерения и нечисловые признаки - student2.ru — это номер (объекта экспертизы) в упорядоченном ряду значений характеристики у различных объектов. Такой ряд в статистике называется вариационным. Формально ранги выражаются числами 1, 2, 3..., но с этими числами нельзя выполнять привычные арифметические операции. Например, хотя в арифметике 1 + 2 = 3, но нельзя утверждать, что для объекта, стоящего на 3-м месте в упорядочении, интенсивность изучаемой характеристики равна сумме интенсивностей объектов с рангами 1 и 2.

Так, один из видов экспертного оценивания — оценки учащихся. Вряд ли кто-либо будет утверждать, что знания отличника равны сумме знаний двоечника и троечника (хотя 5 = 2+3), хорошист соответствует двум двоечникам (2 + 2 = 4), а между отличником и троечником такая же разница, как между хорошистом и двоечником (5 - 3 = 4 - 2). Поэтому очевидно, что для анализа подобного рода качественных данных нужна не арифметика, а другая теория, дающая базу для разработки, изучения и применения конкретных методов расчета. Это и есть ТИ.

В настоящее время термин «теория измерений» применяется для обозначения целого ряда научных дисциплин: классической метрологии (наука об измерениях физических величин), рассматриваемой здесь ТИ, некоторых других направлений, например, алгоритмической теории измерений. Обычно из контекста понятно, о какой конкретно теории идет речь.

Все шкалы измерения делят на две группы: шкалы качественных признаков и шкалы количественных признаков. Порядковая шкала Измерения и нечисловые признаки - student2.ru и шкала наименований Измерения и нечисловые признаки - student2.ru — основные шкалы качественных признаков Измерения и нечисловые признаки - student2.ru , поэтому во многих конкретных областях результаты качественного анализа можно рассматривать как измерения по этим шкалам. Шкалы количественных признаков Измерения и нечисловые признаки - student2.ru — это шкалы интервалов, отношений, разностей, абсолютная шкала. По шкале интервалов Измерения и нечисловые признаки - student2.ru измеряют величину потенциальной энергии или координату точки на прямой. В этих случаях на шкале нельзя отметить ни естественное начало отсчета, ни естественную единицу измерения. Исследователь должен сам задать точку отсчета и сам выбрать единицу измерения. Допустимыми преобразованиями в шкале интервалов являются линейные возрастающие преобразования, т.е. линейные функции. Температурные шкалы Цельсия и Фаренгейта связаны именно такой зависимостью: °С = 5/9(°F - 32), где °С — температура (в градусах) по шкале Измерения и нечисловые признаки - student2.ru Цельсия Измерения и нечисловые признаки - student2.ru Измерения и нечисловые признаки - student2.ru Измерения и нечисловые признаки - student2.ru , a °F — температура по шкале Измерения и нечисловые признаки - student2.ru Фаренгейта Измерения и нечисловые признаки - student2.ru .

Из количественных шкал наиболее распространенными в науке и практике являются шкалы отношений Измерения и нечисловые признаки - student2.ru . В них есть естественное начало отсчета — нуль, т.е. отсутствие величины, но нет естественной единицы измерения. По шкале отношений измерено большинство физических единиц: масса тела, длина, заряд, а также цены в экономике. Допустимыми преобразованиями в шкале отношений являются подобные (изменяющие только масштаб). Другими словами, линейные возрастающие преобразования без свободного члена, например, пересчет цен из одной валюты в другую по фиксированному курсу. Предположим, мы сравниваем экономическую эффективность двух инвестиционных проектов, используя цены в рублях. Пусть первый проект оказался лучше второго. Теперь перейдем на валюту Китая — юани, используя фиксированный курс пересчета. Очевидно, первый проект должен опять оказаться более выгодным, чем второй. Однако алгоритмы расчета не обеспечивают автоматически выполнения этого условия, и надо проверять, что оно выполнено. Результаты подобной проверки для средних величин описаны ниже.

В шкале разностей Измерения и нечисловые признаки - student2.ru есть естественная единица измерения, но нет естественного начала отсчета. Время измеряется по шкале разностей, если год (или сутки — от полудня до полудня) принимаем естественной единицей измерения, и по шкале интервалов — в общем случае. На современном уровне знаний естественного начала отсчета указать нельзя. Дату сотворения мира различные авторы рассчитывают по-разному, равно как и момент Рождества Христова.

Только для абсолютной шкалы Измерения и нечисловые признаки - student2.ru результаты измерений — числа в обычном смысле слова, например, число людей в комнате. Для абсолютной шкалы допустимым является только тождественное преобразование.

В процессе развития соответствующей области знания тип шкалы может меняться. Так, сначала температура измерялась по порядковой шкале Измерения и нечисловые признаки - student2.ru (холоднее — теплее). Затем — по интервальной Измерения и нечисловые признаки - student2.ru (шкалы Цельсия Измерения и нечисловые признаки - student2.ru , Фаренгейта Измерения и нечисловые признаки - student2.ru , Реомюра Измерения и нечисловые признаки - student2.ru Измерения и нечисловые признаки - student2.ru Измерения и нечисловые признаки - student2.ru ). Наконец, после открытия абсолютного нуля температуру можно считать измеренной по шкале отношений Измерения и нечисловые признаки - student2.ru (шкала Измерения и нечисловые признаки - student2.ru Кельвина Измерения и нечисловые признаки - student2.ru ). Надо отметить, что среди специалистов иногда имеются разногласия по поводу того, по каким шкалам следует считать измеренными те или иные реальные величины. Другими словами, процесс измерения включает в себя и определение типа шкалы (вместе с обоснованием выбора определенного типа шкалы). Кроме перечисленных шести основных типов шкал иногда используют и другие.

2.2.

Наши рекомендации